История города Верхотурье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 08:06, реферат

Описание работы

Верхотурье – самый старый город Зауралья. Он возник в 1598 году на высоком скалистом левом берегу реки Туры, у Государевой дороги – дороги в Сибирь.
Город выполнял охранные и таможенные задачи. На протяжении 200 лет он являлся административно-политическим, хозяйственным, культурным центром. Не раз пожары стирали с лица земли Верхотурье. После пожара 1700 года Петр I приказал возводить дома из камня и кирпича. Так в Верхотурье появились первые каменные здания. Помогало Верхотурье строиться и остальной Сибири, поставляло камень, известь, мастеров.

Содержание работы

Введение. 2
Исторические предпосылки возникновения города. 5
Формирование исторического центра. Образование первого населения. Образование первых земледельческих поселений, освоение территорий и жилья. 8
Административно-политическое устройство города. Экономическое устройство города до начала XIX века. 13
Роль экономического фактора в преобразовании города. Торговые постройки. 18
Принципы архитектурно-планировочной организации исторического ядра. Стилевая направленность архитектуры. Основные сооружения. 36
Верхотурский кремль 36
Николаевский монастырь 43
Покровский монастырь 49
Анализ эволюции планировочной структуры города. 52
Ландшафт. Формирование пространственно-планировочной структуры города. Транспортная инфраструктура. 56
Заключение. 64
Список литературы. 68

Файлы: 1 файл

реферат кетова.docx

— 3.43 Мб (Скачать файл)

К середине XIX века только кремлевский  собор и примыкающие к нему участки крепостной стены с парадными  воротами сохранили в той или  иной степени свой первоначальный облик. Новые корпуса, возведенные взамен приказных палат и дома воеводы, воспроизводили масштаб и характер объемного построения зданий - предшественников петровского времени. Именно поэтому  они продолжали оставаться неотъемлемыми  частями верхотурского кремля уже  как разновременного архитектурного ансамбля.

В первые годы существования  Верхотурья вблизи крепости стало образовываться поселение детей боярских, ружников, оброчников и стрельцов, т.е. служилого, церковного и посадского люда. Этот небольшой поселок, возникший рядом с крепостью, был обнесен острогом с башнями. Верхотурский посад, по мере перехода его населения к торгово-ремесленным занятиям, увеличивал свои размеры и распространился на свободные территории междуречья Туры, Свияги и Дернейки. Деревянный кремль XVII века и посадский острог представляли собой единую систему укреплений. По описи 1687 года общая длина укреплений составляла 640 саженей. В описи значилось 12 башен и участки стен в виде городней и тарасов. По другой описи, сделанной в 1694 году, посадский острог имел длину 645 саженей и включал 10 башен. После пожара 1700 года деревянные укрепления посада уже больше не восстанавливались.

На территории верхотурского  посада на месте старого деревянного  гостиного двора был возведен каменный. Он строился в те же годы, что и верхотурский кремль. План двора имел вид каре, близкого к  правильной форме. На его углах, выходивших к транзитной трактовой дороге, находились две церкви: Спасская и Воскресенская. Во внутренний двор комплекса вели два прохода с западной и восточной сторон. К сожалению, этот замечательный памятник архитектуры был разобран во второй половине XVIII века.

Николаевский монастырь


Этот мужской монастырь, основанный в 1604 году, является старейшим  в Зауралье, отличается гигантской территорией монастырской усадьбы (по площади она сопоставима с  половиной территории Московского  кремля) и имеет самый крупный  монастырский храм из всех храмов, построенных  православными монастырями накануне революции 1917 года.

