Храмовая культура востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Древнейшими религиозными архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, монастыри и храмы. Храмовая архитектура в Японии начала развиваться вскоре после распространения основных доктрин буддизма в середине VI в. из корейского государства Пэкче. Для японцев буддийская вера представляла не только новое и чрезвычайно глубокое мировоззрение, но и одно из наиболее впечатляющих примеров развитой культуры азиатского континента.

Содержание работы

Введение
1. Синтоистские храмы
2. Внутреннее и внешнее устроение храмов
3. Священнослужители
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

храмовая культура востока .doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………2

Введение

 

Древнейшими религиозными архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, монастыри и храмы. Храмовая архитектура в Японии начала развиваться вскоре после распространения основных доктрин буддизма в середине VI в. из корейского государства Пэкче. Для японцев буддийская вера представляла не только новое и чрезвычайно глубокое мировоззрение, но и одно из наиболее впечатляющих примеров развитой культуры азиатского континента. К концу VI в. Япония застраивалась внушительными монастырями по континентальному образцу, и уже к середине VIII в. сложилась национальная система строительства храмов.

Синтоизм, «путь богов», истинно японская религия. Корни её архитектуры восходят к истокам японской цивилизации, синтоистские храмы имеют собственные уникальные формы. Например, конструкция величественного святилища в Исэ воплотила в себе все лучшее из японских традиций, хотя и отличается эстетической простотой, впитав наиболее древние формы архитектуры. Планы большего числа синтоистских храмов приобрели зрелые формы только в VIII в., т.к. в это время Япония уже находилась под глубоким влиянием буддизма, что обусловило тесную связь двух вер в истории архитектуры. Так, храм Тосёгу в Никко, мавзолей первого сёгуна Токугава, выглядит, на первый взгляд, как буддийское строение из-за тонкого орнамента, хотя и является синтоистским.

 

 

 

 

 

1. Синтоистские  храмы

 

Синтоизм сформировался  задолго до обретения японцами письменности и не имел священных книг, пророков, основателей учения. Отсутствует само учение, что характерно для язычества. Богами, или по-японски ками (что дословно означает «то, что находится сверху»), в синтоизме стало все, что может иметь душу. Позже, и не без влияния буддизма, под нее была подведена определенная догматическая база.

 Анимистическая, в  сущности, религия поклоняется не  только антропоморфным божествам,  но еще и одухотворенным элементам  природы, в особенности определенным  горам и деревьям, которые внушают благоговение. Ранние святилища не использовали монументальную архитектуру поздних синтоистских структур. У некоторых, подобно святилищам Мива (префектура Нара) и Канасана (префектура Сайтама), главным объектом поклонения была гора, даже сегодня у них нет такого здания, которое можно было бы отнести к «главному залу» (хондэн), имеющемуся в других синтоистских комплексах. Они представляют собой огороженные участки, считающиеся священными местами. Это, как правило, прямоугольная площадка, покрытая галькой, обложенная камнями и окруженная соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба. Действительно, центр святилища Мива представляет собой массивную скалу на горе Мива. Иногда в середине такого священного места находится камень (ивасака), или столб, или дерево (химороги). У основания горы расположен маленький зал для поклонения (хайдэн) и тории, характерные столбы и перемыкающие их ворота, которые обозначают святыню синтоизма.

Существующие синтоистские комплексы начали сооружаться для того, чтобы вознести молитву божествам за обильный урожай или выразить благодарность за хорошие посевы. Такие ранние культовые места, прототипы святилищ, были найдены в центре деревень или около гор, валунов и других мест, где, как верили люди, обитали боги. Эти святилища представляли собой простые амбары, считающиеся хранителями жизни и благополучия. Их первоначальные конструкции отличал временный характер. Форма их неизвестна, но можно предположить, что они схожи со святилищами микоси, переносимыми на шестах во время праздничных дней в честь урожая. К примеру, размещение святилищ Касуга и Камо на камнях предполагает, что первоначально они были передвижными

История архитектуры  синтоистских храмов

Основные типы синтоистских святилищ приняли настоящие формы после введения буддийской архитектуры. Несмотря на то, что они подвергались влиянию со стороны буддийской храмовой архитектуры, они все-таки остались стилистически отличными от нее. Три самых древних стиля синтоистских святилищ называются симмэй, тайся и сумиёси. Каждый вначале отождествлялся с отдельным храмовым комплексом — святилище Исэ (город Исэ, префектура Миэ) с симмэй, Идзумо (префектура Симанэ) с тайся, и Сумиёси (город Осака) с сумиёси [What is Japanese architecture?, 40].

