Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга 19-20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить зарождение и развитие «кирпичного стиля» в архитектуре Петербурга на примере двух архитекторов - Иеронима Севастьяновича Китнера (1839—1929), Виктора Александровича Шрётера (1839—1901), а также их последователей.
Задачами данной работы являются: изучение деятельности архитекторов и инженеров и их вклада в развитие «кирпичного стиля», комплексное изучение промышленной архитектуры Санкт-Петербурга и определение ее стилистических и типологических особенностей, рассмотрение основных памятников представляющих «кирпичный стиль», включая промышленную и гражданскую архитектуру в период сер. 19 – н. 20 веков.

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.docx

— 28.68 Кб (Скачать файл)

Введение

    В 1830-х годах  завершилась эпоха классицизма,  и в практической деятельности  зодчих следующего поколения  формируется новый метод, освобожденный  от классических канонов. Отход  от классицизма был исторически  закономерен. Под влиянием взаимодействия  зодчества и развивающейся строительной  техники, функциональные задачи, стоявшие перед архитекторами  изменялись. Мастера эклектики или историзма, пришедшего на смену классицизму, получили возможность удовлетворять самые разнообразные требования заказчиков. Увеличение объемов зданий, совершенствование приемов их планировки, использование экономичных и долговечных материалов способствовали решению практических задач.

    Многостилье с его воспроизведением характерных деталей и стилизаторского декора определяло внешнюю сторону архитектуры второй половины 19 века. Принцип равнозначности архитектурных элементов компоновки фасадов был столь же характерен, как и выявление функциональных особенностей здания. К ним относились большие окна, эркеры, башнеобразные объемы, террасы. Возникали новые типы посторек – доходные дома, банки, вокзалы. Усилия инженеров и архитекторов были в основном направлены на решение конструктивно-функциональных задач. Освоением новых типов зданий, поиски оптимальных вариантов их освещения, разработка параметров внутренних пространств, металлических конструкций каркаса и перекрытий – все это входило в первоначальные задачи, опережавшие стилистические поиски. Идеи рационализма в этот период проявились в так называемой «кирпичной архитектуре» или «кирпичном стиле». Особое распространение кирпичный стиль получил в промышленной архитектуре, зарождение которой в Российской империи некоторые авторы (Алферов) связывают с первой половиной 19-го века, с эпохой классицизма. Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был только одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины 19-го века, он стал господствующим. Более того, в этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале 20 веков, органически вписываясь в модерн и ретроспективизм.

     Цель данной  работы состоит в том, чтобы  проследить зарождение и развитие «кирпичного стиля» в архитектуре Петербурга на примере двух архитекторов - Иеронима Севастьяновича Китнера (1839—1929), Виктора Александровича Шрётера (1839—1901), а также их последователей.

     Задачами данной  работы являются: изучение деятельности архитекторов и инженеров и их вклада в развитие «кирпичного стиля», комплексное изучение промышленной архитектуры Санкт-Петербурга и определение ее стилистических и типологических особенностей, рассмотрение основных памятников представляющих «кирпичный стиль», включая промышленную и гражданскую архитектуру в период сер. 19 – н. 20 веков.

    В работе были использованы такие авторы как: М.С. Штиглиц, М.Н. Парамонова, А.К. Красовский,  Н.М. Акимов, Е.И. Борисова и др.

 

Первая глава. Определение понятия «кирпичный стиль». Его появление в архитектуре Санкт-Петербурга

 

     «Кирпичный стиль» - своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. Иными словами, украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала, что и стены.

    Рациональность  и экономичность «кирпичного  стиля» позволили применять его в самых различных «модификациях» (готической и романской, древнерусской и ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения: в рядовой жилой застройке, в промышленных зданиях, в железнодорожных станциях и депо, а также в зданиях учебных корпусов и лечебных учреждений. Поэтому понятие «кирпичного стиля» применимо лишь к постройкам такого типа, а не к крупным официальным зданиям. В сущности, «кирпичный стиль» представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.

     «Кирпичный  стиль» демонстрировал практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, но требовал высокого уровня строительного искусства. А для нашего края с его резко-континентальным климатом - он был просто спасением, так как позволял сохранять приличный вид строений довольно длительное время без дополнительных покрасок.

