Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:15, контрольная работа
Красноярский край имеет богатейшую историю. Орденоносный Красноярск, уверенно вступающий в XXI век – крупнейший индустриальный и культурный центр Восточной Сибири. Прошлое Красноярска богато боевыми, трудовыми и культурными традициями.
Далеко не все страницы истории города изучены равномерно и исчерпывающе полно. Очень слабо исследован период с XVII до середины XIX века.
Страницы истории Красноярска открываются с конца первой четверти XVII века. В 2003 году Красноярск отметил 375-летие. В XVII веке это крупный деревянный острог – крепость, видный опорный пункт русского освоения южной Сибири; через столетие это скромный центр ремесла и торговли сельскохозяйственной округи; на исходе первой четверти XIX века он становится административным центром Енисейской губернии.
Введение 2
Покровский собор. 4
Часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе. 8
Железнодорожный мост. 10
Заключение 13
Приложение 15
Список литературы 18
НГОУ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
( г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ.
Факультет: “Социального управления”
Специальность: “ Социально-культурный сервис и туризм ”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: “История Красноярского края и его культура”
Тема: “Красноярск: памятники архитектуры. ”
Красноярск 2004
Содержание:
Введение 2
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение:
Красноярский край имеет богатейшую историю. Орденоносный Красноярск, уверенно вступающий в XXI век – крупнейший индустриальный и культурный центр Восточной Сибири. Прошлое Красноярска богато боевыми, трудовыми и культурными традициями.
Далеко не все страницы истории города изучены равномерно и исчерпывающе полно. Очень слабо исследован период с XVII до середины XIX века.
Страницы истории Красноярска открываются с конца первой четверти XVII века. В 2003 году Красноярск отметил 375-летие. В XVII веке это крупный деревянный острог – крепость, видный опорный пункт русского освоения южной Сибири; через столетие это скромный центр ремесла и торговли сельскохозяйственной округи; на исходе первой четверти XIX века он становится административным центром Енисейской губернии.
В городе находится много памятников истории и культуры, градостроительства и архитектуры.
Памятное место, где в 1628 – 1688 годах находилась сторожевая вышка защитников Красноярского острога – вершина Караульной (Покровской) горы, левый берег реки Качи.
Памятное место, где в 1695 – 1694 годах проходили собрания участников вооруженного восстания, направленного против воеводского произвола – пр. Мира, ул. 9-го Января, перед зданием бывшего Дома политпросвещения.
Ул. Вавилова, 35 – дом, где в 1938 – 1940 годах жил полярный летчик Молоков Василий Сергеевич.
Ул. Вейнбаума, 21 – дом, где жил Войно-Ясинский Валентин Феликсович, ученый, хирург, священнослужитель (святитель Лука).
Ул. Горького, 11 – дом, в котором размещалась Народная консерватория, первое музыкальное заведение Красноярска.
Железнодорожный мост через Енисей. Он построен в 1899 году инженером-механиком Е. К. Кнорре, в 1900 завоевал году золотую медаль на всемирной выставке в Париже вместе с Эйфелевой башней.
Коммунальный мост через Енисей (1961год). Красноярский Коммунальный мост входит в тридцатку самых сложных инженерных сооружений в мире, в конце 90-х годов после реконструкции он обрел вторую жизнь.
Кандальный путь – пр. газеты им. ”Красноярский рабочий”.
Парк им. Горького, бывший городской сад.
Ул. Ленина, 98 – дом, где родился и жил Суриков Василий Иванович (1848 – 1868).
Ул. Ленина, 141 – здание, где в годы ВОВ (1941 – 1943гг.) размещался госпиталь № 1515.
Пр. Мира, 35а – дом, где жил первый губернатор Енисейской губернии Степанов Александр Петрович.
Ул. Мелькомбинатская, 2 – усадьба Юдина Г. В., библеофила и книгоиздателя.
Ул. Горького, 2 – здание духовной семинарии (1906 – 1907гг.)
Ул. Дубровинского, 84 – здание Краеведческого музея (1912 – 1929гг.)
Ул. Декабристов, 20 – Римско-католический костел (1910 – 1911гг.)
