Храмовая архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря этому изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как мы можем выяснить пути становления искусства в одной из первых в истории человечества классовых обществ.
Но независимо от этого египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первым в мире дал человечеству монументальную архитектуру. Об этом явно свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов пирамиды, обширные колонные залы храмов и высеченные из цельных глыб камня огромные обелиски. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура. В своей работе я бы хотела наибольшее внимание уделить храмовой архитектуре и попытаться понять, что же такое Храм и какое значение он имел для людей того времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Что такое Храм…………………………………………………………...………4
Святилище…………………………………………………………………………5
Гипостильный зал……………………………...………………………………….5
Передний двор и пилон…………………………………………………………...7
Последовательное расширение плана храмов ………………………………...8
Другие типы храмов……………………………………………………………..11
Постройки, связанные с храмом………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Храмовая архитектура Древнего Египта.docx

— 587.94 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профильного образования

«Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет»

(ННГАСУ)


 

 

 

Гуманитарно-художественный факультет

 

 

 

 

Кафедра Культурологии

 

 

Дисциплина: «История культуры и  искусства»

 

 

 

Реферат по теме:

Храмовая архитектура  Древнего Египта

 

 

 

 

Выполнила:              студентка

группы ДС-1.11

К. С. Кузнецова

 

 

Проверила:                                                                                 доцент кафедры 

                                                                                 изобразительного искусства

                                                                                                        ГХФ ННГАСУ

                                                                                                   С. П. Никольская 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород - 2012

 

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

Что такое  Храм…………………………………………………………...………4

Святилище…………………………………………………………………………5

Гипостильный зал……………………………...………………………………….5

Передний двор и пилон…………………………………………………………...7

Последовательное расширение плана храмов ………………………………...8

Другие типы храмов……………………………………………………………..11

Постройки, связанные с  храмом………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря этому изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как мы можем выяснить пути становления искусства в одной из первых в истории человечества классовых обществ.

Но независимо от этого  египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первым в мире дал человечеству монументальную архитектуру. Об этом явно свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов пирамиды, обширные колонные залы храмов и высеченные из цельных глыб камня огромные обелиски. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура. В своей работе я бы хотела наибольшее внимание уделить храмовой архитектуре и попытаться понять, что же такое Храм и какое значение он имел для людей того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое  Храм

Египетская архитектура  делится на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры. Египтяне, как и многие другие народы, представляли храм как дом бога. Поэтому храм, как и жилище египетского сановника, состоял из трех частей: двора, колонного зала – гипостиля и святилища.

Описание Страбона* знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним — зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N— обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит  один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Рис. 42

* - [Страбо́н (греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) — греческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.]

вятилище.

 

Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или  надписями. В египетском храме нет  огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится  фетиш или символ — ковчег, священная  ладья и жертвенный стол.


Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Рис. 43.

 

Гипостильный  зал.

Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

             Рис. 44; 45.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44), благодаря  чему свет проникал в промежутки между  двумя уровнями плафона. Отдушины в  стенах давали дополнительный свет. Эти  отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса. В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции. Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

 Позднее этот конструктивный  прием начинает преобладать, и  ко времени развития отношений  между Египтом и греческим  миром фасад наоса в виде  колоннады становится обычным  и переходит из Египта в  Грецию (рисунок 46).

 Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д. Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый            впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.       Рис. 46.

Передний двор и пилон.

Передний двор окружен  двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48. Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

           Рис. 47.                                                       Рис. 48.

 

По бокам дверного портала  высятся обелиски — коммеморативные стелы с именами основателя. Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I—20 м.  Завершают грандиозную композицию двойной ряд овнов и сфинксов. Стоит заметить, что самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.).

 

Последовательное  расширение плана храмов.

Египетский храм никогда  не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые  дворы, ставя перед ними новые  пилоны. При таком постепенном  разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище  с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

 На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором — еще один двор, позднейшей постройки.

 На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

Рис. 49.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой. План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями. М — первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

 Перед этим незаконченным  залом помещается двор R, неправильная  четырехугольная форма которого  обусловливается близостью нильского  русла. Дальше — второй пилон  S, два обелиска и аллея овнов.  Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный  план Карнака. Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К. Карнак — в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

 

 

Рис. 50.                                                                                                                                 Рис. 51. 

 Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих     предшественников и заменять их своими именами. Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем -еще более великолепный, третий пилон С.

 Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

 Аменхотеп III пристроил  к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

 Перед этим гипостильным  залом расположен еще один  передний двор G. Этот двор и  замыкающий его пилон были  последними по времени постройками  Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними — храм К. план которого приводится на рисунке 42.

 Чтобы получить полное  представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

Информация о работе Храмовая архитектура Древнего Египта