Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:21, реферат
Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В основном готический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранний, зрелый (высокая готика, период расцвета) и поздний (пламенеющая готика).
Введение
1. Конструктивные элементы готической архитектуры
2. Особенности английской готической архитектуры
Заключение
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
1. Конструктивные элементы готической архитектуры |
|
2. Особенности английской готической архитектуры |
|
Заключение |
|
Литература |
Введение
Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В основном готический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранний, зрелый (высокая готика, период расцвета) и поздний (пламенеющая готика).
Готике предшествовал раннесредневековый, или романский стиль, за ней последовал Ренессанс, стиль эпохи Возрождения, возникший в Италии в 15 в. Однако стилистические изменения имели постепенный характер, так что и 15 и 16 века нередко были свидетелями соединения новых ренессансных и старых готических форм. В некоторых частях Европы готический стиль не прерывался в течение всего периода Ренессанса.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века.
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Особые требования к местам богослужения вырастали из особенностей религиозного культа того времени. В готическую эпоху римско-католическая вера была единственной религией всей Западной Европы и оставалась главным содержанием общественной жизни, а церковь – ведущим типом сооружения. В целом пространственное деление церковных зданий не отличалось от раннесредневекового: длинный срединный прямоугольник, ориентированный на восток и фланкированный боковыми прямоугольниками. Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник – трансепт. Западная часть срединного прямоугольника именовалась главным (или центральным) нефом, восточная была занята хорами и сакристией (ризницей) в апсиде. Боковые нефы, продолженные в восточную часть церкви, смыкались за апсидой, образуя деамбулаторий – обходную галерею, с которой можно было войти в обособленные капеллы. (Только в Англии восточное окончание церкви делалось обычно прямоугольным, в других местах ему придавалась многогранная или полукруглая форма). Путник, приближавшийся к средневековому городу, прежде всего, видел взметнувшиеся к небу шпили его церквей, затем уже городские укрепления, гражданские постройки, жилые дома, торговую площадь и лавки. Основные конструктивные особенности стиля воплощались, прежде всего, при возведении храмов, а уже затем полученные решения могли применяться в других типах построек. Развитие художественного компонента стиля осуществлялось одновременно с совершенствованием конструкций.
В реферате внимание уделяется конструктивным элементам стиля и особенностям английской готической архитектуры.
1. Конструктивные элементы готической архитектуры
Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры. Такая ажурность достигается за счет основных элементов конструкции – контрфорсов, аркбутанов и нервюр. Совокупность конструктивных строительных приемов, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия, носит название «каркасная система готической архитектуры». Благодаря данному изобретению значительно увеличились площадь и высота возводимых сооружений.
Архитекторы рассматриваемого стиля открыли новый способ распределения нагрузки. Решающей стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас.
Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
Распор нервюрного свода был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы».
Нервюра (фр. nervure — жилка, ребро, складка) — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
Нервюрные своды связывали между собой опоры пролетов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма.
Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2-х диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опирались на нервюры, что позволяло сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
По мере развития стиля и технологии вводилось все больше дополнительных деталей – лиерны, контрлиерны и тьерсероны. Количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, образующих различные типы сводов, многие из которых не имеют названия. Приведем несколько основных видов:
Крестовый свод. Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки. Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.
Звездчатый свод. Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
Веерный свод. Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
Кроме контрфорсов, аркбутанов и нервюр, важными конструктивными элементами являются:
Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
При использовании перечисленных элементов происходит перераспределения нагрузок, и конструкция сильно облегчается. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя ее везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах уменьшило их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создавала боковой распор на стены и опоры.
Чтобы бороться с разрушительным
воздействием климата на основные структурные
элементы сооружения, зданиям требовались
дополнительные укрепляющие конструкции.
Над каменными сводами
Кроме гигантских ажурных башен, высоких стрельчатых арок, окон и порталов, устремление собора ввысь подчеркивалось многочисленными декоративными деталями (ажурными фронтонами — «вимпергами», башенками — «фиалами», завитками — «краббами», круглыми окнами со сложным переплетом — «розами»).
Техническое решение
конструктивных проблем не было единственной
задачей готического
Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи. Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливал впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением.
Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.
В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым профилем, обеспечивавшим изоляцию от влаги. Однако свинцовые обоймы не имели достаточной прочности, чтобы противостоять давлению ветра на большую поверхность стекла, что впоследствии потребовало применения рам из железных стержней или арматуры. Со временем вместо железной арматуры стали применять фигурные каменные ребра, что открыло путь более свободным кружевным композициям. В витражах 12 в. доминирующими цветами были оттенки синего, дополненного красным. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого), по простой зеленовато-белой поверхности стекла. В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличился, и красный применялся значительно шире. В 15 в. начался упадок витражного искусства.