1)Святилище Исэ, сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу-омиками, фактически состоит из двух архитектурных ансамблей: внешнего (Гэку) и внутреннего (Найку). Главные храмы Найку и Гэку были первоначально созданы по образцу амбаров. Найку посвящен богине солнца Аматэрасу, Гэку — богине злаков Тоёуке. Самая важная часть — это главное святилище (хондэн) в Найку. Здесь хранится один из символов императорской власти — зеркало, которое считается воплощением Аматэрасу, т.к., по поверьям, Аматэрасу является прародительницей императорской династии [Танге, 24].

 Пол главного святилища хондэн приподнят на столбах. Расположенное в центре комплекса, оно имеет один вход через открытую галерею, выступающую с южной стороны. От остальных оно отличается не только размерами, но и благородством пропорций, безукоризненной чистотой отделки всех деталей. Храм ничем не украшен, но его прямые и строгие формы определяют внутреннюю мощь синтоистского святилища, подчеркивая суровость и простоту постройки.

 Два массивных круглых  столба (мунамотибасира) поддерживают конек двускатной соломенной крыши (киридзума), на двух концах которой установлены крестообразные сооружения — тиги. Десять коротких бревен (кацуоги) лежат горизонтально поперек конька крыши. Главное святилище и две сокровищницы окружают четыре концентрические ограды из золотистого японского кипариса, соответственно, мицугаки, ути тамагаки, тоно тамагаки, все вместе опоясывает итагаки.

Восточнее этого комплекса находится второй участок с маленьким домиком посередине. Святилище всегда находится в гармонии с окружающим миром, сохраняя первозданность в постоянном обновлении. Как правило, строения святилищ разбираются каждые 20 лет, начиная с конца VII в. Как только строительство нового комплекса святилища завершается, старое здание разбирается, а на его месте строится маленький домик. После разборки огромные желтоватые бревна сжигаются во время торжественной церемонии и заменяются новыми. Для японца обновление храмов связано с синтоистским ритуалом очищения и обновления. Храм всегда должен сочетать древность и новизну, символизируя неразрывность связи между истоками культуры и современностью . Перестройка святилищ крайне дорогой процесс, потому что остатки старого храма нужно увезти далеко в горы. Поэтому сегодня Исэ — единственное святилище, которое регулярно перестраивается, хотя в прошлом такая практика применялась ко многим комплексам. В 1973 г. была завершена его шестнадцатая реконструкция.

 

2)Величественный храм Идзумо, выстроенный для почитания бога Окунинуси и четырех второстепенных богов, перестраивался 25 раз вплоть до 1744 г. Главное святилище (хондэн) представляет собой постройку с входом через фронтон, очень большое по размеру, вследствие чего получило название тайся, «огромное святилище». Первоначально, согласно легенде, оно достигало в высоту 100 м. Считается, что главное святилище храма Идзумо сохранило план древнейшей жилой архитектуры.

 

3)Третьим по счету из этих древних святилищ является Сумиёси. Оно состоит из четырех почти тождественных строений с входом через фронтон, которые поначалу возвышались над морем, т. к. относятся к культу богов морских путешествий. А сегодня они окружены городскими кварталами. Тогда как Исэ и Идзумо не были окрашены, Сумиёси отличают ярко красный и белый цвета.

Влияние буддийской архитектуры. Синтоистская архитектура очень  рано в своем развитии начала принимать  буддийские храмовые особенности. Например, ровный прямой карниз, как в святилище Сумиёси, постепенно приобрел спокойный изгиб как у буддийских храмов. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молитвы и другие подсобные помещения.

Дальнейшее проникновение буддийской архитектуры относится к периоду Хэйан (794-1185) и связано с развитием учения хондзи суйдзяку, в котором говорилось, что синтоистские божества в действительности являются воплощениями Будды и бодхисаттв. Это привело к появлению новых стилей касуга и нагарэ.

Стиль нагарэ наиболее широко используется при построении святилищ и характеризуется двускатной (или щипцовой) крышей, которая нависает над входом на нефронтонной стороне сооружения. Лучше всего это видно на примере двух главных залов в святилище Камо Миё и главного зала и зала хранения провизии (гондэн) в Камо Вакэикадзути, последняя реконструкция которого была проведена в 1863 г.