Ул. К. Маркса, 6 – здание гостиного двора (1857 – 1863 гг.)
Ул. К. Маркса, 36 (ул. Парижской коммуны, 20) – жилой особняк Гадалова (1904 г.), в котором останавливался Фритьоф Нансон (сентябрь 1913 года).
Ул. Сурикова, 26 – Покровский собор (1790) и многие другие культурные памятники .
Покровский собор в Красноярске – памятник архитектуры XVIII века.
Каменное строительство развернулось в Центральной Сибири в середине XVIII века. В Красноярск оно пришло из старейшего города региона – Енисейска, где сравнительно быстро наладилось производство кирпича и появились свои каменных дел мастера.
Начало строительству из камня в Красноярске было положено с сооружением в 1759–1773 годах Воскресенского собора на Стрелке, в возведении которого принимали участие енисейские каменщики. Но собор не сохранился, и сейчас Покровский собор является старейшим памятником в застройке исторического центра города.
После опустошительного пожара, случившегося 25 мая 1773 года, начался новый этап в градостроительстве Красноярска.
Деревянных предшественниц Покровского собора было несколько, первая из них была срублена еще в середине XVII века на территории “большого города”, в юго-западной части торгово-ремесленного посада (район пересечения современных улиц Мира и 9 Января.)
После пожара в 1773 году встал вопрос о строительстве нового Покровского собора. Несмотря на то, что по “высочайше утвержденному” плану города Покровскому собору предстояло стать каменным, прихожане обратились к тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь, “невеликую, чтоб около одной можно было заложить и каменную.”
Вслед за разрешением, последовавшим в сентябре 1774 года, новую деревянную церковь Покрова заложили 8 ноября того же года. Любопытна судьба этой церкви. Переименованная в Благовещенскую, а позднее во Всесвятскую, церковь дважды переносилась до того как сгорела, уступив свои места одноименным каменным церквям.
Это было трехчастной структуры – “кораблем” – высокое сооружение с шатровым храмом и “таковою же колокольней”, завершенное маковицами, обитыми “белым железом” с позолоченными железными крестами. Из описи церкви известно, что пол в храме был чугунный, окна – слюдяные, а на колокольне находилось три колокола весом в три пуда, в один пуд 15 фунтов и два пуда 29 фунтов.
Место для строительства каменного Покровского собора было выбрано к северо-западу от деревянной, где размещалась старая “народная съезжая изба” (сейчас угол пр. мира и ул. Сурикова). Прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским при поддержке протопопа Алексея Михайловского, обратились в 1774 году в Тобольскую духовную консисторию за разрешением построить вместо деревянной каменную приходскую церковь, уверяя, что средств и материалов для этого будут достаточно. Получив “благословенную грамоту”, прихожане 322 дворов (жители города и подгородных деревень) выбрали “церковным строителем” отставного дворянина Михаила Юшкова, происходившего, судя по исповедным росписям, из старинного рода красноярского казачества.
На плечи Юшкова легли немалые заботы: Красноярск еще не располагал специалистами “каменного дела”, несомненно, сооружение второго каменного храма Красноярска было поручено енисейцам. Именной список ремесленников Енисейска (1789 год) называет 27 человек, в том числе – 6 мастеров, 12 подмастеров и 9 учеников.
Покровский собор строили: старшина цеха Степан Лещев, “старшинский товарищ” Василий Гатилов, мастера цеховые Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Федоровы.
Участие Енисейских мастеров в возведении Покровского собора предопределило в значительной степени выбор в качестве образца Троицкой церкви построенной в Енисейске в 1772-1776 годах.
Строительство Покровского собора шло с 1785 по 1795 года. Площадка для нее была расчищена местной воинской командой и принята от военного коменданта Юшковым и Черкасовым в феврале 1785 года.
Именовать заложенную церковь Покровской, а не Богоявленской, как вначале предполагалось, проголосовали все прихожане 2 апреля 1785 года.
