Храмовая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Уже в глубокой древности архитектура заявила о себе как искусство, способное организовывать пространство, упорядочивать мир в соответствии с повседневными и духовными потребностями человека. Для объединения людей, исповедующих одну религию, а также для совершения религиозных обрядов возводились храмы – здания для богослужений

Файлы: 1 файл

Храмовая архитектура.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

В жизни людей огромную роль всегда играла религия, изначально позволявшая объяснить явления окружающего нас мира, иногда возлагавшая ответственность за всё, что происходит вокруг, на какие-то сверхъестественные силы, часто помогавшая благодаря вере преодолеть трудности и несчастья.

Уже в глубокой древности архитектура заявила о себе как искусство, способное организовывать пространство, упорядочивать мир в соответствии с повседневными и духовными потребностями человека. Для объединения людей, исповедующих одну религию, а также для совершения религиозных обрядов возводились храмы – здания для богослужений.

Для каждой религии и  культурной эпохи характерны свои типы храмовых сооружений, имеющие отличительные  черты как во внешнем облике, так  и интерьере. Часто подобные отличия отражают особенности, характерные для конкретного художественного стиля.

Объект исследования: архитектурные памятники религиозного назначения.

Предмет исследования: общие и отличительные черты во внешнем облике и интерьере храмов различных стилей средневековой Европы и России.

Практическая  значимость: данная работа может быть полезна ученикам и учителям при подготовке к урокам, семинарам, зачётам, а также всем интересующимся искусством  в целом и архитектурой  в частности.

 

Глава I.

Общая характеристика

средневековых храмовых сооружений

1.1. Понятие храмовой архитектуры

Что такое архитектура? Архитектура – это искусство  проектирования и строения зданий, сооружений. Поэтому храмовая архитектура – это искусство  проектирования и строения зданий религиозного назначения.

В храмовой архитектуре выделяются следующие типы построек:

    • готический собор;
    • романская базилика;
    • крестово-купольный храм;
    • шатровый храм.

 

1.2. Общая характеристика готического собора

Собор – это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия.

Марсель Пруст

Глубокую мысль высказал композитор Альфред Шнитке: «Готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским), - всегда некая модель мира. Например, Шартрский (см. Приложение 1: рис. 1, рис. 2) или Реймский соборы. По ним надо ходить, их необходимо обойти даже снаружи. Для того чтобы по-настоящему находиться там, надо охватить собор сознанием как некий огромный город».

И, действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчётом, чтобы они могли вместить всё тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров.

Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, в первую очередь решения проблемы сводов. Гениальное решение было найдено посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены). В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется бо́льшим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.

Готический собор, при  всём богатстве составляющих его элементов, поражает своим необычайным единством. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора – экстерьера (внешнего облика) и интерьера. Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.

У Виктора Гюго в его  романе «Собор Парижской Богоматери»  есть такое замечательное рассуждение: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики) только оболочку. Самоё же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его всё тот же, всё то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это всё те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закруглённый куполом, образует хо́ры; это всё те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы – всё это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива».

Всеохватность, членораздельность  и взаимосвязанность – вот категории, в которых мыслился Бог. Они же в равной степени приложимы как к теологическим трактатам, так и к памятникам готического искусства.

Классический готический собор есть материальное воплощение Бога, что в символическом смысле выражено господством в его конструкции троичности как символа Святой Троицы: в основе готического собора – трёхрядный неф, свод образует членение на смежные треугольники, рёбра которых специально подчёркнуты с тем, чтобы при взгляде снизу их структура была ясно различима (равно как и при взгляде на планы готических соборов).

Внутреннее пространство собора, с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стёкла витражей, создаёт образ небесного мира.

Дионисий Ареопагит в самом начале своего большого труда «О небесной иерархии» говорит: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света». Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать всё более утончённые структурные системы. Этим объясняется культивирование искусства витража в XII – XIII веках и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.

В разработке сюжетов витражей не было ничего случайного: продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь, на уровне этого вида художественной деятельности старых мастеров, мы наблюдаем ту же всеохватность, которая характерна для готического собора в целом.

