Достижения античной науки. Натурфилософия, медицина, математика, геометрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Наука, в современном определении, есть особого рода деятельность по получению новых зна¬ний. Она предполагает существование определенной категории людей, которые этим занимаются, средств для её проведения, возможность фиксации имеющейся и получаемой информации. Признаки науки - рациональный характер, систематичность и самоценность (то есть исследование ради исследованиия) .

Файлы: 1 файл

65. Натурфилософия, медицина, математика и геометрия.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

65. ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ НАУКИ.

НАТУРФИЛОСОФИЯ, МЕДИЦИНА, МАТЕМАТИКА,

ГЕОМЕТРИЯ

 

Особенности античной науки.

Наука, в современном определении, есть особого рода деятельность по получению новых знаний. Она предполагает существование определенной категории людей, которые этим занимаются, средств для её проведения, возможность фиксации имеющейся и получаемой информации. Признаки науки - рациональный характер, систематичность и самоценность (то есть исследование ради исследованиия) .

Греческая наука  была первой, которая обладала всеми признаками подлинной науки.

С момента зарождения греческую  науку отличала именно теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.  Так, основоположник биологических наук Аристотель в своих трудах (прежде всего "Истории животных") не только изложил собранный им материал о нескольких сотнях видов животных, точно описал, но классификацией животного мира придал этому материалу научную систематичность. К первой половине 4 в. до н.э. относится первая попытка создания энциклопедии, труда, содержавшего информацию по всем областям человеческих знаний (его осуществил приемный племянник философа Платона - Спевсипп).

Но в греческой науке отсутствовала  её важнейшая составная часть - экспериментальный метод. То есть искусственного воспроизведения природных явлений, имеющего целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, античность не знала. Всё, что было в распоряжении ученых, сводилось к данным непосредственных наблюдений, которые подвергались ими чисто умозрительной обработке.   

Наконец, не было взаимодействия науки  и практики. Рабовладельческая экономика в развитии техники не нуждалась. И технические достижения (в архитектуре, военной технике) с развитием науки никакой связи не имели. Особенностью всей античной науки было то, что решения научных задач стимулировались не возможностью их применения на практике, а прежде всего чистой любознательностью ученого. 

Этапы эволюции науки.

Эволюция греческой  науки прошла несколько этапов. До конца 5 в. до н.э. она была неотделима от философии. Сами греки называли её "наукой о природе". Из общего учения о мире выделяется математика. Странствующие учителя-ученые - софисты -  разрабатывают теорию познания. В середине 4 в. до н.э. возникает астрономия как наука. Появляются психология, логика, зоология, эмбриология, ботаника, география, минералогия, акустика. В 3-2 вв. до н.э. приобретает самостоятельное значение механика (статика).

Истоки ранней греческой  науки - в космогонических мифах, как собственных, так и восточных (прототип мифа о титане Кроносе имеет раннюю версию у хеттов). Заслуга первых ученых (особенно из города Милет) - в демифологизации картины мироздания. Платон основывает научную школу, размещавшуюся на купленном им участке в роще, носившей имя древнеаттического героя Академа.

 

«Наука о природе» или натурфилософия.

Автор первого в истории европейской мысли научного сочинения (как, вероятно, и географической карты обитаемой суши) был Анаксимандр (6 в. до н.э.). Для него источником всего сущего было некое вечное и беспредельное начало. В его недрах возникает зародыш будущего мира: влажное и холодное ядро окружено огненной оболочкой. Под её воздействием ядро высыхает, оболочка лопается, и в центре мира образуется плотная Земля в виде цилиндра, реющего в центре шаровидного космоса, грани которого - звездное небо. Землю покрывал влажный ил, в нем зародились живые существа. В связи с высыхванием Земли влага скапливалась в углублениях - так образовались моря, из них вышли на сушу рыбообразные существа, в которых зародились люди, покрытые чешуей, которая со временем отпала. 

Важнейшей идеей Гераклита Эфесского была идея вечного движения, всеобщей изменчивости вещей. В основе всего сущего - борьба противоположностей, которые образуют высшее единство - мировую гармонию.

Левкипп и его ученик Демокрит создали атомистическую теорию. В мире существуют лишь два начала - пустота и неделимые атомы, разной величины, формы и положения. Они носятся в бесконечной пустоте, сцепление большого их числа вызывает вихри, которые в конечном счете приводят к образованию миров.  Демокрит обосновывал идею множественности миров, отличных от земного, причем одни миры еще только зародились, другие - в расцвете, третьи разрушаются (вероятно, сталкиваясь друг с другом). Тело и душа человека также состоят из атомов. Благодаря душе человек способен двигаться и мыслить, она умирает вместе с телом, рассеиваясь в пространстве. Боги также состоят из атомов, поэтому не бессмертны. Они дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне.