        До 19 века техника производства кирпича  оставалась примитивной: формировали  вручную, сушили только летом,  обжигали в напольных печах-времянках,  сложенных из высушенного кирпича-сырца.  В середине 19 века появилиськольцевая  обжиговая печь и ленточный  пресс, вальцы и глиномялки, что  обусловило переворот в кирпичном  производстве. Ко второй половине 19 века в Петербурге 62 завода производили  уже до 185 млн. штук кирпича  в год. Правда, позже количество  заводов сократилось вдвое из-за  экономического кризиса, но к  концу века опять возросло  до шестидесяти пяти. Но что  интересно для облицовки использовался  все же заграничный кирпич (Мюнхен, Вена, Берлин).

 

Вторая глава. «Кирпичный стиль» в гражданской  и промышленной архитектуре Петербурга

 

    В Петербурге  инициаторами «кирпичного стиля» были такие архитекторы как И.С. Китнер, В.А. Шретер, К.К. Шмидт. «Они стремились избавиться от недолговечной известковой штукатурки и органично насытить архитектуру цветом за счет полихромных материалов: цветного кирпича, терракоты, изразцов»1.

     На зодчество Шретера и Китнера большое влияние оказала архитектура Германии, а также мастера работавшие там. Например берлинский архитектор К.Ф. Шинкель. Постороенная им Берлинская Строительная Академия (ил. 1) – образец прочности материала и богатства форм. В.А. Шретер был студентом этой академии, а И.С. Китнер в 1870 году во время посещения Германии отметил свежесть и прочность ее здания, постороенного 35 лет назад. Ученики Шинкеля, развивая его опыт рационалистического направления, определили своего учителя, достигнув богатства форм и цветов.

    Истинным преобразователем  архитектуры можно считать и  другого представителя берлинского  «кирпичного стиля» - Гитцига, который  выстроил вблизи Берлина много  замечательных вилл и несколько  станций железных дорог. Его  постройки доказывали, что выделка,  формовка кирпича достигла той  степени, которая дает возможность  создавать все тончайшие архитектурные  формы самой богатой орнаментации  и разнообразия цветов – от  светло-желтого до черного.

    В 1872 году И.С.  Китнер и В.А. Шретер проектируют  и строят для тестя Шретера,  фабриканта А. И. Ниссена, 4-х  этажный доходный дом (наб.  Фонтанки, 183 – Калининский пер., 1) (Ил. 2) и фабрику шелковых изделий (Прядильная ул., ныне ул. Лабутина, 4) (Ил. 3). Оба здания были соединены флигелем. Главный фасад доходного дома украшен желтоватым английским кирпичом и рядами темно-коричневой глазурованной плитки. Два эркера служат основанием для балконов третьего этажа. Угол по Калининскому переулку срезан оформлен таким же эркером (Ил. 4). Второй и третий этажи классицистическим приемом объединены пилястрами. В отделке применена рельефная кладка. Балочные скобы скрепляют стены через балки и наряду с решением этой конструктивной задачи играют декоративную роль.

    Глазурованные  гончарные плитки были заказаны  на гончарном заводе Харламова.  В кирпичной кладке специально  оставили русты, или штрабы  глубиной в вершок (44 мм), и в следующем году плитки вставили туда на тосненском известковом растворе. Интересно, что сначала была сделана пробная часть фасада, и только убедившись, что она простояла всю зиму без изменений, В.А. Шретер довел отделку до конца. По окончании отделки фасад отмыли крепкими щетками сначала водой, а затем раствором соляной кислоты (1 ч. воды и 2 ч. кислоты). Кислота растворила известь, а кирпич остался нетронутым. Будет интересно заметить, несмотря на то, что английский кирпич для облицовки дома был в 10 раз дороже кирпича из которого производили кладку, а гончарные плитки – в 6 раз дороже английского облицовочного кирпича, весь фасад обошелся на 25% дешевле штукатурного. Также такой фасад не требовал ремонта в протяжении нескольких лет.

    В фасаде фабрики,  выходящем на Прядильную улицу,  прослеживаются черты производственного  «кирпичного стиля».

    Доходный дом  почетного гражданина купца В.Ф.  Штрауса (2-я линия, 9-ул. Репина, 10; 1873-1874) (Ил. 5) также был построен В.А. Шретером совместно с И.С. Китнером. Главнй фасад дома облицован кирпичом, специально заказанным на заводе Дитметра в Реннберге (Германия). Для фона использован желтый кирпич, удачно сочетающийся в орнаменте с серым и красным. Над окнами второго этажа, справа и слева, распологаются лепные вставки с изображением грифонов, поддерживающих жезл Меркурия – покровителя торговли. В центральных вставках – морские коньки с трезубцем (Ил. 6). По обеим сторонам дома – эркеры с готическими окнами, над которыми в третьем этаже находятся балконы (Ил. 7). Центральная часть четвертого последнего этажа завершается эффектными остроугольными щипцами. В декоре дома была применена и техника «сграффито», возникшая еще в Италии около 1500 года. Эта техника была популярна в «кирпичном стиле» Германии, и Шретер решил применить ее и в своих постройках.

