Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:24, контрольная работа
В современной ландшафтной архитектуре существует несколько основных направлений развития. Первостепенное значение имеет так называемое «ландшафтное планирование», тесно связанное с сохранением и развитием различных видов ландшафтной среды от кусочков нетронутой заповедной природы до тех природных районов, которые интенсивно эксплуатируются человеком. В круг вопросов, охваченных ландшафтным планированием, входят также восстановление разрушенных исторических ландшафтов, трассировка и проектирование дорог и дорожных сооружений, ландшафтная организация промышленных и сельскохозяйственных территорий, зон отдыха, туризма и других объектов планирования.
1. Направления ландшафтной архитектуры
2. Стили в ландшафтной архитектуре
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
1. Направления ландшафтной архитектуры
2. Стили в ландшафтной архитектуре
Литература
1. Направления ландшафтной архитектуры
В современной ландшафтной архитектуре существует несколько основных направлений развития. Первостепенное значение имеет так называемое «ландшафтное планирование», тесно связанное с сохранением и развитием различных видов ландшафтной среды от кусочков нетронутой заповедной природы до тех природных районов, которые интенсивно эксплуатируются человеком. В круг вопросов, охваченных ландшафтным планированием, входят также восстановление разрушенных исторических ландшафтов, трассировка и проектирование дорог и дорожных сооружений, ландшафтная организация промышленных и сельскохозяйственных территорий, зон отдыха, туризма и других объектов планирования. В настоящее время существует немало крупных выразительных работ в области ландшафтного планирования, которые определяют его основные тенденции.
Во время «великого кризиса», начавшегося в 1929 г., в США развернулись массированные работы по прокладке новых современных автострад. Чуть позже такие же работы начались в Германии, Италии и других странах Европы. Дорогу № 17 в северовосточной части США и дорогу Солнца из Рима в Милан в Италии можно назвать яркими образцами незаурядных произведений ландшафтной архитектуры.
Заметно возрос в последние годы интерес к территориальному ландшафтному планированию. В середине 1980-х годов был разработан проект развития ландшафтной структуры района озера Балатон в Венгрии с преимущественным использованием его как зоны отдыха (или рекреационной территории). Еще в Советском Союзе разрабатывались системы рекреационных зон для ряда традиционных районов отдыха, в частности, в Прибалтике, Крыму, Закарпатье и др.
Другим крупным направлением ландшафтной архитектуры стало формирование ландшафтной структуры городов и урбанизированных районов. Это направление вызвало большое число частных проблем. Центральной из них явилась проблема создания эффективных систем озеленения городов. Работы Ховарда положили начало исследованиям в этой области и ряду практических предложений, которые представляют значительный интерес. Пионером и здесь выступил Советский Союз. Предложения по генеральному плану застройки Москвы 1920, 1935 и 1971 гг. имели принципиальное значение, создавая системный подход к озеленению города. Пониманию нового подхода к соотношению городской застройки и растительности способствовали план «Вуазен», сделанный Корбюзье в 1925 г., и предложения Леонидова по Магнитогорску (1930). На практике бесспорный приоритет в создании зеленых систем крупных городов принадлежит нашей стране. Даже в крупнейших новых городах мира — Чандигарха и Бразилиа — не удалось убедительно воплотить их в жизнь.
С другой стороны, в России существуют реально выполненные зеленые системы десятков городов. Среди них выделяются своими высокими архитектурными достоинствами системы Санкт-Петербурга.
Третьим, самым обширным направлением ландшафтной архитектуры можно считать проектирование отдельных объектов различного назначения. Это направление, естественно, тесно связано с двумя предыдущими и отличается особым многообразием. Прежде всего это проектирование садов и парков.
Они различаются по своему функциональному назначению. Сады и парки могут быть декоративные, прогулочные, специального назначения (например, ботанические, зоологические, детские, спортивные и т. д.). Различаются они и по техническим особенностям, будучи построенными на грунте, на крышах, в закрытых пространствах, из искусственных материалов. В настоящее время трудно даже перечислить все их разновидности. К проектированию садов тесно примыкает работа над ландшафтным окружением отдельных зданий и над ландшафтной структурой архитектурных комплексов. В западных странах ландшафтный архитектор обычно является одним из членов основной группы авторов всех значительных объектов. Проекты ландшафтных объектов выполняли многие известные архитекторы. Крупный ансамбль садов Лумбини в Непале проектировал Танге. Интересны работы Вентури, сделавшего, в частности, проект новой набережной на Манхэттене в Нью-Йорке.
Особым видом ландшафтных объектов стали национальные и исторические парки. Здесь значительных успехов достигли США. Наряду с крупными природными парками, занимающими порой сотни квадратных километров и расположенными преимущественно в Скалистых горах и на Аляске, существуют также сотни небольших парков. Зачастую они организованы для охраны и показа, например, одного водопада или исторического здания с его ближайшим окружением. Национальные парки существуют сейчас во многих странах. Первые такие парки были организованы и в бывшем Советском Союзе. Среди них Самарская лука на Волге, долина реки Гауя в Латвии, Лосиный остров в Москве. Проектирование и обустройство наших национальных парков только начинается. Предстоит проделать еще значительную работу по их освоению, и опыт США может оказать нам серьезную помощь.
