Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 04:41, реферат
В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек...
Реставрация
Время губительно действовало на мозаику и камень. Итальянский мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был загрязнен, имел множество трещин и полностью утратил полировку. Реставрация камня началась с его очистки и промывки. Мелкие дефекты, небольшие трещины заделывались мастикой на эпоксидной смоле под цвет реставрируемого камня. Утраченные детали декора вырезались по аналогии из мрамора. Сложным и трудоемким процессом явилась реставрация мозаики, имевшей многочисленные повреждения: загрязненность, щели, трещины, частичные утраты смальтового покрытия. Устранение их требовало особой методики. Так, после обязательной промывки мозаичной композиции поверхностные наслоения снимали механическим способом, с помощью щеток. В воссоздании утраченных фрагментов мозаик помогли эскизы, картоны и эталоны, исполненные для каждой мозаичной композиции. В ходе реставрации заново создана методика эмалирования глав, технология изготовления глазурованной черепицы.
Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997 года был завершен первый этап его реставрации, и музей-памятник "Спас на крови" открылся для посетителей.
После революции 1917 года доступ в храм получили все желающие. Убранству здания, не рассчитанному на большие нагрузки, был нанесен значительный ущерб. Почти полностью был разрушен уникальный мозаичный пол, инкрустированный итальянскими мраморами. И это не удивительно, так как толщина мраморных пластин составляла всего 5 миллиметров. До революции в храме разрешалось ходить только по специальным коврам.
Годы
и люди практически разрушили
сень. Полностью отсутствовала
В 20-е
годы, после закрытия Исаакиевского
собора, храм стал кафедральным. 30 октября
1930 года специальным постановлением
ВЦИК его как действующую церковь
закрыли. Здание предполагалось передать
Обществу политкаторжан и
В ноябре
1931 года Областная комиссия по вопросам
культов выносит решение о
целесообразности разборки Спаса по
частям. Спустя три года комитет
по охране памятников революции, искусства
и культуры выдает Ленсовету письменное
разрешение на снос этого здания. Акция
была запланирована на 1941 год...
С началом Великой Отечественной войны
взрывники были отправлены на фронт, а
в соборе во время блокады Ленинграда
устраивают морг.
После войны здесь помещался склад декораций Малого оперного театра.
Храм Воскресения Христова неоднократно пытались уничтожить, но директору музея «Исаакиевский собор» Георгию Петровичу Бутикову все-таки удалось доказать руководству города историческую и художественную ценность этого памятника.
20 июля 1970 года Ленгорисполком принял решение о создании в бывшем храме филиала Государственного музея «Исаакиевский собор».
Реставрация
этого памятника архитектуры
началась с создания системы защиты
от воды, проникавшей в подвал памятника
вследствие нарушения гидроизоляции.
Эту задачу успешно выполнил кессон,
закрывший доступ грунтовым водам
и водам канала в собор. Устройство
гидроизоляции, в свою очередь, позволило
провести монтаж отопительно-вентиляционной
системы, работы по капитальному ремонту
инженерных сетей. Были проведены работы
по ремонту кровли, реставрация металлических
оконных переплетов и их установка, а также
восстановительные работы металлоконструкций
глав, шатров собора и реставрация художественно-декоративного
убранства здания.
Список
использованной литературы
Белецкая Л.И.
Реставрация мозаик Спаса на крови.
// Кафедра II. Мат. науч.-практ. конф. «Реставрация
в храме-памятнике». – 2006. – с. 19-22
Зеленченко В.А.
Научная реставрация убранства храма
Воскресения Христова (Спаса на крови).
// Кафедра I. Мат. науч.-практ. конф. «Музей
в храме-памятнике». – 2005. – с. 55-63
Кириков Б.М. Храм
Воскресения Христова. К истории
«русского стиля» в Петербурге. //
Б.М. Кириков. Архитектура Петербурга
конца XIX – начала XX века. Эклектика.
Модерн. Неоклассицизм. – СПб.: Изд.
дом «Коло», 2006. – с. 155-200
Нагорский Н.В. Реставрация
храмов-памятников Государственного музея
«Исаакиевский собор». // Кафедра II. Мат.
науч.-практ. конф. «Реставрация в храме-памятнике».
– 2006. – с. 3-11
Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга. Художественно-исторический очерк. – СПб.: Лениздат, 2001. – 334 с.: ил.