Для размещения Николаевского  монастыря была выбрана ближайшая  к деревянной крепости возвышенность, находившаяся в междуречье Калачика и Свияги. Участок монастырской обители охватывал место пересечения направлений трактовых дорог с московской и сибирской сторон. Планировка Николаевского монастыря сформировалась по схеме с выраженными регулярными чертами. В центральной части усадьбы размещалась Николаевская церковь (1712 - 1738 гг.) с отдельно стоящей колокольней (последняя треть XVIII в.). Направления стен монастыря совпадали со сторонами света, а сам монастырский участок имел почти правильную прямоугольную форму. В монастырской ограде было трое ворот, в южном, западном и восточном пряслах стен.

Каменная Николаевская церковь (разобрана в 193б г.) строилась "против образца" городской соборной церкви. Такие сведения сообщает архимандрит  Макарий в своей книге о Верхотурье. Объемно-пространственная композиция церкви, включающая храм и трапезную, усложнена при- дельным храмом, возведенным одновременно с главным. Николаевская церковь сочетала архаичные формы и детали, характерные для храмового зодчества русского северо-востока. Это выразилось в применении скругленных апсид, в устройстве трапезной (перестроена в 1864 г.) двустолпного типа, в использовании лопаток и мотива кокошников на фасаде храмового объема. В конечном итоге Николаевская церковь получила обок, далекий от принятого образца - кремлевского Троицкого собора.

Важную роль в архитектурном  ансамбле монастыря последней трети XVIII века играла отдельно стоящая колокольня (разобрана около 1810 г.). В ее основании  помещались две каменные палаты. Восьмигранный  столп колокольни, прорезанный ярусом звона, был завершен шатром с венчающей  главкой. Такое композиционное решение  указывало на возможный исходный образец - колокольню кремлевского собора. Каменная монастырская ограда и Святые ворота, возведенные в 1750-е годы, вполне определенно воспроизводили архитектурные формы и декоративные мотивы крепостной стены и парадных ворот кремля. Общность архитектурного решения проявилась в использовании  крепостных зубров типа "ласточкин  хвост", в применении сходных элементов  ордерного портала и крупных  спиралевидных завитков. В подчеркнуто  праздничном убранстве Святых ворот, можно увидеть подобие богатого головного убора с усложненным силуэтным построением.

  Ансамбль Николаевского монастыря эффектно просматривался из всех частей города, но наиболее зрелищный вид все же открывался с колокольни Троицкого собора.

Настоятельский корпус представлял  собой двухэтажное здание под  четырехскатной кровлей. В решении  его фасадов использовались элементы декора, близкого к классицистической  трактовке.

Преображенский собор  имел осевую трехчастную схему объемно-пространственной композиции. Над храмовой частью, выделенной на южном и северном фасаде четырехколонным портиком, находился световой барабан, покрытый сферическим куполом (восстановлены в упрощенных формах). К храмовому объему примыкала прямоугольная трапезная, по бокам которой размещались два придельных храма. Многоярусный приставной объем колокольни венчался фигурным шпилем (разобраны верхние ярусы колокольни). В убранстве фасадов были использованы архитектурные формы и детали, выдержанные в духе классицизма.

Существо программы обновления обители сводилось к созданию просторной площади правильных очертаний, на которой размещались бы монастырские храмы, и в том числе новый  собор-усыпальница чудотворных мощей  праведного Симеона Верхотурского. Площадь оформили три двухэтажных братских корпуса. Здание Крестовоздвиженского собора (1905 - 1913 гг.) было возведено в восточной части площади.

Другая группа монастырских построек сформировалась у перекрестка  улиц Монастырской (ул. Воинская) и Свияжской (ул. Дидковского). Двухэтажные корпуса каменной гостиницы и церковно-приходской школы разместились в системе наружного ограждения Николаевского монастыря.

Третья группа монастырских зданий была рассредоточена вдоль северо-западного  прясла внешней каменной ограды, выстроенной  вдоль берегового откоса овражистой речки Калачика. В эту группу входили  монастырская больница, дом почетных гостей и каменная баня у небольшого Карпова пруда. Недалеко от дома почетных гостей, в глубине усадьбы, находилось монастырское кладбище с небольшим  храмом во имя св. Неофита. На остальной  территории монастыря размещались  различные хозяйственные постройки: конюшни, амбары, сараи, навесы.

