Архитектура модерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Архитектура модерна – явление яркое и неоднозначное. Долгое время вопрос о культуре модерна был как бы в подполье и целая эпоха, одна из самых интересных и таинственных в истории искусства человечества оставалась практически забытой. Сейчас появилось представление об архитектуре конца XIX – начала XX века, как о явлении самостоятельном, обычно характеризуемом

Файлы: 1 файл

ГЛАВНАЯ.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

2.1 Московский модерн Федора Шехтеля

 

С именем Федора Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За годы своей творческой деятельности он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типографии. Кроме того, мастер оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал церковную утварь.

Важнейшим для Ф. Шехтеля стал 1893 г., когда он получил крупный заказ на особняк от богатейшего московского купца С. Т. Морозова, постройка которого оказалась поворотным моментом его архитектурной карьеры. Получивший образование в Кембридже, владелец остановился на проекте, выполненном в английском викторианском стиле, предоставив архитектору неограниченные финансовые возможности для оформления интерьеров. Ф. Шехтелю выпала редкая удача максимальной самореализации, которую он сумел использовать в полной мере.

В июне 1900 г. архитектор создал проект своего самого известного модернистского сооружения – особняка московского миллионера  
С. П. Рябушинского, в годы постройки которого к нему пришло подлинное признание – он стал одним из самых популярных зодчих Москвы. Формы особняка Рябушинского впервые в его творчестве были полностью освобождены от реминисценций исторических стилей и представляли собой интерпретации природных мотивов. Впрочем, источником его облика стала не только собственная творческая фантазия автора. Современники отмечали «его основательное знакомство с текущей западной архитектурной литературой». [8]

Обозначение формальных влияний европейского модерна, которое, по сути, сформировало модерн Ф. Шехтеля, не умаляет его собственной яркой творческой индивидуальности. Из столь разнообразных новых художественных впечатлений он сумел отобрать то, что было созвучно русской архитектурной традиции, его собственной натуре, графической манере и преобразовать в цельный и очень индивидуальный стиль, в котором уже не улавливался начальный методологический компилятивизм.

Виртуозное владение пространством позволило Шехтелю с блеском реализовать в особняке Рябушинского принцип организации помещений по спирали, вокруг спиралевидного завитка его великолепной мраморной лестницы-волны. Завиток спирали, обозначавший бесконечность развития, стал ведущей темой декора постройки в наружной ограде, ограждениях балконов, росписи старообрядческой моленной, созданной в скрытой от посторонних глаз части особняка. Волна – символ постоянного, изменчивого движения – задала интерьерам ещё одну линеарную тему. Волнообразен рисунок живописного и рельефного фризов столовой, подобна неровной границе морского прибоя кайма паркета в столовой и холле. Мотив волны повторен в абрисах дверных порталов и оконных рам, в переплётах цветного витража холла и других элементах отделки.

Тонко чувствуя новое  место, которое занял орнамент в стиле модерн, часто имевший формообразующее значение и игравший важную роль в чувственном восприятии художественных произведений, выражая напряжение или слабость, подъём или спад, Ф. Шехтель создал многочисленные варианты волны и спирали и в отделке других своих построек. Мастер стихийной, спонтанной линии, он одним из первых московских зодчих отошел от узнаваемо конкретной орнаментики природных форм и обратился к абстрактному ритмически организованному орнаменту линий и цветных пятен [8].

Первые опыты Ф. Шехтеля в стиле модерн принесли ему бесспорный успех. Однако именно в тот период в его стилевые поиски вплелась мощная национально-романтическая струя. Внешним поводом к этому стали заказанные ему павильоны России для Международной выставки в Глазго в 1901 году. В этих постройках он широко использовал метод стилизации, характерный для модерна, который, в отличие от эклектического стилизаторства, базировался на преувеличении и образной трансформации образа – приёмах, столь близких индивидуальности и самого Ф. Шехтеля. Формы деревянных церквей и жилых домов русского Севера преобразились в павильонах Глазго в гротескный городок, более всего напоминавший театральные декорации к русским народным сказкам. Театрализация среды – верный признак символистской эстетики, склонной к иллюзорным пространственным эффектам. Мир этих намеренно монументальных сооружений, никак нельзя принять за реальность [3, с. 68].