Фактически участие в строительстве Покровского собора принимали все жители Красноярска и уезда: 9 декабря 1785 года вручена шнуровая книга для записи добровольных пожертвований среди горожан крестьянину Андрею Петухову, а крестьянину Андрею Истомину в тот же день “дан ящик для собрания от доброхотных дателей на вновь строящуюся приходскую церковь денег по селам и деревням Красноярского уезда”. Прихожане по очереди выполняли все вспомогательные работы на стройке: подвозили песок, кирпич, лес, воду, заготавливали бутовый камень, известь, обеспечивали охрану материалов. К середине 1789 года церковь была уже почти полностью выстроена, и 13 июля духовное правление направило об этом рапорт в Тобольск. Чтобы ускорить работы, в каменный храм перенесли многое из внутреннего убранства деревянной старой церкви, в том числе “Престольный Покровский и четыре местных образа, для которых срочно столярной и резной работой делался иконостас.”
Резал иконостас красноярский мещанин Федор Ушаков. Иконостас простоял в здании до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На каменной колокольне оказались все три колокола с бывшей деревянной церкви, в холодный храм перенесли слюдяные оконца старой церкви. Боковые теплые пределы были освящены в январе и в августе 1790 года но по прежнему, чем завершились все работы по “строению и церковному благолепию” прошло еще пять лет. Только 30 июня 1795 года освящен главный холодный храм Покрова пресвятой богородицы и церковь стала считаться полностью действующей.
В 1840-х годах колокольня, обстроенная с трех сторон, отступила от западного фасада – были удлинены приделы, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор и разница, получившие плоские перекрытия. Тогда же поднят над старыми и новыми участками стен нижнего яруса сплошной каменный парапет, прорезанный проемами для отвода воды с кровли. Декор пристроек замаскировал их позднее появлением очень близкой имитации деталей старых объемов, только несколько огрубленных.
Одновременно были оштукатурены и получили двухцветную окраску фасады, а все 9 главок и кресты позолочены. Были подновлены росписи в интерьерах и появились яркие пятна росписи на фасадах – в прямоугольных рамах верхнего яруса и в тимпанах трехлопастных полуглавий-подвышений четвертика.
В дальнейшем архитектурный облик здания существенно не менялся, поэтому Покровская церковь хорошо сохранила свою первоначальную объемную композицию и элементы декоративно-пластической разработки стеновых поверхностей.
Основу композиции покровской церкви составляет традиционный “корабль” – на оси восток-запад расположены полукруглый алтарь, черверик храма, просторная трапезная и колокольня. Усложняют композицию симметричные боковые приделы и поздние западные палатки.
Однако появление теплых боковых приделов, закладываемых одновременно с главным объемом здания – черта, характерная лишь для некоторых сибирских церквей и в частности, для Покровского собора. Тектонику основных масс Покровского собора подчеркивает декор, удивительно цельный и сочный, однотипный по всем фасадам. Широкие угловые лопатки здания расчленены поясами поребрика и украшены фигурными филенками. Фасады завершает многообломный карниз на ступенчатых консолях.
Покровский собор сохранился почти без изменений с момента ее постройки.
Кто из красноярцев не знает каменной часовни, с гениальной точностью поставленной в наиболее высокой точке Караульной сопки (или Часовенной, позже Покровской горы) за речкой Качей.
С 1855 года она является неотъемлемой частью архитектурного облика города. Прекрасный обзор делает ее местом паломничества многочисленных туристов. Часовня как памятник архитектуры середины XIX века находится под охраной государства. Вместе с тем она обозначает собой памятное историческое место, связанное с давним боевым прошлым Красноярска. Именно здесь с возникновения в 1628 году Красноярского острога была сооружена деревянная караульная вышка, где находился постоянный казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» южных соседей: енисейских киргизов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров.
В начале XVIII века, когда мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея, на месте сторожевой вышки был воздвигнут огромный деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 год.
В 1772 году отставной сибирский дворянин М. Т. Толщин обращался в Тобольскую духовную консисторию за разрешением обновить крест и обнести его оградой, однако под предлогом борьбы с языческими суевериями ему это запретили. Крестные же ходы, в мае и сентябре ежегодно, в память о чудесном избавлении Красноярска от гибели порекомендовали проводить до Стрелки и в соборе служить молебны по этому поводу.