Благовещенская церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

Архитектура - это летопись истории народа в дереве и камне. Градостроительные ансамбли, древние крепости и замки, ратуши и храмы, народные жилища в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие - неисчерпаемый источник творческой фантазии поколений, который дает нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм

Содержание работы

Введение……………………………………..…………………………………...3
1.Время постройки Благовещенской церкви в Витебске ……………...……….4
2. Техника строительства Благовещенской церкви…………..…….…………6
Заключение………………………………………………………….………….13
Литература……………

Файлы: 1 файл

Благовещенка.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………..…………………………………...3

1.Время  постройки Благовещенской церкви  в Витебске ……………...……….4

2. Техника  строительства Благовещенской церкви…………..…….…………6

Заключение………………………………………………………….………….13

Литература………………………………………………………….…………..14

 

Введение

       Архитектура - это летопись истории народа в дереве и камне. Градостроительные ансамбли, древние крепости и замки, ратуши и храмы, народные жилища в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие - неисчерпаемый источник творческой фантазии поколений, который дает нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм. 
Развитие белорусской культуры происходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с XVI в. вошла в Речь Посполитую, оставаясь в ее составе до конца XVIII в. В силу этих обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества. 
На протяжении веков в Белоруссии творили архитекторы, инженеры, художники. 
                  1. Время постройки Благовещенской церкви в Витебске

 

Своими отличительными характеристиками в культовой архитектуре древнего Полоцкого княжества выделяется Благовещенская церковь в Витебске, имеющая в основе русско-византийскую крестово-купольную композицию.

Как нам кажется, этот памятник своеобразного монументального зодчества второй четверти XII в. наиболее полно аккумулировал достижения строительной техники, технологии, живописи. Церковь существовала до 1961 г., в настоящее время закончено ее восстановление. В рассуждениях об истории этого уникального памятника заметим, что Благовещенская церковь при сохранности известной монументальности выглядела более скромной и уютной, создавая своеобразное настроение вступающему на ее каменные плиты. Неизвестный автор, казалось бы, учел все: месторасположение церкви — и на берегу реки, и в то же время рядом с великокняжеским двором; рельеф местности, в который вкомпонована церковь (равнинная площадь на берегу реки, на которую всегда обращалось бы внимание при застройке и правого, и левого берегов Западной Двины); природные условия витебского климатического пояса. Следующее, что обращает на себя внимание, — это датировка строительства, имеющая несколько предположений. К примеру, А. Павлинов относит время постройки этого храма к X в., известный исследователь Витебщины А. Сапунов также датирует этот памятник X в.; белорусский искусствовед Н. Щекотихин заключает, что возведение церкви Благовещения в Витебске может быть отнесено к 80-м гг. XII в.; авторы первого тома «Истории белорусского искусства» наиболее вероятной датой строительства церкви называют конец XI — первую половину XII в. Наконец, П. Раппопорт, известный специалист по древнебелорусскому зодчеству, утверждает, что церковь Благовещения в Витебске была возведена в 40-е гг. XII в. и не связана с деятельностью полоцких зодчих. Загадка о том, кто строил церковь в Витебске, не разгадана до сих пор. Известно лишь, что витебские мастера на территории Белоруссии построили еще одну такую церковь — Бориса и Глеба в Новогрудке.

Так кто же ближе к истине? Обратимся к рассуждениям археолога и архитектора И. Хозерова: «В самом деле, мог ли в Древней Руси появиться в IX в. (?) храм, подобный витебской Благовещенской церкви? Вряд ли, так как даже в Киеве в то время мы не знаем ничего подобного. Кроме того, сам характер композиции Благовещенской церкви является для IX в. настолько необычным, что об отнесении времени постройки этого памятника к IX либо X в. не приходится говорить всерьез». Сам же Хозеров придерживается мнения, что Благовещенская церковь не могла быть построена раньше XII в. (правда, более конкретная дата — первая или вторая половина XII в. — не называется).

На наш взгляд, ближе всех к истине стоит Н. Щекотихин. Анализируя конструктивные решения (совпадения в конструкциях полоцкой Спасской церкви с витебской Благовещенской), летописные и некоторые другие данные, он приходит к выводу, что есть все основания считать, что возведение витебской церкви Благовещения может быть отнесено к началу 80-х гг. XII в. (после возведения Спасской церкви в Полоцке).

Для более глубокого осмысления архитектурных тенденций того времени и, конечно, уточнения даты строительства важны следующие рассуждения Н. Щекотихина: «Появление такой конструкции в Витебске и Полоцке следует отнести, возможно, не раньше, как ко второй половине XII столетия, так как сначала, как мы это видели на примерах Софийского собора и одного из строений Борисоглебского монастыря, здесь употреблялись еще трехапсидные планы. ... Похожесть планов и некоторых деталей конструкций дает основания считать, что витебская церковь Благовещения также должна принадлежать приблизительно к этому времени» (по Н. Щекотихину, к 1171—1173 гг. - А.Р., Ю.Р.). То есть, обозначаются, как минимум, два определяющих вывода: первый— витебская церковь Благовещения является, но крайней мере, современницей Спасской церкви в Полоцке: второй — вполне обоснованно совпадение конструкций этих двух  сооружений. Последнее предположение лишь подтверждает вывод о связи двух строительных артелей - полоцкой и витебской [1, с.70-71].