Стиль касуга представляет в плане одно помещение с входом и ступеньками на фронтонной части и огорожено одной крытой верандой. Храм Касуга, от которого пошло название стиля, был, вероятно, построен в 730-е гг. у подножия горы Микаса восточнее столицы Хэйдзёкё, сейчас город Нара. Конструкция этого храма состоит из четырех идентичных залов. Святилище перестраивалось каждые двадцать лет вплоть до 1863 г. Данный стиль схож со стилем сумиёси применением красного и белого цвета, входом с фронтона и использованием бревенчатых крыш с разветвленными концами, но отличается меньшим размером и шатрово-щипцовой крышей с длинным и высоким навесом.

Стиль хатиман образовался в результате развития стиля нагарэ. Храмы стиля хатиман посвящены богу войны Хатиману. Такая практика впервые была использована в буддийских комплексах, когда было решено обеспечить отдельное пространство для прихожан. Помещение для верующих примыкает к главному храмовому зданию. В этом случае карнизы крыш обеих построек соединяются.

 Другой хорошо известный  стиль — стиль хиэ, шатрово-щипцовой вариант стиля нагарэ с урезанной сзади крышей. К обычной крыше добавлены дополнительные области (хисаси) по всему периметру. Святилище Хиэ (город Оцу, префектура Сига), откуда пошло название стиля, содержит две одинаковые постройки к западу и востоку .

Другие архитектурные  компоненты буддизма продолжали постепенно проникать в синтоистскую архитектурную  традицию. Присоединялись коридоры, двухъярусные ворота, и даже пагоды.

С утверждением власти феодалов рода Токугава парадный стиль дворцовых и храмовых построек эволюционирует в сторону пышности, увеличения архитектурного декора. Тяга к изощренности, обилию украшений и скульптурной резьбе особенно заметна в оформлении комплекса храма-мавзолея сёгунов Токугава в Никко, выстроенном в первой половине XVII в. Хотя погребальные храмы знати издавна отличались большой нарядностью, мавзолеи новых правителей превзошли роскошью все былые архитектурные формы. Идея богатства и знатности сёгунов получила здесь свое наглядное, зрительное воплощение. Мавзолеи строились не только архитекторами и плотниками, но и собранными со всех концов страны резчиками по дереву, скульпторами, мастерами по обработке металла, живописцами. Огромный ансамбль включил в себя два больших комплекса из 34 и 18 построек, вольно трактующих разнообразные стили.

 

 

 

 

 

2.Внутреннее  и внешнее устроение храмов.

 

Для всех синтоистских храмов характерна приблизительно одинаковая планировка. Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории. Тории представляют собой арки, напоминающие букву «П» с двумя перекладинами, верхняя из которых длиннее и чуть вогнута. Раньше их строили только из дерева и всегда красили в красный цвет. За ними следует парная статуя «корейских собак», которые должны отгонять злых духов.

Обычный синтоистский храмовый комплекс состоит из двух и более  зданий. Основное строение, предназначенное  для ками, носит название хондэн, а зал для молитвы именуется хайдэн, где находится алтарь. В основном помещении расположен синтай (дословно — «тело ками»). Считается, что именно в синтай вселяется душа ками. Телом ками могут оказаться камень, ветка дерева, зеркало, меч или деревянная табличка, на которой написано имя данного бога. Помимо двух основных зданий храмового комплекса, в него могут входить и другие вспомогательные строения: зал для подношений, синсэндзё (место для приготовления священной пищи), сямусё (помещение для аудиенции), хараидзё (место для заклинаний), кагурадэн (сцена для танцев) и т.д. Между тории и хондэн установлены специальные бассейны для ритуального омовения рта и рук. 

 

 

 

 

 

3.Священнослужители 
 
Священники синто именуются каннуси. В наше время все каннуси разделяются на три разряда: священнослужители высшего ранга — главные священники храмов, — называются гудзи, священники второго и третьего рангов, соответственно, нэги и гонэги. В старину рангов и званий священников было существенно больше, кроме того, поскольку знания и должность каннуси передавались по наследству, существовало множество кланов священнослужителей. Помимо каннуси, в ритуалах синто могут принимать участие помощницы каннуси — мико.  
 
В крупных храмах служит несколько каннуси, а кроме них также постоянно работающие при храмах музыканты, танцовщики, различные служащие. В маленьких святилищах, особенно в сельской местности, на несколько храмов может приходиться всего один каннуси, причём он нередко совмещает занятие священника с какой-либо обычной работой —учителя, служащего или предпринимателя. 
 
Ритуальное облачение каннуси состоит из белого кимоно, плиссированной юбки (белой или цветной) и чёрной шапочки. Надевают его только для религиозных церемоний, в обычной жизни каннуси носят обыкновенную одежду. 
Синто в современной Японии является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто. 
 
В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.

Информация о работе Храмовая культура востока