Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:19, реферат
Уже в глубокой древности архитектура заявила о себе как искусство, способное организовывать пространство, упорядочивать мир в соответствии с повседневными и духовными потребностями человека. Для объединения людей, исповедующих одну религию, а также для совершения религиозных обрядов возводились храмы – здания для богослужений
Самым значительным храмовым
сооружением Киева стал собор
Св. Софии (1037). Хотя внешний облик
в последующие времена
Первоначально Софийский собор в Киеве представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой, купол выражал идею учения Христа, а остальные, поменьше, символизировали 12 его учеников. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем, чередующимися с розовой цемянкой (раствором извести, песка и толчёного кирпича). Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора праздничный вид.
Не менее величественны были и внутренние помещения собора. Обилие пролётов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу купольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность.
О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси… городы великими, сёлы дивными… домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!
«Слово о погибели
Русской земли»
В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобренёвском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве (см. Приложение 4: рис. 9), больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 году. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников.
Шатровые храмы при
грандиозной внешней
Каждый шатёр имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки ещё больше подчёркивали своеобразие того или иного памятника. Так, мастер, строивший во второй половине XVI века Преображенскую церковь в подмосковном селе Остров, украсил её шатёр несколькими рядами «вспенивающихся» кокошников, количество которых равно 144. В церкви во имя митрополита Петра в Переславле Залесском (1585) шатёр ясно отделён от мощного широкого основания здания (см. Приложении 4: рис. 10). В 1603 году по распоряжению царя Бориса Годунова в Борисовом городке под Можайском был выстроен самый большой шатровый храм во имя святых Бориса и Глеба. Он был на 9 метров выше храма в Коломенском и достигал 74 метров.
XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема, стены зданий украшали изразцами и расписывали яркими красками. Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Часто из основного перекрытия шатёр превращался в декоративную деталь завершения и потому терял связь с внутренним пространством сооружения. Иногда он венчал уже не весь объём, а только его часть или даже заменял собой церковные главки.
В 1649 – 1652 годах в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках (см. Приложении 4: рис. 11). В её богатом убранстве были использованы сразу четыре декоративных шатра, поставленных на узкие изящные барабаны, которые в свою очередь покоились на сводах. Эта церковь уже не являлась в буквальном смысле шатровой, поскольку шатры были использованы архитекторами лишь для украшения постройки. Однако она знаменита тем, что стала последним памятником шатрового зодчества в Москве: в 1652 году патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого»; во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. Впоследствии запрет был подтверждён, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.
Едва ли не первым нарушил
свой запрет сам Никон, задумавший построить
храм, который повторял бы формы
главной христианской святыни –
храма Воскресения в
Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатёр только для завершения колоколен.
Шатровое зодчество XVI – XVII веков, черпающее своё начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.
Критерии для сравнения |
Кафедральный собор в Шартре (см. Приложение 1) |
Собор в Вормсе (см. Приложение 2: рис. 6) |
Собор Св. Софии в Константинополе (см. Приложение 3: рис. 7) |
Церковь Вознесения в Коломенском (см. Приложение 4: рис. 12) |
1. Тип постройки |
Готический собор |
Романская базилика |
Крестово-купольный храм |
Шатровый храм |
2. Общее впечатление |
Лёгкость, воздушность, ажурность |
Массивность, тяжеловесность, суровость |
Нечто фатально иномирное, «как корабль на высоких волнах моря» |
Нарядность, сказочность |
3. Форма купола |
Шпиль |
Башенка |
Луковка |
Шатёр |
4. Архитектурные особенности внешнего облика |
Устремлённость вверх, |
Горизонтальная вытянутость,
арочные формы дверных и |
Спокойствие и строгость, внешне небольшой размер, 40 окон у основания купола, наполняющих светом внутренне пространство собора |
Приоритет вертикали над горизонталью, постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему, обширные галереи вокруг храма |
5. Интерьер |
Витражи, многочисленные скульптуры, алтарная живопись, круглые и восьмигранные колонны |
Фрески, рельефы, цилиндрические своды |
Золотые мозаики на полу, стенах и сводах, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе |
Иконы (наиболее известна чудотворная икона Божией Матери «Державная») |
Вывод: каждый из представленных в таблице памятников относится к определённому типу храма, этим объясняется довольно большое различие построек в форме купола и во внешнем облике, а также в общем впечатлении от сооружений. Но так как все памятники предназначены для совершения религиозных обрядов, то в интерьере присутствуют произведения монументальной живописи (витражи, фрески, мозаики; в Церкви Вознесения – иконы), связанные с духовной литературой.
Безусловно, каждому типу построек в храмовой архитектуре присущи свои отличительные особенности как во внешнем облике, так и в интерьере. Объединяет все храмовые сооружения прежде всего их назначение – служить местом для совершения религиозных обрядов, для проведения богослужений. Этим объясняется достаточно большой размер памятников храмовой архитектуры, которые должны были вмещать большое количество людей, и наличие элементов декора, отражающих религиозное учение (витражи, фрески, мозаики, иконы, рельефы, скульптуры и т. п.).
Готический собор
Рис. 1. Кафедральный собор в Шартре
Рис. 2. Макет кафедрального собора в Шартре
Романская базилика
Рис. 3. Cхема собора Св. Михаила в Гильдесгейме
Рис. 4. Внешний декор апсиды собора в Майнце
Рис. 5. Интерьер церкви Св. Кириака в Гернорде
Рис. 6. Собор в Вормсе
Крестово-купольный храм
Рис. 7. Собор Св. Софии в Константинополе
Рис. 8. Интерьер собора Св. Софии в Константинополе
Русские храмы
Рис. 9. Покровский собор на Красной площади в Москве
Рис. 10. Церковь во имя митрополита Петра в Переславле Залесском
Рис. 11. Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Рис. 12. Церковь Вознесения в Коломенском
1 Базилика – это вытянутое в плане сооружение (вытянутая в плане, базилика отражала главную идею католической церкви – «крестный путь», путь страданий и искупления грехов), внутреннее пространство которого обычно разделяется столбами-колоннами на три части – нефа. Базилика возникла в Древнем Риме, но первоначально не являлась культовым сооружением, а несла чисто светскую функцию.