Гротескные формы павильонов в Глазго нашли своё архитектурное  продолжение в здании Ярославского вокзала. Семантика его архитектурного образа также была связана с зодчеством Русского Севера, поскольку Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями и Белым морем. Сложный силуэт, динамическая асимметрия объёмной композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжетика лепнины – всё призвано было напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и нетронутых богатствах недр, лесов и рек Севера. Стилизованные формы русской архитектуры сплавлены здесь Ф. Шехтелем с приёмами, сформировавшимися в его постройках в стиле модерн, что создало единственный в своём роде в Москве стилистический феномен [3, с.69].

Но и национально  романтическая стилизация ненадолго  остановила внимание зодчего. Вихрь новых идей вновь увлек его, и он первым подхватил идеи так называемой «симплифицированной» архитектуры, принципы которой, родившись в Англии, разрабатывались тогда в Вене среди коллег и учеников знаменитого Отто Вагнера. Результатом этого увлечения стал проект перестройки банка Товарищества Мануфактур П. М. Рябушинского, созданный в 1903 году. В этой постройке, особенно в первоначальном проекте фасада, Ф. Шехтель полностью отказался от знакомой стихии свободных изогнутых линий, став тонким и расчётливым геометром, рыцарем прямого угла. Поражает пропорциональное совершенство вычерченной им композиции, построенной на нюансах. Например, каждый из последующих этажей имел окна несколько меньше по высоте, чем предыдущие. В натуре это размерное сокращение незаметно, но именно оно сообщило этой скромной по размерам постройке зримую монументальность и репрезентативность. Другими словами, и здесь мастер, верный своим архитектурно-пространственным приёмам, создал определённую зрительную иллюзию, оптически "обманул" зрителя [8].

Соединение приёмов  модерна с идеями рационализма и протофункционализма определили и облик таких совершенных произведений мастера, как Типография П. П. Рябушинского и дом Московского Купеческого Общества – лучших построек Ф. Шехтеля в этом стилистическом ключе. В них им был окончательно совершён переход от изобразительной реальности к условности.

Федор Шехтель оказался самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в Москве. Он проявил  потрясающую фантазию в использовании  новых конструкций и методов  оформления интерьеров. Недаром сегодня Ф. Шехтель по праву считается отцом московского модерна. Построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы [8].

 

2.2 Каталонский  модерн Антонио Гауди

 

В конце XIX века Каталония, историческая область на северо-востоке Испании, переживала мощный культурный подъем, который принято именовать «Каталонским ренессансом». Ярче всего это проявилось в архитектуре и, прежде всего, в творчестве Антонио Гауди, который считается одним из самых ярких представителей модерна. К его знаменитому чувству пространства прибавлялось желание достичь гармонии с природой, ландшафтом.

Гауди исповедовал принципы «естественной архитектуры»: надо наблюдать  за природой и следовать ее закономерностям. Это правило выразилось в совершенно неподражаемых формах, никем впоследствии не повторенных.

Антонио Гауди принадлежит к числу самых новаторских архитекторов своего времени. Испытавший влияние модерна, он быстро развивал свой архитектурный стиль, который стилистически трудно классифицировать. Он был увлечен городской средой и возможностями, которые предоставляются архитектору. Его работы стали визитной карточкой Барселоны.

Антонио Гауди реализовал за свою жизнь 18 архитектурных проектов. Большинство выстроенных каталонским зодчим зданий находится в Барселоне. Великий каталонский архитектор является автором проектов многочисленных зданий, считающихся ныне настоящими шедеврами: начиная от дома Висенс, находящегося на улице Каролинас, и до зданий в парке Гуэль, не забывая о Святом Семействе, Дворце Гуэль, или Епископском Дворце в Асторге [1, с. 43].

Согласно общепринятой классификации, творчество Антонио Гауди принадлежит стилю модерн. В реальности поместить произведения барселонского мастера в рамки какого-либо стиля не представляется возможным. Приходится говорить о стиле Гауди, который возник и развивался рядом со стилем модерн, был связан с ним, но жил по своим правилам и законам. Человек своей эпохи,  
А. Гауди вдохновлялся традициями родной ему каталонской готики, национальными стилями мудехар, исабеллино, платереск и чурригереско. Архитектор работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно, как средневековый мастер, импровизируя на строительной площадке. Помимо подготовительных рисунков и скульптурных макетов в 1/10 натуральной величины, Гауди рисовал прямо на доске, во время строительства – то, что он хочет сделать, и его помощникам приходилось прикладывать немало усилий, чтобы претворить эти фантазии в материале [1, с. 52].

В 1878-1880 годах было построено  первое здание по его проекту – Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. В 1887–1900 годах осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге,  
1887–1893 гг.; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер.

