Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:29, курсовая работа
Архитектура модерна – явление яркое и неоднозначное. Долгое время вопрос о культуре модерна был как бы в подполье и целая эпоха, одна из самых интересных и таинственных в истории искусства человечества оставалась практически забытой. Сейчас появилось представление об архитектуре конца XIX – начала XX века, как о явлении самостоятельном, обычно характеризуемом
Архитектура модерна
Архитектура модерна – явление яркое и неоднозначное. Долгое время вопрос о культуре модерна был как бы в подполье и целая эпоха, одна из самых интересных и таинственных в истории искусства человечества оставалась практически забытой. Сейчас появилось представление об архитектуре конца XIX – начала XX века, как о явлении самостоятельном, обычно характеризуемом общим термином «модерн». И хотя временной период архитектуры модерна крайне непродолжителен и занимает примерно 25 лет, модерн признан не только как стиль, но даже как целая эпоха в истории мирового искусства. Архитектура модерна не похожа ни на то, что было создано человечеством ранее, ни на то, что будет создаваться в будущем.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется большим интересом к теме «Архитектура модерна» в современной науке.
Теоретическая база исследования: основные черты стиля модерн в архитектуре освещены в отечественных работах по архитектуре (В.С. Горюнов, Д.В. Сарабьянов и др.); особенности каталонского модерна Антонио Гауди, архитектура Федора Шехтеля с достаточной подробностью представлены в работах западных и отечественных исследователей (И. Артигас, И.И. Давыдова, С.М. Демкина).
Цель курсовой работы – выявить предпосылки формирования стиля, характерные черты архитектуры модерна, а так же проследить их реализацию в западной и отечественной архитектуре данного направления.
Объект исследования – архитектура модерна.
Предмет исследования – характерные черты стиля модерн.
Задачи курсовой работы:
Структура курсовой работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
С середины XIX века историко-культурные условия оказались
неблагоприятными для формирования нового
стиля и прогрессивного художественного
мышления, и художники видели источник
современного стиля только в прошлом.
Несмотря на это, исторические стили прошлого
уже исчерпали внутренние возможности
своего развития и были не способны более
к естественному существованию. Опытные
архитекторы это понимали и старались
«улучшить» эти стили, применяя новую
школу проектирования, но форма оставалась
старой. В процессе борьбы с историзмом,
стилизацией и эклектикой наиболее передовые
архитекторы своего времени создавали
новый большой
стиль – стиль модерн, утвердившийся в
архитектуре в 80–90 годы XIX века. Модерн
родился на рубеже веков в европейской
архитектуре как движение за создание
стиля своей эпохи.
Стиль модерн самым тесным
образом связан с разными социальными
факторами: обострением общественных
противоречий, в некоторых странах
приведших к революционным
Искусство модерна завершило в начале XX века свой стилистический цикл развития. И художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их отказ от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстракционизму. Поэтому искусство модерна часто называют последним большим художественным стилем [2, с. 17].
Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы – художественно обрабатывались.
Со второй
половины XIX века по мере широкого
использования новых
В 90-х годах XIX века модерн определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство [2, с.18].
В каждой стране возникало свое наименование стиля: в Англии – «Модерн стайл» (новый стиль), в США – «Тиффани стайл», во Франции – «Ар Нуво», в Германии – «Югендстиль», в Австрии – «стиль Сецессион», в Италии – «стиль Либерти», в Испании – «Модернизм».
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – все тщательно проектировалось в едином стиле.
Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным.
Стиль модерн
оказал свое влияние также
на строительство Венского
Модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованого чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы [5].
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно самообразующиеся формы, в декоративном творчестве – стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.
Модерн был не только
элитарным явлением. Он стал зачинателем
массовой культуры. Если рационализм
получил широкое
Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.
Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:
1. Неоромантизм, где используются
элементы романского стиля,
2. Неоклассицизм совместил в себе черты модерна (асимметрию,
свободный план) и классицизма (монументальность
и величие). Пример – Музей им.
А С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских
полях в Париже (О. Перре) и др.
Основанный в 1913 году театр является одним из ярчайших примеров Ар-деко в Париже. Здание построено по проекту архитектора Огюста Перре.
3. Иррационализм, или символизм – детище мистицизированной Европы – наибольшее распространение получил в Бельгии и Франции, а в России – только в Москве. Нереальная форма фасадов, окон, металлического декора – все это в домах бельгийского архитектора Виктора Орта, величайшего мастера символизма в архитектуре. Пример – магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден).
4. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России – В. А. Шрётер).
5. Органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. По мнению сторонников данного течения, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится [6].
В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России – московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, называемое там «национальный романтизм». В России этот стиль известен под названием северный модерн, или финский. Северный модерн наиболее характерен для архитектуры Петербурга: мрачные фасады, обработанные грубой штукатуркой и массивными камнями резко выделяются среди других зданий, органично с ними соседствуя.
Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили [6].
Зарождение стиля модерн обосновано двумя основными факторами: борьбой против механизации и урбанизации общества, а также зарождением самосознания. Боязнь унификации и машинизации толкнула архитекторов к поиску особого вида красоты, являющегося выражением сугубо индивидуального взгляда на мир. Поиск национальных корней обусловил неиссякаемый источник вдохновения для этой самой красоты. Хотя модерн часто обвиняют в многочисленных заимствованиях, его нельзя обвинить в слепом копировании и подражании. Модерн ценил индивидуальность, но почти все его создатели были людьми универсального таланта. Новая архитектура казалась воплощением самых смелых мечтаний. Дом стал своеобразной моделью мира, местом воплощения в жизнь различных идей. Таким образом, утопические мечты о преобразовании мира путем искусства нашли наиболее сильное отражение в архитектуре, обеспечив тем самым необыкновенный расцвет данного вида искусства.
Архитекторы модерна своей дерзостью ломали все привычные границы. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. Тенденция к синтезу художественных достижений предшествующих веков объясняет также, почему для искусства модерна не существовало какого-либо одного исторического источника, как это случилось, к примеру, с классицизмом, неоготикой, или неорусским стилем. Модерн стремился впитать в себя все.