       Археологические исследования проводились в 1946, 1964, 1968 и 1975 гг. Раскопками 1964 и 1968 выявлено, что кладка стен на метр в земле, фундамент прорезает культурный пласт IX—XI вв. Фундамент заполнен галькой, не закреплённой раствором. Также при раскопках 1964 г. Г. В. Штыхов выявил, что Благовещенская церковь во второй половине 14 века была значительно перестроена. Ученые выявили, что наиболее старинный рисунок церкви относится к 1664 году. К восстановлению храма приступили в 1992 году. 26 сентября 1998 года отреставрированный храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [2, с.79].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Техника строительства Благовещенской церкви

 

При ее возведении использовалась оригинальная строительная техника: стены храма выложены из рядов белых тесаных известняковых блоков, перемежающихся сдвоенными рядами плинфы (плоских и широких кирпичей). Строилась церковь с участием приезжих (скорее всего, византийских) мастеров, которых привезли полоцкие князья, вернувшись из ссылки, из Византии. На протяжении ряда столетий храм пользовался особым почетом и уважением витеблян [3, с 186].    
        Зададим еще один вопрос: «Что же представляет собой Благовещенская церковь?» И ответ на него находим в книге «История белорусского искусства». Текст гласит: «Это трехнефиый шестистолпный храм, имеет одну полукруглую апсиду. Западная пара его столпов, соединенных с боковыми стенами здания, выделяет нартекс. Отличительной особенностью храма является равномерность его членений: средний неф разделен на четыре квадратных ячейки. В западной стене расположена лестница на хоры. Лопатки храма плоские.

В отличие от полоцких строений, которые возводились из плинфы в технике «с утопленным рядом», витебская церковь построена из плинфы и местного желтоватого известкового камня (величина блоков от 0,2 до 0,5 м). Отшлифованные каменные блоки здесь выполнены в один-два ряда, затем идут два-три ряда плинфы, а потом снова ряды камней, создавая толщину стены в 1,1 м. Такая смешанная техника кладки свидетельствует о наличии здесь совершенно иных, чем в Полоцке, строительных традиций. При атом подобная конструктивная система использовалась и в качестве декоративных приемов: получалась красно-белая в полосы поверхность стен».

Казалось бы, лаконично и убедительно. Однако, на наш взгляд, ценность не столько в особенностях кладки, сколько в талантливом замысле автора. Н. Щекотихин истолковал ее следующим образом: «Фактически она (церковь — А.Р., Ю.Р.) является только модификацией шестистолпного кубического типа, однако по причине очень малой ширины боковых апсид и боковых нефов, а также в связи с иным расположением столпов, она имеет большее, чем обычно, удлиненное продолжение (здание имеет размеры 18,2х 11,1 м -А. Р., Ю.Р.), что придает ее плану определенную тягу к прямоугольной базиликальности (получившей широкое распространение в белорусской архитектуре XVII—XVIII. вв.). В связи с этим в системе алтарных апсид наблюдается значительное несоответствие между средней и боковыми; последние в виде маленьких ниш (архитектурный прием «спрятанных» апсид) в восточной стене намного меньшие по своим размерам за срединную полуокружность, что вызвало необходимость увеличения их внутреннего пространства за счет боковых нефов. Это достигается за счет значительной массивности внутренних столпов, которые соединены стенками с основами средней апсиды, образуя перед боковыми полуокружностями особые четырехугольные помещения, соединенные с алтарем при помощи узких проходов в упомянутых стенах, с неправильными арковыми пролетами на достаточно значительной высоте. Те же самые столпы и стенки отдаляют и среднее алтарное пространство, которое в плане имеет вид правильного квадрата с полукруглой апсидой на востоке.

Крестообразные в размере внутренние столпы в числе шести распланированы так, что средний неф как будто делится на четыре одинаковых квадрата, считая упомянутый алтарный. В боковых нефах выделяются соответственно в два раза меньшие по ширине прямоугольники. Между собой столпы соединены на разной высоте полукруглыми арками, при атом наиболее высоко расположены они над вторым от алтарного квадратом, где аркатура служила раньше для подкупольного барабана. Первым двум парам столпов, как обычно, соответствуют на внутренних стенах небольшие плоские выступы (На северной стороне выступ этот не доходит до самого низа), обозначенные снаружи лопатками. Западная же пара столпов в настоящее время соединяется с боковыми стенами при помощи вытянутых перегородок более позднего происхождения, которые отделяют в этих местах притвор и хоры от главной части церкви. Раньше притвор открывался в середину здания высоким пролетом с аркой, переброшенной на западных столпах, что создавало определенное пространственное единство средней части. Однако и первоначально это пространство, хотя оно и было квадратным в плане, не имело чистого кубического характера, так как разные части его были перекрыты на разной высоте, купол же занимал не центральное, а ближе к востоку место.

