Модернизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:52, реферат

Описание работы

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях.

Содержание работы

1. Введение
2. Архитектурный модернизм
3. Историко-философские проблемы определения модернизма
4. Мировоззренческие основания модернистского искусства
5. Закономерности развития европейской культуры начала XX в.
6. Европейский модернизм
7. Классические примеры модернизма в архитектуре
8. Переоценка модернизма в период постмодерна (Ж.– Ф. Лиотар)
9. Заключение
10. Источники использованной литературы

Файлы: 1 файл

Модернизм.docx

— 997.04 Кб (Скачать файл)

 

Голландское движение «Де Стиль» (1917-1932) было более озабочено не утилитарными, а духовными проблемами. Его участники считали архитектуру прежде всего искусством, которое, став жизненной средой человека, приведет к духовному преображению и, в итоге, к возникновению справедливого общества. Спроектированные Тео ван Дусбургом и Герритом Ритвельдом дома решены как пирамидальные композиции, сложенные из кубических объемов отдельных помещений. В отличие от большинства модернистов, архитекторы Де Стиль активно использовали цвет: они окрашивали отдельные плоскости стен внутри и снаружи дома в белый, красный, синий, желтый и черный цвета, следуя примеру живописных произведений лидера движения Пита Мондриана. 

 

Возникновение модернизма во Франции связано с именем Ле Корбюзье  –вероятно, самого влиятельного зодчего двадцатого века. В 1920-1926 годах он издавал журнал L'Esprit Nouveau, где пропагандировал свои взгляды. Он утверждал, что необходимо как можно скорее начать применять новые технологии строительства и планировочные стратегии, чтобы повысить уровень жизни во всех слоях общества и тем самым предотвратить революцию. Градостроительные проекты Ле Корбюзье («Современный город» 1922 г. и План Вуазен 1925 г.) предлагали заменить историческую застройку крестообразными небоскребами, окруженными зеленью и соединенными системой автомобильных дорог. В 1922-1927 годах вместе со своим партнером Пьером Жаннере Ле Корбюзье спроектировал ряд вилл для просвещенной элиты, сформулировав по ходу работы знаменитые «пять принципов современной архитектуры» и концепцию дома как «машины для жилья». Впоследствии он смог реализовать эти идеи и в виде многоквартирного дома с развитой системой обслуживания – так называемой Unité d'Habitation («Жилая единица», впервые построена в Марселе в 1946-52 г., затем повторена в других местах). В своих проектах крупных общественных зданий (первой, хотя и сильно искаженной реализацией стало здание Центросоюза в Москве, 1928-1937) Ле Корбюзье сочетал прямоугольные корпуса с криволинейными объемами, вмещающими аудитории, и скругленными башнями заменяющих лестницы пандусов. Важным вкладом Ле Корбюзье в архитектуру модернизма стала также система пропорций «Модулор», основанная на измерениях человеческого тела.

 

Самым ярким  представителем архитектуры модернизма в Италии был Джузеппе Терраньи, основавший в 1926 году в Милане «Группу Семи». Терраньи был убежденным фашистом, что, однако, приводило его ровно к тем же выводам, что и европейских левых: новому обществу необходима новая архитектура, свободная от пережитков прошлого, функционально организованная и располагающая к коллективным формам жизни. В проектах Терраньи модернистские принципы сочетались с глубоко укорененными классическими пропорциями. Его «Дом фасций» в Комо (1932-1936), со своим вынесенным наружу каркасом, стал одним из самых знаменитых зданий Современного движения, несмотря на свое назначение – штаб-квартира ломбардских фашистов.

 

Муссолини был  единственным из лидеров тоталитарных режимов Европы, терпимо относившимся к модернизму. Гитлер оборвал развитие модернизма в Германии так же решительно, как Сталин – в СССР. Большая часть мастеров Баухауза в итоге нашла убежище в США, дав новый стимул развитию «интернационального стиля» за океаном.

 

Возникновение модернизма в Америке связано с творчеством Фрэнка-Ллойда Райта, но окончательно этот стиль утвердился в США благодаря притоку архитекторов из Европы. На новой почве эмигранты утратили свой социальный пафос и поставили свой талант на службу крупным корпорациям. Лучшая постройка Миса ван дер Роэ в США, нью-йоркский «Сигрэм билдинг» (1958), стал прототипом бесчисленных офисных башен, построенных по всему миру.

 

Самым заметным проявлением модернизма в послевоенной Европе стало массовое жилищное строительство. Присущая индустриальному домостроению невыразительность стала причиной неприятия всей эстетики модернизма со стороны многих людей. Однако не следует забывать, что именно благодаря модернистским решениям стало возможным за короткий период обеспечить сравнительно комфортабельным жильем тех, кого война оставила без крова. Авторские же произведения модернизма ничуть не менее совершенны, чем шедевры других эпох.

 

Сегодня мы живем  в мире, облик которого в огромной степени сформирован модернизмом. Спустя почти сто лет после начала Современного движения наша культура определяет себя через модернизм: наступившая в 1970-1980-х годах реакция, отвергнувшая ценности предыдущего периода как «антигуманные» и назвавшая себя «постмодернизмом», очень быстро устарела и уступила место «пост-постмодернизму» или «неомодернизму». Архитекторы все еще верят, что их дело способно преобразить мир к лучшему.