Надвратная Симеоно-Анненская церковь (1856 г.) возведена на месте пришедших в ветхость Святых ворот. Она имела двухэтажный четырехгранный со скошенными углами объем, прорезанный сквозным арочным проходом. На основном объеме помещался световой четверик, также со скошенными углами, а над ним была выведена луковичная главка. На главном южном фасаде были воспроизведены в прежнем виде Святые ворота. Декоративное убранство церкви дополнялось формами, близкими архитектуре классицизма и русскому стилю второй половины XIX века.

В монастыре в период с 1856 по 1910-е годы было построено пять башен: одна из них размещалась в  глубине усадьбы (северо-восточная  башня); три башни оформляли прясла наружной ограды с западной стороны (юго-западная угловая, западная центральная, северо-западная угловая башни); одна башня находилась на юго-восточном  изломе наружной монастырской ограды. Все башни были решены как многоярусные составные объемы, увенчанные кровлями в виде вогнутого шатра. Крепостной облик башням придавал боевой обход, имитированный декоративными зубцами. В декоративном убранстве данных сооружений были своеобразно переработаны элементы русского крепостного зодчества XVI - XVII веков, а также мотивы, близкие архитектуре классицизма и русского стиля второй половины XIX века.

Многоглавая пространственная композиция Крестовоздвиженского собора (архитектор А. Б. Турчевич) в своей основе была решена по симметричной продольно-осевой схеме: к храмовому объему с тремя апсидами и двумя боковыми притворами примыкал объем трапезной с хорами. Семиглавое завершение соборного объема образовано главным куполом на световом барабане в сочетании с четырьмя башенками-звонницами, поставленными на углах храмового объема, и двумя аналогичными башенками по обе стороны от главного входа. Композиция была дополнена тремя крыльцами, а также двумя объемами вентиляционных камер. Двухъярусный объем храма и трапезной поставлен на полуподвал. Собственно, храм был решен по крестово-купольной трехнефной схеме. Ветви подкупольного креста приподняты и перекрыты цилиндрическими сводами. Венчания собора выполнены в виде шлемовидных покрытий.

Предалтарные иконостасы главного и двух придельных храмов были выполнены из фаянса и заполнены 64 иконами на цинковых плитах. Живописные картины на алтарном своде (1917 г.) расписывались художником С. К. Шваровым. Выразительность облика внутренних помещений создавалась мощением пола метлахской плиткой восьмигранной и квадратной формы с цветовой гаммой, сочетающей голубые, желтые, белые цвета. У капитальных стен пол был выложен темно-коричневой плиткой. Интерес представляли и чугунные винтовые лестницы работы Каслинского завода.

Ярким и выразительным  зданием являлся дом почетных гостей (1914 г., ул. Кузнечная, 14), находившийся напротив монастырского кладбища. Эта  постройка была возведена по типу боярских хором XVI - XVII веков. Дом венчался сложными скатными кровлями, составленными  из гонта. Входы в помещения верхнего этажа оформляли три крыльца. Крыльцо с западной стороны имело  два взаимоперпендикулярных марша, объединенных лестничной площадкой. В декоративном убранстве срубных частей здания удачно использовались переработанные элементы деревянного народного зодчества (причелины, полотенца, резные столбы, наличники с элементами растительного декора, коньковое завершение кровли, гонт с фигурной порезкой и др.).

Среди рядовых монастырских зданий выделялся одноэтажный корпус больницы (1885 г., ул. Кузнечная, 12). На ее главном фасаде, обращенном к реке Калачику, крупные оконные проемы были украшены барочными наличниками  с характерным венчанием в  виде парных S-образных гребней. Эти  деревянные наличники контрастно сочетались с белой оштукатуренной поверхностью стены и отличались высоким уровнем  исполнения.