Наружный раздел фасадов церкви Благовещения целиком соответствовал внутреннему разделу. При помощи средних и угловых лопаток на боковых фасадах раздел этот является равномерным четырехчленным, а на западном — неравномерным трехчленным. Первоначально фасады оживлялись тремя входами с полукруглыми перемычками пролетов; один из них находится и сейчас в массивной западной стене, где, помимо того, в северо-западном углу расположена лестница на хоры; два других, проделанных в боковых фасадах между второй и третьей лопатками, вели в среднюю подкупольную часть; северный - сейчас заложен, второй же открывается в более позднюю пристройку, прилегающую к южному фасаду церкви» (авторский перевод наш - А.Р., Ю.Р.). Заметим, однако, что внутреннее пространство храма было относительно небольшим, как бы зажатым среди толстых стен и разобщенным массивными опорными столпами. Благовещенская церковь в первоначальном виде (а возможно, после ремонтно-перестроечных работ, произведенных в XIV в. Ольгердом и в XVII—XVIII вв.) завершалась главой, в чем убеждают нас рисунки церкви на чертеже Витебска, а также акварели И. Пешки. Кладка стен почти на метр уходит в землю. Фундамент основной постройки прорезал культурный слой IX—XI вв. толщиной в 0,6 м и залегал в материке. В зоне культурного слоя траншея для фундамента заполнена положенной насухо.галькой, величиной с кулак или куриное яйцо.

Выше стены выложены из тесаных блоков местного желтоватого известняка (доломита), чередующихся двумя-тремя рядами древнего кирпича-плинфы, сохранившего знаки и клейма. В кладке отчетливо видны следы двух ярусов дубовых связанных конструкций. Снаружи стены не были оштукатурены, имели художественно пестрый вид.

Исследования Н. Щекотихипа интересны еще и тем, что в них прослеживается мысль о полоцких и витебских заимствованиях у сирийских архитекторов: «Принцип первоначальной сирийской конструкции сохранен здесь (в Спасской церкви Спасо-Ефросииьевского монастыря в Полоцке и церкви Благовещения в Витебске - А.Р., Ю.Р.) так, что полукруглая средняя апсида чрезвычайно энергично выдвигается вперед, доминируя своей полуокружностью на ровном восточном фасаде, боковые же имеют форму полукруглых ниш». И действительно, в Благовещенской церкви центральная апсида имела вид правильного полукруга, в котором части восточного фасада (от основания апсиды) в отношении северного и южного углов по ширине своей были почти в два раза меньше самой апсиды. А поэтому в этой церкви и был неравномерный трехчленный раздел восточного фасада. Занятое апсидой более широкое среднее поле соответствовало внутренним нефам, что подтверждается наличием лопаток и на западной стене.

Отличительной чертой Благовещенской церкви является нартекс, над которым располагались хоры.

Сегодня можно говорить о том, что за формами, навыками и приемами, которые использовались витебскими подчини как в решении строительно-технических задач, так и в оформлении фасадов своих построек, иногда трудно рассмотреть лежащие в основе этих форм и приемов византийские, киевские, западные или иные образцы. Эти образцы, помогая древним мастерам в их творчестве, оттачивал их мастерство, технику и стиль исполнения, являлись только отправной точкой творческого процесса, не копировали, не заменяли, а совершенствовали его. Кстати, масштабные чертежи Благовещенского храма нигде не зафиксированы. Да и не могло быть иначе. Древнему каменных дел мастеру достаточно было знать топологическую схему здания и его основные размеры. Владея приемами пропорционального построения, согласования горизонтальных и вертикальных размеров, он на основе методики формообразования (размеряя основание) и осуществлял натурное проектирование непосредственно на строительной площадке. Промежуточные плановые наброски выполнялись на подручном материале, а использование геометрических построений и профессиональных приемов пропорционирования позволило по ходу строительства гармонизировать свой проект.

Кладка стен церкви представляет смешение византийской и новгородской школ (И. Хозеров отдает предпочтение средневизантийекому началу). Она выполнена с использованием местных материалов — тонкого, главным образом удлиненного (но часто и квадратного) кирпича (плинфы), который прочным цементным швом связывается с толстыми каменными и известняковыми плитами. И. Хозеров, оценивая качество строительных работ, отмечал, что кладка кирпичей была правильной. Правда, какой-либо системы в чередовании ложков и толчков, не просматривается. Единственным принципом кладки, которому следовали древние мастера, по-видимому, служило правило перекрывать вертикальные швы кирпичом, безотносительно к его ложку или толчку. Раствор, используемый строителями, состоял из известкового теста с примесью мелкобитого кирпича. Может быть поэтому и швы были достаточно толстыми — 4,0-4,5 см. Следует отметить, что в первоначальном виде фасады церкви не были пестрыми. Общий рисунок складывался из прослоек красного кирпича, чередующихся с желто-серыми известняковыми плитами, подчеркивая монолитную поверхность стены с ее контрастами света и тени (так называемая рустовка: впоследствии были оштукатурены и разбиты на квадраты - подобный рисунок можно и теперь прочитать на западной стене). Фундаменты церкви состоят из бутовой кладки на растворе.

Информация о работе Благовещенская церковь