    Будет интересным  рассказать о процессе постройки  данного здания. Для получения  правильной перевязки в кладке  В.А. Шретер впервые в Петербурге  использовал специально заказанный  на заводе «Товарищества обработки  строительных материалов» трехчетвертной  кирпич уменьшенного размера.  При облицовке фасада заграничным  кирпичом швы снаружи оставлялись  пустыми на глубину 2,5 см. Каменьщики  использовали для этого деревянные  рейки, которые вынимались после  кладки ряда и подкладывались  под следующий ряд. Лишь через  год швы заполнялись жирным  раствором серой тосненской извести.  Выпуклый профиль полувалика  делали посредством особых железных  шаблонов. Кладка и швы при  таком способе отличались правильностью  и тщательностью исполнения , что  было очень важно с практической  и эстетической точки зрения.

    Выразителем идеи  синтеза архитектуры и изобразительного  искусства был И.С. Китнер. В  1890 году на бывшей Ямской ул. (ныне ул. Достоевского, 42-44) он возвел  комплекс домов для мастерских  механического завода К.Б. Зигеля  – трехэтажный кирпичный корпус  с единым фасадом, оформленным  в духе псевдоготики (Ил. 8). Его простенки украшены орнаментом с использованием растительных мотивов и включением механического (клещи, кайла) и измерительного (циркуль, треугольник) инструмента. Оранмент золотистого оттенка на черном фоне, возможно, исполнен в технике сграффито (Ил. 9).

        У  инициаторов «кирпичного стиля»  были последователи: К.Я. Маевский  – собственный доходный дом  М.А. Макарова (Ил. 10) (наб. канала Грибоедова, 132; 1881 -1882); И.Н. Иванов – доходный дом А.В. Красавина (Ил.11) (Английский пр., 39 – Канонерская ул., 27; 1897); Л.В. Богусский – собственный доходный дом на Съезжинской ул., 33 (1904).

     Большое распростронение  «кирпичный стиль» получил в промышленной архитектуре. Можно сказать что в промышленной архитектуре и стали проступать черты этого стиля. Например первые постройки Охтинской бумагопрядильной мануфактуры (арх. Р.Р. Генрихсен), Новой бумагопрядильной мануфактуры на обводном канале и фабрики Торшилова на Выборгской набережной (арх. А.Н. Роков) (Ил.12). Итак, пропорциональное членение стен было еще выдержано в классических канонах, но вот обнаженность кирпича, отказ от ордера предвосхищали возникновение кирпичного стиля.

     К середине 1850-х годов относится постройка  первого корпуса Тюлевой фабрики  на Петроградской набережной, выполненной  по проекту профессора Института  гражданских инженеров Р.Б. Бернгарда,  одного из наиболее последовательных  приверженцев этого направления.  Такие его сооружения, как мукомольная  мельница и газовы завод на  Обводном канале (Ил. 13), приводятся И.С. Китнером в качестве образцов зданий, «фасады которых представляют отличный тип заводской архитектуры, где кирпич вполне удовлетворяет своему назначению».

    В отличие от  гражданского зодчества этого  направления здесь наблюдается ограниченное применение разновидностей кирпича. Узорочье присутствовало в основном лишь в завершении зданий, на горизонтальных тягах, в обрамлении оконных проемов и на плоскостях лопаток, подчеркивая функционально-конструктивную основу. Детали чаще всего стилизованы в духе средневекового, готического стиля, что объясняется влиянием английской промышленной архитектуры. «Последовательное совершенствование тектонике многоэтажного каркасного здания; поиски оптимальной организации внутренних пространств; отказ от внешних изобразительных форм, не соответствующих внутренней структуре; использование ритмического членения фасадов и природных свойств материалов; формообразующая роль конструкций покрытия в одноэтажных зданиях и их «раскрытие» в интерьере  - все эти черты «кирпичного» фабрично-заводского стиля как нельзя лучше соответствовали в дальнейшем устремлениям модерна и получили наиболее полное выражение в последующий период, благодаря новым инженерно-техническим возможностям и эстетическим концепциям.»2

Глава третья. Готические мотивы в архитектуре «кирпичного  стиля»

Информация о работе Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга 19-20 вв