Покровский монастырь

 

На левобережье города ниже по течению реки Туры устье  овражистой реки Дернейки за скалистым мысом расположился Покровский монастырь (1621 г.) - старейшая женская обитель Зауралья. Монастырь был основан первым Сибирским митрополитом Киприаном.

Деревянные постройки  этой обители многократно страдали от пожаров до тех пор, пока в 1740 - 1770-е годы монастырь не был перестроен в камне. "Иждевением" Максима Походяшина, винного откупщика, а затем владельца Богословского и Петропавловского заводов, здесь были возведены Покровская и Иоанно-Предтеченская церкви, каменная ограда с хозяйственным строением (вторая половина XVIII в.).

Объемно-пространственная композиция Покровской церкви (1744 - 1753 гг., ул. Комсомольская, 4) представляла собой широко распространенный в московской архитектуре конца XVII - начала XVIII века образец трапезного храма с большим восьмигранным  барабаном, поставленным на храмовый четверик. В сдержанном художественно-стилистическом решении Покровского храма сочетались лопатки, колонны большого ордера, рамочные наличники и жучковый орнамент.

Иоанно-Предтеченская церковь (1753 - 1776 гг., ул. Клубная, 1) отличалась в ряду верхотурских храмов XVIII века своеобразным объемным построением и подчеркнуто удлиненными пропорциями многоярусной колокольни высотой около 50 метров. Начиная с основного объема, решенного в два этажа, и заканчивая декоративным убранством с выразительными спиралевидными завитками наличников, повторяющих соответствующий мотив Троицкого собора, практически все здесь говорило об особом подходе к созданию облика монастырской церкви, построенной на размерном и стилистическом контрасте с Покровским храмом.

 Покровский женский  монастырь вскоре после секуляризации  1764 года попал в число упраздненных  и разделил судьбу многих обителей  Урала и Сибири. В 1853 году было  утверждено богаделенное женское  общежитие, которое, благодаря  энергичным действиям смотрительницы  Агнии и возведению на крупные  пожертвования новой Покровской  церкви (1902 г.) и главного двухэтажного  корпуса (1903 г.), в 1907 году вновь  стало Покровским женским монастырем.

Покровская церковь (1902 г., ул. Клубная, 6) была решена по осевой трехчастной  схеме. Ее храмовый объем венчал купол  на восьмигранном световом барабане. Четырехгранный со скошенными углами столп колокольни был прорезан проемами звона в один ярус. Колокольня, храмовый купол и апсида венчались луковичными  главками. В убранстве фасадов  использовались геометризированные мотивы кирпичного декора близкого архитектуре  русского стиля конца XIX - начала ХХ века.

Главный корпус (1903, 1910 гг., ул. Сенянского, 3) Покровского монастыря решен в виде двухэтажного объема, усложненного с северо-восточной стороны двумя выступами ризалитов со ступенчатыми фронтончиками. Неоклассическая трактовка главного фасада несет черты некоторой усложненности, что сообщает монастырскому зданию более открытый городской характер.

 

 

 

 

 

Анализ эволюции планировочной  структуры города.

 

Первые мероприятия по перепланировке относятся к 1780 - 1790-м  годам. А уже к 1830 - 1840-м годам  в трех основных районах города живописная средневековая планировка была заменена регулярными сетками улиц и дорог.

Первый проектный план Верхотурья, составленный в 1770-е годы тобольскими геодезистами, наметил  схему планировочного решения, которая  воспроизводилась и дополнялась  в более поздних проектах, вплоть до 1864 года. Разработанные в этот период проекты определили положение  нового кладбища, усадьбы городской  больницы, участков тюремного замка  и нового гостиного двора (который  так и не был построен). Немногочисленными  капитальными зданиями, строившимися в конце XVIII - первой половине XIX века в соответствии с проектами перепланировки Верхотурья, были Успенская кладбищенская  церковь, тюремный замок и два  каменных жилых здания на территории Городского района.

Информация о работе История города Верхотурье