Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 04:41, реферат
В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек...
Ровно в полдень началось служение первой торжественной литургии с принесением бескровной жертвы на престоле в память смерти Александра II . Молебны сопровождались пением хора. По окончании службы императорская семья покидает храм. Николаю II воздают почести войска, проходя парадным маршем мимо Спаса-на-крови.
Под ликующие
возгласы «ура» царский кортеж уезжает.
Внешний
вид
А.А.Парланд в определенной мере создавал собирательный образ храма. Вместе с тем, бесспорно утверждение архитектора «о творческой, осмысленной разработке приемов и деталей XVII века». Архитектор не просто повторил образцы XVII века, а, переосмыслив, органично соединил традиционные формы архитектурного декора с новыми конструктивными основами всей композиции.
Собор
имеет ассиметричную, неуравновешенную
композицию. Пятиугольное в плане
здание вытянуто по оси «восток-запад».
К основному объему с восточной
стороны примыкают три алтарные
апсиды, завершающиеся малыми куполами.
Западную часть здания как бы продолжает
двухъярусная столпообразная колокольня,
увенчанная массивным куполом. В
нарушение православных традиций входные
двери храма смещены к северо-
Декоративная отделка фасадов собора насыщенна и многослойна. Цокольная часть здания облицована четырьмя рядами сердобольского гранита. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита.
Центральная часть северного и южного фасадов выделена из общей массы пятиглавия небольшими ризалитами. Их подчеркивают выступы цоколя с резными колоннами, трехчастные окна первого и второго ярусов. На фоне коричневато-красного зигерсдорфского кирпича, которым облицован основной объем здания, нарядно выглядят цветной и белый мраморы, керамические изразцы. Окна обрамлены резными колоннами из эстляндского мрамора, а оформляющие их наличники представлены в форме сдвоенных и строенных кокошников. Стены украшает орнамент в виде поясков и крестиков из цветных и фарфоровых и керамических кирпичей. Фриз карниза – широкий, резной, в виде арочек с прорезками и колоннами. В тимпанах привлекают взгляд мозаичные изображения. Основания четырех боковых глав храма оформлены двумя ярусами кокошников с тимпанами. Барабаны куполов прорезаны узкими световыми окнами.
Глава собора - луковичной формы, покрыта цветной ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон.
К восточной стороне храма примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые. Их купола покрыты медными позолоченными листами.
Общая
площадь мозаики фасадов храма
составляет 400 квадратных метров. В
технике русской мозаике
Произведения
религиозной тематики занимали большое
место в творчестве Васнецова. По
мнению Парланда, именно ему следовало
поручить большую часть оформления храма-памятника.
Желание архитектора не осуществилось,
отвлекаясь на многочисленные заказы,
заканчивая росписи для Владимирского
собора в Киеве, Васнецов сумел создать
эскизы к семи мозаикам. Четыре из них
помещены в тимпанах кокошников крылец.
Композиции евангельского страстного
цикла «Несение креста» и «Распятие» на
северном и северо-западном крыльцах,
«Снятие с креста» и «Сошествие в ад» -
на юго-западном и южном крыльцах.
Внутреннее
убранство
Исключительность положения храма Воскресения Христова определило его назначение. Храм не являлся приходским, он находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовые нерегламентированные посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II . Специфичность храма-памятника определило его оформление. Оно включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения. Уникальными произведениями камнерезного и ювелирного искусства являются киоты и сень храма. В их создании принимали участие получившие всемирное признание мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Стоимость только декора составила 2 млн. рублей.
При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.
В объявленном конкурсе приняли участие мозаичное отделение Академии художеств, ряд зарубежных фирм, а также частная фирма Фроловых. Она и получила самый большой заказ на мозаичные работы. Заказ на 800 тысяч рублей поручили выполнить мозаичному отделению Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пулл и Вагнер».
Мозаики храма знаменуют начало нового этапа в развитии русского мозаичного искусства. Работа велась группой мозаичистов. Особым талантом выделялись Г.Ф.Батюшков, В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, М.А.Петров. Эти мастера обладали в большой степени интуитивным чувством цветовой гармонии. В основе примененного ими способа набора мозаик лежит упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Этот прием письма не стеснял творчество художника, предоставляя свободу как в области рисунка, так и в области композиции.
Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Степень их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, - все это нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.
Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.
Работы Васнецова для иконостаса – «Богоматерь» и «Спаситель» - являются станковыми произведениями. Строгий рисунок, четкие контуры изображения, спокойные локальные тона основных цветов придают мозаикам декоративность. Они были выполнены мозаичистами Академии художеств прямым способом набора. Перевод эскизов в мозаику осуществлялся точно подобранными по цвету и форме мелкими кусочками смальты с тщательным соблюдением световых переходов, передавая живые краски оригинала.
Высокая техника набора отличает мозаики «Св.Александр Невский» и «Воскресение Христа», набранные мастерами Академии художеств И.И.Кудриным и Н.Ю.Селивановичем.
Икона северного киота «Св.Александр Невский» выполнена по эскизам М.В.Нестерова. Александр Невский изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Образ князя преисполнен уверенности и могущества. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж: занесенные снегом крыши домов, шатер церквушки. Этот незатейливый пейзаж придает мозаике национальный колорит. Удачно подобранная цветовая гамма, передающая блеск металлических доспехов, серебристо-голубой кольчуги, органично вписывается в орлецовое обрамление иконы. Мозаика является составной частью убранства киота.
Иначе решен Нестеровым образ Христа в мозаике южного киота. Композиция построена на сопоставлении вертикальных линий. На фоне сияющего золотом входа в гробницу возвышается фигура Христа в белой накидке. Колорит мозаики светел. Бледно-жемчужные тона трудно воспроизводились в мозаике. Но благодаря им работа эффектно выделяется на фоне темно-розового орлеца киота. Сдержанный, неяркий колорит, характерный для творчества Нестерова в 90-е годы, и повышенная внутренняя экспрессивность композиции мешали художнику создавать монументальный образ. Но в мозаиках храма-памятника Нестеров сумел сохранить индивидуальный почерк. Все работы завораживают лиризмом, чистотой и удивительной гармонией красок.
А.П.Рябушкин был вторым художником, которому, по мнению А.А.Парланда, следовало бы поручить оформление храма. Самобытный, оригинальный почерк художника был широко известен. Он сложился в результате глубокого изучения древнерусского и русского искусства. Произведения художника находятся на северной стене, арочном проеме алтаря, и посвящены эпизодам земной жизни Христа. Они решены как жанровые сцены. В них проявилось стремление художника передать эмоциональную индивидуальность образов. В первую очередь это относится к мозаикам «Брак в Канне Галилейской» и «Хождение по водам». Им свойственны лаконизм и яркость красок, придающие мозаикам выразительность.
Центральное место в мозаичном убранстве Спаса-на-крови занимают работы Н.Н.Харламова, имя которого сегодня незаслуженно забыто.
Дарование
Харламова как художника-
Н.Н.Харламов возродил технические приемы византийского письма, такие, как обобщенность композиции и цвета, статичность. Наиболее отчетливо это проявилось в мозаике «Пантократор». Лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. Композиция схематична, не детализирована. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Четко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчеркивает плоскостность изображения. Все это позволило мастеру создать яркий монументальный образ.
По канонам
византийского искусства
Особое
место в интерьере храма
Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Значительная часть камней для свода была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики. Оправа для «звезд» выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев Грачевых».
Сень была ограждена орлецовой балюстрадой и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Ее установили в 1909 году, уже после освящения храма. Балюстрада предала сени определенную художественную завершенность. При изготовлении сени была использована яшма двух оттенков: серо-фиолетовая и зеленоватая. Нижняя ее часть выполнена из яшмы, добытой в коргонской каменоломне, являющейся одной из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть – из зеленоватой алтайской яшмы, получившей название николаевской.
Пол под сенью, часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь, сохранились. А.А.Парланд писал: «Это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней».
Значительный
интерес представляют 20 выполненных
из норвежского темно-красного гранита
досок, расположенных по периметру
фасадов собора. На них золочеными
буквами начертаны «деяния