Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:24, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить зарождение и развитие «кирпичного стиля» в архитектуре Петербурга на примере двух архитекторов - Иеронима Севастьяновича Китнера (1839—1929), Виктора Александровича Шрётера (1839—1901), а также их последователей.
Задачами данной работы являются: изучение деятельности архитекторов и инженеров и их вклада в развитие «кирпичного стиля», комплексное изучение промышленной архитектуры Санкт-Петербурга и определение ее стилистических и типологических особенностей, рассмотрение основных памятников представляющих «кирпичный стиль», включая промышленную и гражданскую архитектуру в период сер. 19 – н. 20 веков.
Введение
В 1830-х годах
завершилась эпоха классицизма,
Многостилье с его воспроизведением характерных деталей и стилизаторского декора определяло внешнюю сторону архитектуры второй половины 19 века. Принцип равнозначности архитектурных элементов компоновки фасадов был столь же характерен, как и выявление функциональных особенностей здания. К ним относились большие окна, эркеры, башнеобразные объемы, террасы. Возникали новые типы посторек – доходные дома, банки, вокзалы. Усилия инженеров и архитекторов были в основном направлены на решение конструктивно-функциональных задач. Освоением новых типов зданий, поиски оптимальных вариантов их освещения, разработка параметров внутренних пространств, металлических конструкций каркаса и перекрытий – все это входило в первоначальные задачи, опережавшие стилистические поиски. Идеи рационализма в этот период проявились в так называемой «кирпичной архитектуре» или «кирпичном стиле». Особое распространение кирпичный стиль получил в промышленной архитектуре, зарождение которой в Российской империи некоторые авторы (Алферов) связывают с первой половиной 19-го века, с эпохой классицизма. Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был только одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины 19-го века, он стал господствующим. Более того, в этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале 20 веков, органически вписываясь в модерн и ретроспективизм.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить зарождение и развитие «кирпичного стиля» в архитектуре Петербурга на примере двух архитекторов - Иеронима Севастьяновича Китнера (1839—1929), Виктора Александровича Шрётера (1839—1901), а также их последователей.
Задачами данной работы являются: изучение деятельности архитекторов и инженеров и их вклада в развитие «кирпичного стиля», комплексное изучение промышленной архитектуры Санкт-Петербурга и определение ее стилистических и типологических особенностей, рассмотрение основных памятников представляющих «кирпичный стиль», включая промышленную и гражданскую архитектуру в период сер. 19 – н. 20 веков.
В работе были использованы такие авторы как: М.С. Штиглиц, М.Н. Парамонова, А.К. Красовский, Н.М. Акимов, Е.И. Борисова и др.
Первая глава. Определение понятия «кирпичный стиль». Его появление в архитектуре Санкт-Петербурга
«Кирпичный стиль» - своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. Иными словами, украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала, что и стены.
Рациональность и экономичность «кирпичного стиля» позволили применять его в самых различных «модификациях» (готической и романской, древнерусской и ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения: в рядовой жилой застройке, в промышленных зданиях, в железнодорожных станциях и депо, а также в зданиях учебных корпусов и лечебных учреждений. Поэтому понятие «кирпичного стиля» применимо лишь к постройкам такого типа, а не к крупным официальным зданиям. В сущности, «кирпичный стиль» представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.
«Кирпичный стиль» демонстрировал практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, но требовал высокого уровня строительного искусства. А для нашего края с его резко-континентальным климатом - он был просто спасением, так как позволял сохранять приличный вид строений довольно длительное время без дополнительных покрасок.
До 19
века техника производства
Вторая глава. «Кирпичный стиль» в гражданской и промышленной архитектуре Петербурга
В Петербурге инициаторами «кирпичного стиля» были такие архитекторы как И.С. Китнер, В.А. Шретер, К.К. Шмидт. «Они стремились избавиться от недолговечной известковой штукатурки и органично насытить архитектуру цветом за счет полихромных материалов: цветного кирпича, терракоты, изразцов»1.
На зодчество Шретера и Китнера большое влияние оказала архитектура Германии, а также мастера работавшие там. Например берлинский архитектор К.Ф. Шинкель. Постороенная им Берлинская Строительная Академия (ил. 1) – образец прочности материала и богатства форм. В.А. Шретер был студентом этой академии, а И.С. Китнер в 1870 году во время посещения Германии отметил свежесть и прочность ее здания, постороенного 35 лет назад. Ученики Шинкеля, развивая его опыт рационалистического направления, определили своего учителя, достигнув богатства форм и цветов.
Истинным преобразователем
архитектуры можно считать и
другого представителя
В 1872 году И.С.
Китнер и В.А. Шретер
Глазурованные
гончарные плитки были
В фасаде фабрики,
выходящем на Прядильную улицу,
Доходный дом
почетного гражданина купца В.
Будет интересным
рассказать о процессе
Выразителем идеи
синтеза архитектуры и
У
инициаторов «кирпичного стиля»
Большое распростронение «кирпичный стиль» получил в промышленной архитектуре. Можно сказать что в промышленной архитектуре и стали проступать черты этого стиля. Например первые постройки Охтинской бумагопрядильной мануфактуры (арх. Р.Р. Генрихсен), Новой бумагопрядильной мануфактуры на обводном канале и фабрики Торшилова на Выборгской набережной (арх. А.Н. Роков) (Ил.12). Итак, пропорциональное членение стен было еще выдержано в классических канонах, но вот обнаженность кирпича, отказ от ордера предвосхищали возникновение кирпичного стиля.
К середине
1850-х годов относится
В отличие от гражданского зодчества этого направления здесь наблюдается ограниченное применение разновидностей кирпича. Узорочье присутствовало в основном лишь в завершении зданий, на горизонтальных тягах, в обрамлении оконных проемов и на плоскостях лопаток, подчеркивая функционально-конструктивную основу. Детали чаще всего стилизованы в духе средневекового, готического стиля, что объясняется влиянием английской промышленной архитектуры. «Последовательное совершенствование тектонике многоэтажного каркасного здания; поиски оптимальной организации внутренних пространств; отказ от внешних изобразительных форм, не соответствующих внутренней структуре; использование ритмического членения фасадов и природных свойств материалов; формообразующая роль конструкций покрытия в одноэтажных зданиях и их «раскрытие» в интерьере - все эти черты «кирпичного» фабрично-заводского стиля как нельзя лучше соответствовали в дальнейшем устремлениям модерна и получили наиболее полное выражение в последующий период, благодаря новым инженерно-техническим возможностям и эстетическим концепциям.»2
Глава третья. Готические мотивы в архитектуре «кирпичного стиля»
Информация о работе Кирпичный стиль в архитектуре Петербурга 19-20 вв