Обрел надежного патрона в лице предпринимателя Э. Гуэля. Выстроил для него усадьбу в Педральбесе и городской особняк Палау Гуэль (1886–1888), сочетая пышность пластического убранства в духе «мудехара» с конструктивным новаторством: в последней постройке были впервые применены бетонные параболические арки. В 1903–1910 годах осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, – в парковой планировке и сооружениях (в том числе «бесконечной скамье») ярко проявилась любовь мастера к формам, композиционно и колористически соревнующимся с самой природой. Тот же пульсирующий биоморфизм свойствен и знаменитым доходным домам Каса Батло (1904–1906 гг.) и Каса Мила (1905–1910 гг.), общий экстравагантный облик которых и отдельные детали – типа «сюрреалистических» дымоходов Каса  
Мила – полны чувства природной первостихийности. Окончательно войдя в этот период в русло модерна, произведения Антонио Гауди составили в нем особую главу, выделяясь фееричностью своих цветовых и пластических  
эффектов [1, с. 135].

Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого  Семейства (Саграда Фамилиа), заложенный в 1882 году. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, А. Гауди с 1910 года целиком на ней сосредоточился, разместив там свою мастерскую. Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора. При жизни мастера храм остался незавершенным.

Гауди работал, не думая об оригинальности или о ниспровержении существующих эстетических норм, а лишь подчиняясь безудержному порыву своей творческой одаренности. Воинствующие мастера-авангардисты XX века, например Аполлинер, Бретон, Дали, преклонялись перед творчеством Гауди и после его смерти провозгласили архитектора сюрреалистом.

Антонио Гауди, всю жизнь  проповедовавший свободу в своей  профессии и никогда не принадлежавший ни к одному из художественных сообществ, так и не удостоился почестей и наград от какой-либо академии и в отличие от многих своих коллег никогда не примыкал к какой-либо политической организации. Он был выдающимся самобытным художником, который работал с невероятной четкостью, даже если она, казалось бы, порождалась безудержным воображением. Плоды этого воображения и через 80 лет после смерти архитектора продолжают оставаться главными достопримечательностями Барселоны, где сосредоточены наиболее значительные и самые прекрасные творения удивительного и всеобъемлющего таланта Гауди [1, с. 567].

Выводы  по главе два

Таким образом, в главе  было проанализировано творчество двух ярчайших архитекторов эпохи модерна – Федора Шехтеля и Антонио Гауди. Ф. Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество – одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием модерн. Ф. Шехтель вошел в историю отечественного искусства как крупнейший мастер рубежа XIX–XX веков, один из создателей национального варианта модерна, характерный и яркий председатель русской архитектуры школы конца прошлого – начала текущего столетия. В его творениях нашло свое отражение сочетание заимствованных элементов с самобытными чертами, связанными с национальными традициями русской архитектуры, и в то же время ярко проявилось стремление к единству внешней красоты и внутреннего удобства зданий.

В лице Антонио Гауди родился выдающийся художественный гений, который с самых первых шагов своей профессиональной деятельности обладал неповторимым стилем. Недостаточно сказать, что Антонио Гауди внес свой вклад в развитие архитектуры. Он пошел намного дальше и коренным образом изменил ее стиль и структуру. Появление такого феномена, как Антонио Гауди, положило начало беспрецедентному этапу в развитии не только искусства Каталонии, но и всего мира.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Явление модерна в мировой архитектуре трудно переоценить. Архитектура конца XIX – начала XX вв. – значительный пласт архитектурного наследия региона. Модерн в нем занимает почетное ведущее место. Он тождественен новому краю, новой жизни, новой эпохе. Освоение и обустройство дальневосточных земель, а также территории Манчжурии связывалось и ассоциировалось с будущим развитием российского государства, возлагавшего большие политические и экономические надежды на дальневосточный регион.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Артигас, И. Гауди. Архитектор и художник/ И. Артигас. – М.: Арт-Родник, 2008. – 600 с.

2 Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна/ В.С. Горюнов. – М.: Стройиздат, 1992. – 360 с.

3 Давыдова, И.И., Демкина, С.М. Архитектор Ф. О. Шехтель/ И.И. Давыдова, С.М. Демкина. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 80 с.

4 Сарабьянов, Д.В. Модерн/ Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.

5 Архитектура модерна// http://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_модерна

6 Архитектурные стили// http://ru.wikipedia.org/ Категория:Архитектурные_стили

7 История развития  архитектуры модерна// http://www.firstudio.net /modern.php

8 Московская архитектура// http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/

Информация о работе Архитектура модерна