Нельзя не назвать и еще одно важное направление развития ландшафтной архитектуры. Это реконструкция и реставрация парковых ансамблей прошлого. За ландшафтными памятниками необходим постоянный уход; без него сады зарастают и исчезают. Но даже при надлежащем уходе растительность меняется, стареет и умирает. Возникает необходимость восстановления садов, их реставрации. Наиболее значительные исторические ландшафтные памятники, такие, как, Версаль, Тадж-Махал, сады Боболи, постоянно поддерживаются и восстанавливаются.
2. Стили в ландшафтной
Ландшафтный дизайн, как и каждый вид искусства, естественным образом отражает философские и мировоззренческие идеи своего времени. Многие мастера ландшафтной архитектуры признают целую массу разнородных садовых стилей в зависимости от назначения и характера сада. В садово-парковом искусстве общепринято выделять два основных стиля – регулярный и пейзажный. Однако регулярность или нерегулярность планировки сами по себе вовсе не образуют стиля, это не более как общехарактерная черта, присущая тем или иным стилям. Поэтому на наш взгляд правильнее будет говорить о регулярном и пейзажном (ландшафтном, природном) стилевых направлениях.
Регулярный стиль характеризуется наличием главной оси, по отношению к которой, все элементы ландшафта выстроены часто в зеркальной симметрии. Дорожки в таком саду обычно прямые, а если нет, то их изгибы должны вычерчиваться на плане с помощью циркуля и линейки. Все линии такого парка геометрически правильные, контуры площадок и водоемов имеют симметричную, как правило, округлую или квадратную форму. При выборе древесно-кустарниковой растительности, нужно выбирать растения, хорошо поддающиеся стрижке и формировке для создания так называемых топиарных форм. При этом посадки их должны быть преимущественно аллейного или рядового типа. Сад насыщен декоративными элементами: скульптурой, фонтанами, бассейнами. Также особую роль играют партеры, арабески, боскеты (на этих словах картинка с кратким описанием).
Пейзажный стиль, в отличие от регулярного, строится в подражание естественной природе, максимально сохраняя черты данной местности. Главный принцип – это естественность линий и композиций. Очертания рельефа, дорожек и водоемов плавные, извилистые. Берега водоемов неотличимы от естественных, все искусственные сооружения гармонично образом в природный пейзаж. Рядовое размещение деревьев заменяется свободным их расположением, солитерами или группами. Особую роль играют рощи и массивы. Партеры заменяются лужайками, бассейны и каналы – прудами или ручьями. Композиции создаются таким образом, чтобы при движении по дорожкам или тропинкам в поле зрения постоянно попадали скрытые еще секунду назад композиции – за каждым изгибом дорожки – новые впечатления. Гармоничность в сочетании элементов является главным мерилом законченности пейзажа.
Пейзажному стилю характерны свободнорастущие деревья с живописными формами крон
Пейзажному стилю характерны свободные контуры водоема, лужаек, естественный рельеф
Свободная сетка плана пейзажного стилевого направления
Применение некоторых особенностей, составляющих отличительные черты местного архитектурного стиля, образуют тип сада.
Китайский сад – это всегда стремление к совершенству, к идеалу в соотношении между землей и водой, возвышениями и равниной, растениями и открытым пространством. Традиционный китайский сад называют отражением души его хозяина. Как неповторима душа человека, так неповторим и облик сада. В нем могут воплотиться элементы местной традиции, философские и религиозные воззрения хозяина или создателя сада, особенности его личного характера.
В саду китайского стиля очень непросто определить грань между искусственным и естественным, между творением человеческих рук и природой. При планировке сада использовалась техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включались в общий дизайн сада. В китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует. Дорожки зачастую проектируются так, чтобы в плане изображали какой-либо иероглиф или фигуру. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор».
Японский сад создан для созерцания и оценки красоты пейзажа. Главная задача такого сада – вызвать эмоциональный отклик наблюдающего. Структуру сада задают камни , и искусство их расстановки. Суть этого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть его предназначение, и наделить определенной ролью в композиции. Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в саду. Как наиболее подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. Основные элементы: водопады, озера, ручьи, пруды, различных форм. Пруды часто имеют островки с перекинутыми на них мостиками, причем мостики в саду никогда не повторяются. Но вода необязательно должна быть настоящей. Часто ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными на ней волнистыми линиями, обозначающими различные состояния воды – рябь, волны, глядь и т.п. С растениями связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, охотно используются вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные растения – сосна – символ долговечности, бамбук и другие злаки, внешняя скромность которых подчеркивает гармонию общей картины. Дорожки извилисты – многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного пространства.
Стиль Хай Тек (от англ. high technology — высокие технологии) зародился в 1970х годах. Такой сад должен иметь динамичные формы, причем допускается их ассиметрия. Зоны в таком саду могут быть очень условными. Основные черты: прямые линии, простые фигуры, минимализм. В таком саду предпочтение должно быть отдано растениям с декоративной листвой и архитектурной кроной. Строительные материалы для такого сада – это, в первую очередь, стекло, металл, бетон, пластик. Цвет серебристый, металлик, серый, белый. Обращение к элементам кубизма и конструктивизма. Хай тек – в первую очередь синтез архитектуры и науки, при этом зачастую жертвуют функциональностью в угоду дизайну.
Зачастую получается так, что создать сад, придерживаясь одного определенного стиля, не получается. Поэтому в основном для современных садов характерно смешение стилей, так называемая, эклектика.