 

7.Классические примеры модернизма в архитектуре


  • Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;

Рисунок 1 Здание школы в Дессау

Ба́ухаус (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

Школа Баухаус (Государственный  Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухаус-книг (Bauhausbücher).

В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау.

Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма).

В середине 1930-х годов, Баухаус  активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве наиболее целостно сохранились кварталы, построенные в стиле Баухаус. В 1933 году Ханнес Майер представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный в стиле Баухаус, который был воплощен лишь частично.

  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;

 

                                                                                Рисунок 2 • Павильон Германии

Павильон Германии в Барселоне — выставочный павильон Веймарской республики на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по15 января 1930 года, разработанный под руководством выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ.

Павильон располагался у  подножия горы Монжуик на главной оси выставки, справа от большого фонтана и парадной лестницы, ведущей к павильону Испании. Архитектор поставил павильон на цоколь из травертина с двумя бассейнами, которые были облицованы чёрным стеклом. Кровля опиралась на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зелёного мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек. Интерьер разделяли прозрачные дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки. Светящуюся стену образовывали подсвеченные изнутри две плоскости из травлёного стекла. Золотистый оникс, чёрный ковёр и красный занавес символизировали цветагерманского флага. На чёрном ковре располагалась мебельная композиция, состоящая из обтянутых белой кожей кресел, кушетки и прозрачного стола. Мебель была специально создана для павильона и оказалась столь удачной, что с 1944 года американская фирма «Knoll» стала её выпускать под названием «Барселона». Мебель «Барселона» выпускается и по сей день.

В павильоне не было ни замкнутых  помещений, ни дверей. Центром всей композиции стала высеченная из зелёного мрамора «Танцовщица» скульптора Георга Кольбе. По настоянию Миса ван дер Рое в павильоне не располагалось никаких выставочных экспонатов, а экспонатом являлся сам павильон.

После закрытия выставки в 1930 году павильон был демонтирован и отправлен в Германию, где бесследно пропал. В 1980 году власти Барселоны приняли решения восстановить павильон в его первоначальном виде. Работы по восстановлению павильона длились с 1983 по 1986 годы по сохранившимся фотографиям и оригинальным чертежам Миса ван дер Роэ. В настоящее время здание павильона является музеем.

  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;

 

   

                                                                          Рисунок 3 Вилла Савой в г.Пуасси

Вилла Савой (Villa Savoye) — загородный дом в парижском предместье Пуасси, спроектированный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929-30 гг. Этот новаторский проект часто приводится теоретиками архитектуры как пример, прекрасно иллюстрирующий«пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье:

  • Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада.
  • Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.
  • «Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями.
  • Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.
  • В отличие от традиционных построек, у здания «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции.

В вилле Савой чётко  воплотились такие приёмы модернистской архитектуры, как лишённые декора геометрические формы, белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер), использование внутреннего каркаса. Все эти причины способствовали тому, что это здание стало своеобразным манифестом архитектуры «интернационального стиля».

Между тем, наделавшая много  шума в архитектурном сообществе плоская крыша — примененная едва ли не впервые, — оказалась недостаточно герметичной, в силу несовершенства строительных технологий того времени. Довольно скоро появились протечки, и владельцы здания подали на архитектора в суд. Вилла пришла в запустение и частично разрушена во время Второй мировой войны, а в 1958 г. городские власти приобрели её для размещения «дома детства». Позже здание было экспроприировано властями г. Пуасси с целью сноса, однако по счастливой случайности об этом узнал один архитектор, находящийся здесь проездом. Он направил письмо с протестом в СИАМ и благодаря поддержке архитекторов разных стран здание было спасено. Андре Мальро, бывший тогда министром культуры, принял решение внести виллу Савой в число «исторических памятников», что было беспрецедентным решением, поскольку по французским законам к историческим памятникам могут быть отнесены только произведения умерших. С 1962 г. владельцем виллы является государство, и теперь она открыта для посетителей как памятник архитектуры авангарда начала двадцатого века.

В январе 2008 г. Вилла Савой, наряду с другими произведениями Ле Корбюзье, представлена Министерством культуры Франции и Фондом Ле Корбюзье кандидатурой в список Памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;

Рисунок 4 А. Аалто. Санаторий в Паймио. Финляндия. 1929—33

Санаторий в  Паймио, Финляндия( 1929—1933). Архитектор Алвар Аалто. В Финляндии по проекту  архитектора Алвара Аалто строился туберкулезный санаторий в Паймио . В основу проекта здесь положена центральная ось коммуникаций, но отдельные корпуса расположены  на ней не симметрично, а в соответствии с потребностью в воздухе и  свете.

  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;

Рисунок 5 Сигрэм Билдинг  

Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.

Рисунок 6 Музей Соломона Гуггенхайма

Музей Соломона Гуггенхайма (англ. Solomon R. Guggenheim Museum) — музей искусства в США, одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Ведёт свою историю с создания в 1937 году Фонда Гуггенхайма. Основатель музея — меценат Соломон Роберт Гуггенхайм.

Архитектор Франк Ллойд Райт прожил девяносто два года, за свои семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея, наиболее известны блистательные проекты: «Дом Джекоба» в Мэдисоне (штат Висконсин) — удобное жилое здание для людей среднего достатка, офис фирмы «Джонсон — Уэкс» в Расине (штат Висконсин) — здание без окон. Вилла «Дом на водопадах» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века, Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс».

Информация о работе Модернизм