 

1.3. Общая характеристика  романской базилики

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых  крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стёклышек в свинцовых  переплётах.

Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в  вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне…

И погружён мечтой в былое, вижу вновь  я

Величье рыцарства и блеск средневековья.

Теофиль Готье

Романский стиль по времени появился раньше готического (романский – XI – XII века, готический – XIII – XV века). Основной тип его храмовых сооружений (базилика) ближе по своим особенностям к крестово-купольному храму, получившему распространение в Византии и России, чем готический собор.

Несмотря  на некоторые национальные различия, основа у романских соборов всегда одна: все эти постройки относятся к базиликальному1 типу (см. Приложение 2: рис. 3).

Центральный неф (6) всегда шире боковых (7). В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой (13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток. Романская базилика имеет форму латинского креста: крест получается за счёт поперечного нефа – трансепта (9). Место пересечения нефов – средокрестие (8). Средокрестие венчается башней. Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями; этот комплекс называется вестверком (3, 4).

Внешнего  декора в этих постройках немного, основное внимание уделялось украшению внутреннего пространства. Однако неизменными элементами являются скульптурные порталы и аркатурные пояса, состоящие из украшающих стены маленьких арочек (см. Приложение 2: рис. 4). Этот элемент встречается и в древнерусской архитектуре, родственной романской.

Основной  характерной чертой внутреннего  пространства романского собора являются мощные стены и небольшие окна, это обусловлено способом перекрытия нефов. Первоначально неф перекрывался с помощью деревянных балочных конструкций. Проблему освещения решал ряд окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми (см. Приложение 2: рис. 5).

Но  деревянные конструкции были ненадёжными из-за часто возникающих пожаров. Тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод. Цилиндрический свод также родом из древнеримской архитектуры (собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma – Рим). Цилиндрические своды, перекрывающие главный неф базилики, требовали усиления и без того мощных стен с помощью специальных опор – контрфорсов. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой; при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться (тот же эффект, что при натягивании тетивы лука), поэтому на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка. Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, то они очень небольшого размера, что существенно затрудняет освещение церкви.

 

1.4. Общая характеристика крестово-купольного храма

И пришли мы в Греческую  землю, и ввели нас туда, где  служат они Богу своему, и не знали  – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы не забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать.

«Повесть временных  лет»

Храмы крестово-купольного типа получили особое распространение в Византии и России. В плане крестово-купольный храм имеет форму креста и завершается в центре куполом.

Выдающимся памятником византийского зодчества является собор                   Св. Софии в Константинополе (см. Приложение 3: рис. 7), созданный в 532 – 537 годах Анфимием и Исидором и соединивший базилику с купольным перекрытием. Сейчас собор расположен в историческом центре современного Стамбула (Турция) в районе Султанахмет и является музеем и одним из символов города.

Более тысячи лет Софийский  собор в Константинополе оставался  самым большим храмом в христианском мире, вплоть до постройки Собора Св. Петра в Риме. Высота Софийского собора – 55 метров, диаметр купола 31,5 метр.

Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его огромным кирпичным куполом было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления («распора») купола, можно было бы увеличить толщину стен, однако храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно сделать окна.

Гигантская купольная  система собора стала шедевром архитектурной  мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетённые. В направлении восток – запад распор гасится следующим образом: к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь, меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны.

Главное пространство храма не имеет границ, оно растворяется в световых лучах, проникающих через окна в основании купола, которые поставлены очень близко друг к другу и зрительно отрезают его от нижней части храма (см. Приложение 3: рис. 8). Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе, так как тонкие стены между окнами не видны. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) писал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба… Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».

Внутренняя отделка  храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью. Всякого изумляет зелёная и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмического движения.

Сейчас собор Святой Софии – мечеть Айя-София («Голубая мечеть»), окружённая четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойдённого храма Св. Софии.

После принятия христианства в 988 году архитектурное строительство на Руси приобрело особый размах.

Информация о работе Храмовая архитектура