 

Медицина.

Считается, что история медицины Древней Греции начинается с мифологического  героя Асклепия, который был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон (почитаемый так же как врачеватель богов и бог врачевателей. Детьми Асклепия были Гигиея – богиня здоровья, Панакея – покровительница лекарственного врачевания, Махаон – военный хирург и Подалирий – врачеватель внутренних болезней.

В Древней Греции не было резкой границы  между светской (или естественной) медициной и врачеванием в храмах. Первая возникла раньше храмовой, которая унаследовала многие положительные приемы эмпирического врачевания.

Считается, что она  явилась первой самостоятельной  наукой, сугубо прикладной. И единственной, которая имела своих специалистов - "асклепиадов" (приравнивавшихся к ремесленникам).

Наиболее ранние сведения о медицинской  практике мы найдем в поэмах Гомера. Предшественником современной экспериментальной физиологии и анатомии считают врача и философа Алкмеона (рубеж 6-5 вв.). Первый, кто начал практиковать вскрытие трупов животных  в целях изучения строения и функций отдельных органов. Алкмеон пришел к выводу,  что умственная деятельность человека сосредоточена в головном мозге; им же были открыты нервы, ведущие к органам чувств, которые напрямую связаны с мозгом - органом психики.

Гиппократ II Великий (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ. Не сохранилось ни одного текста, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других эллинских врачей классического периода. Около 300 г. до н.э. около семидесяти медицинских рукописей представителей разных школ были объединены в «Гиппократов сборник».

Врачебное искусство Гиппократа, как и иных врачей древности, состояло почти исключительно в практическом врачевании и предупреждении болезней. Но Гиппократ и его ученики считали, что одна и та же болезнь в разных людей может протекать неодинаково, так как каждый организм имеет свои особенности, поэтому придерживались принципы – лечить не болезнь, а больного. Одним из важных наблюдений Гиппократа было установление зависимости организма от географических условий и климата (сочинение «О воздухе, водах и местностях»). Гиппократ заложил основу современной классификации темпераментов, довольно подробно описал черепные кости, считал, что печень вместе с селезенкой являются главным источником крови. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья Гиппократа» – рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии. Однако тот же Гиппократ головной мозг принимал за железу, не понимал значения зрительного нерва (по его мнению, в «трубках», ведущих к мозгу, содержится «зрительная жидкость», поэтому человек видит).

В сборнике «Афоризмы» собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и акушерству. В сочинениях по хирургии (греч. cheirurgia, от cheir - рука и ergon - действие) «О переломах», «О ранах головы» и др. рассмотрены вопросы наложения повязок, лечения ран и повреждений головы, в том числе лицевого черепа. В сборник входят трактаты «О мускулах», «О диете при острых заболеваниях», «О семимесячном плоде».

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений,  посвященных врачебной этике (лат. еthica – обычай), в частности, “Закон”, “Клятва”, “О враче”, “О благоприятном поведении”. Согласно ее нормам, врачеватели должны были держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, часто посещать больного и тщательно его наблюдать и помнить о главной заповеди: “Прежде всего не вредить”. Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал клятву, которой нужно было нерушимо следовать в течение всей жизни. Как говорил Гиппократ, “кто успевает в науках и отстает от нравственности, более вреден, нежели полезен”. Когда впервые была составлена “Клятва”, точных данных нет. В устной форме она переходила от поколения к поколению и в основных положениях была создана до Гиппократа. В 3 в. до н.э. клятва вошла в “Гиппократов сборник”, после чего ее стали называть именем Гиппократа (не имея в виду его авторства, а в честь заслуг).

«<…> Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба или вреда. Я не стану готовить яд, если меня попросят, и не стану подсказывать этого. <…> В какой бы дом я ни вошел, я войду туда, чтобы помочь больному… И что бы я ни увидел и ни услышал, занимаясь своим ремеслом, а также в частных беседах с людьми, если это не подлежит огласке, я никогда не стану этого разглашать, почитая подобные предметы святой тайной».1  

Сегодня в каждой стране существует своя клятва или присяга.

Птолемей Филодельф  создал теорию происхождения болезней (этиологию) и вывел из нее принципы лечения (терапия). Эмпедокл, врач по профессии, высказался о сущности наследственности (соотношение отцовского и материнского), детально разработал теорию ощущений ("подобное познается подобным").

