Храмовая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Уже в глубокой древности архитектура заявила о себе как искусство, способное организовывать пространство, упорядочивать мир в соответствии с повседневными и духовными потребностями человека. Для объединения людей, исповедующих одну религию, а также для совершения религиозных обрядов возводились храмы – здания для богослужений

Файлы: 1 файл

Храмовая архитектура.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Самым значительным храмовым сооружением Киева стал собор  Св. Софии (1037). Хотя внешний облик  в последующие времена претерпел  значительные изменения, всё же он и  сегодня поражает необыкновенной красотой и величием.

Первоначально Софийский собор в Киеве представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой, купол выражал идею учения Христа, а остальные, поменьше, символизировали 12 его учеников. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем, чередующимися с розовой цемянкой (раствором извести, песка и толчёного кирпича). Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора праздничный вид.

Не менее величественны были и внутренние помещения собора. Обилие пролётов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу купольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность.

 

1.5. Общая характеристика  шатрового храма

О светло светлая и  украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси… городы великими, сёлы дивными… домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!

«Слово о погибели

Русской земли»

В Древней Руси памятниками  служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях  храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобренёвском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве (см. Приложение 4: рис. 9), больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 году. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников.

Шатровые храмы при  грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учёными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это ещё и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатёр, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Каждый шатёр имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки ещё больше подчёркивали своеобразие того или иного памятника. Так, мастер, строивший во второй половине XVI века Преображенскую церковь в подмосковном селе Остров, украсил её шатёр несколькими рядами «вспенивающихся» кокошников, количество которых равно 144. В церкви во имя митрополита Петра в Переславле Залесском (1585) шатёр ясно отделён от мощного широкого основания здания (см. Приложении 4: рис. 10). В 1603 году по распоряжению царя Бориса Годунова в Борисовом городке под Можайском был выстроен самый большой шатровый храм во имя святых Бориса и Глеба. Он был на 9 метров выше храма в Коломенском и достигал 74 метров.

XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема, стены зданий украшали изразцами и расписывали яркими красками. Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Часто из основного перекрытия шатёр превращался в декоративную деталь завершения и потому терял связь с внутренним пространством сооружения. Иногда он венчал уже не весь объём, а только его часть или даже заменял собой церковные главки.

В 1649 – 1652 годах в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках (см. Приложении 4: рис. 11). В её богатом убранстве были использованы сразу четыре декоративных шатра, поставленных на узкие изящные барабаны, которые в свою очередь покоились на сводах. Эта церковь уже не являлась в буквальном смысле шатровой, поскольку шатры были использованы архитекторами лишь для украшения постройки. Однако она знаменита тем, что стала последним памятником шатрового зодчества в Москве: в 1652 году патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого»; во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. Впоследствии запрет был подтверждён, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

Едва ли не первым нарушил  свой запрет сам Никон, задумавший построить  храм, который повторял бы формы  главной христианской святыни –  храма Воскресения в Иерусалиме. Патриарх приказал соорудить невиданной величины каменный шатёр над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Шатёр был настолько велик, что без видимой причины рухнул в 1723 году. В 1748 году его начали восстанавливать по проекту Растрелли, но уже из дерева.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатёр только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI – XVII веков, черпающее своё начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

 

Глава II. Сравнительный анализ архитектурных памятников

Критерии для сравнения

Кафедральный собор

в Шартре

(см. Приложение 1)

Собор в Вормсе

(см. Приложение 2:

рис. 6)

Собор Св. Софии в

 Константинополе

(см. Приложение 3:

рис. 7)

Церковь Вознесения

в Коломенском

(см. Приложение 4:

рис. 12)

1. Тип постройки

Готический собор

Романская базилика

Крестово-купольный храм

Шатровый храм

2. Общее впечатление

Лёгкость, воздушность, ажурность

Массивность, тяжеловесность, суровость

Нечто фатально иномирное, «как корабль на высоких волнах моря»

Нарядность, сказочность

3. Форма купола

Шпиль

Башенка

Луковка

Шатёр

4. Архитектурные особенности внешнего облика

Устремлённость вверх,             асимметрия, каркасное перекрытие (стрельчатые своды – «рёбра»), окна-розетки

Горизонтальная вытянутость, арочные формы дверных и оконных  проёмов, многочисленные небольшие окна, барельефы

Спокойствие и строгость, внешне небольшой  размер, 40 окон у основания купола, наполняющих светом внутренне пространство собора

Приоритет вертикали над горизонталью, постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему, обширные галереи вокруг храма

5. Интерьер

Витражи, многочисленные скульптуры, алтарная живопись, круглые и восьмигранные колонны

Фрески, рельефы, цилиндрические своды

Золотые мозаики на полу, стенах и сводах, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе

Иконы (наиболее известна чудотворная икона Божией Матери «Державная»)


 

Вывод: каждый из представленных в таблице памятников относится к определённому типу храма, этим объясняется довольно большое различие построек в форме купола и во внешнем облике, а также в общем впечатлении от сооружений. Но так как все памятники предназначены для совершения религиозных обрядов, то в интерьере присутствуют произведения монументальной живописи (витражи, фрески, мозаики; в Церкви Вознесения – иконы), связанные с духовной литературой.

 

Заключение

Безусловно, каждому типу построек в храмовой архитектуре присущи свои отличительные особенности как во внешнем облике, так и в интерьере. Объединяет все храмовые сооружения прежде всего их назначение – служить местом для совершения религиозных обрядов, для проведения богослужений. Этим объясняется достаточно большой размер памятников храмовой архитектуры, которые должны были вмещать большое количество людей, и наличие элементов декора, отражающих религиозное учение (витражи, фрески, мозаики, иконы, рельефы, скульптуры и т. п.).

 

Список  использованных источников

  1. Гольдштейн А.Ф. Зодчество: Книга для учащихся старших классов. – М., 1979.
  2. Данилова Г.И. и др. Мировая художественная культура. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2002.
  3. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести. – М.,1991.
  4. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
  5. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – М., 1996.
  6. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М., 1984.

 

 

 

Приложение 1

Готический  собор

Рис. 1. Кафедральный собор в Шартре

 

Рис. 2. Макет кафедрального собора в Шартре

 

Приложение 2

Романская базилика

 

Рис. 3. Cхема собора Св. Михаила в Гильдесгейме

 

Рис. 4. Внешний декор апсиды собора в Майнце

 

 

Рис. 5. Интерьер церкви Св. Кириака в Гернорде

 

Рис. 6. Собор в Вормсе

 

Приложение 3

Крестово-купольный храм


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Собор Св. Софии в Константинополе

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8. Интерьер собора Св. Софии в Константинополе

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Русские храмы

Рис. 9. Покровский собор на Красной площади в Москве

Рис. 10. Церковь во имя митрополита Петра в Переславле Залесском

Рис. 11. Церковь Рождества Богородицы в Путинках

 

Рис. 12. Церковь Вознесения в Коломенском

1 Базилика – это вытянутое в плане сооружение (вытянутая в плане, базилика отражала главную идею католической церкви – «крестный путь», путь страданий и искупления грехов), внутреннее пространство которого обычно разделяется столбами-колоннами на три части – нефа. Базилика возникла в Древнем Риме, но первоначально не являлась культовым сооружением, а несла чисто светскую функцию.




Информация о работе Храмовая архитектура