Основателем греческой описательной анатомии и основателем александрийской школы врачей считается Герофил (ок. 335 – 280 гг. до н.э.). В своем труде «Анатомия» он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки и части головного мозга, в сочинении «О глазах» – стекловидное тело, оболочку и сетчатку, в трактате «О пульсе» впервые провел четкое различие между артериями и венами и впервые оценил значение пульса как важного диагностического средства, изложил анатомию сосудов, дал названия легочным венам и учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца. Шагом вперед было утверждение Герофила, что нервы и сухожилия есть продолжение спинного и головного мозга, и установление различия между венами и артериями. Открыл кишку, которая примыкает к желудку, и назвал ее двенадцатиперстной. Герофил - первый автор систематизированного труда по анатомии человека. Он разработал основные приемы вскрытия и препарирования, отделил сухожилия от нервов, впервые подробно описал мозг. Вскрытия людей и обезьян привели к открытиям, что артерии наполнены кровью, мочу вырабатывают почки, а функция гортани контролируется нервной системой. Европейская медицина делает шаг вперед только в XVII веке.

 

Преемником Герофила был Эразистрат (ок. 300 – ок. 240 гг. до н.э.), первый ученый, представления которого о физиологии приближаются к современным. Главным результатом его исследований на трупах было обнаружение нескольких стволов, исходящих от мозга, одни из которых выполняют функцию чувствительности, другие – движения, то есть подразделил нервы на сенсорные и моторные. Эразистрат установил наличие в сердце заслонок (двухстворчатой, трехстворчатой и аортальной), считал, что мышца сердца и желудок беспрерывно «сокращаются», кровь в организме приводится в движение не душой, а сердцем, что артерии и вены соединяются между собой мелкими сосудами и близко подошел к идее циркуляции крови (кровообращение). Ее завершению, полагают, помешало распространенное и тогда, и двадцать столетий спустя, убеждение, что артерии заполнены исходящих из легких воздухом.     

Римский врач-анатом Руф (1 в. н.э.) первым описал перекрест зрительных нервов – хиазму (позднее было установлено, что у человека и некоторых видов млекопитающих нервные волокна перекрещиваются частично; это дает возможность видеть определенную точку обоими глазами одновременно, благодаря чему достигается бинокулярность, то есть объемность зрения).

Выдающимся врачом античности был Клавдий Гален (ок. 129 – ок. 199 гг. н.э. Родившийся в семье архитектора, несколько лет изучавший достижения медицины в различных эллинских городах, четыре года врач гладиаторов, он в зрелом возрасте был придворным врачом императора Марка Аврелия, а затем и его сына. Читал лекции, используя в качестве учебных пособий копии частей скелета, изготовленных из металла или мрамора. Среди его сочинений книги о больных органах, о составе медикаментов, о методах лечения, глазных болезнях, слабительных и применении пиявок. Он первым описал мышцу коленной сумки и дал совершенно правильное описание прикрепления ахиллова сухожилия к пятке, превосходно описал строение глаза, первым высказал мысль, что в артериях течет не пневма, а кровь, подтвердил догадку предшественников, что мозг является органом мышления и ощущения (разрушив положение Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца). Главным же в исследованиях Галена было изучение центральной нервной системы и ее связи с периферической. Опыты позволили ему сделать вывод, что прекращения иннервации мышц ведет к прекращению их двигательной способности, что нервы по своей функциональной особенности делятся на те, что идут к органам чувств, те, что идут к мышцам и ведают движением, и те, которые идут к органам и предохраняют их от повреждения.   

Сохранившиеся работы Галена были в  течение четырнадцати столетий основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Западной Европе.

Лечение.

Главным условиям допущения в врачеванию было знание целебных трав. Местами лечения были святилища Асклепия (инкубации), при них строили гостиницы. Больные должны были провести там ночь, увиденный сон они пересказывали жрецу, который указывал средства лечения, большей части молитвы и жертвоприношения. Лечили при помощи оракулов, у могил героев. Исцеленные пациенты оставляли в знак благодарности богу "скорбный лист" о своей болезни и виде записи на камне. Тем самым храмы превращались в настоящие медицинские архивы.

Святилища Асклепия не были больницами в современном понимании, скорее санатории. Основными средствами лечения были лекарственное врачевание, водолечение и гимнастические упражнения. Существовал также популярный и приносивший солидные доходы асклепейонам особый ритуал, при котором больные вводились в состояние «искусственного сна» (гипноза или экстаза), которое достигалось применением наркотических средств или методом психологического воздействия, во время которого могли проводится даже хирургические операции. При раскопках в святилище в Эпидавре были найдены в большом количестве изображения исцеленных частей тела - мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза, уши и т.п. - вотивные приношения (от лат. votivus  – торжественно обещанный, посвященный богам). Особенностью асклепейонов было то, что там нельзя было умереть, ибо из священных мест изгонялось всё, с точки зрения древних, нечистое, связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимо больных, пришедших порой из самых отдаленных мест, изгоняли за пределы священной ограды.    

Информация о работе Достижения античной науки. Натурфилософия, медицина, математика, геометрия