Образ городов средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Но что же такое образ города ? Обзор литературы по выбранной проблематике показывает, что образ города является актуальной темой исследования. Развитие русских городов имеет особый интерес для мировой истории, ибо на их примере можно наблюдать возникновение крупных центров ремесла и торговли там, где в античное время никогда не было городов. Это позволяет изучать развитие средневековой городской жизни без ссылок на влияние более ранней римской или подобной ей культуры. История древнерусских городов имеет аналогию в истории польских и чешских городов. Историк русских городов не может поверить тому, что, например, в Польше расцвет городов «начался в XI в. и был связан с немецкой колонизацией», как об этом мы читаем в недавно переведённой на русский язык книге видного польского историка Я. Рутковского 1).

Содержание работы

Введение

Глава 1. Происхождение русских городов.
Причины возникновения городов
Возникновение городских предместий, или посадов

Глава 2. Внешний вид городов.
2.1. Построение средневекового города.
2.2.Улицы городов.

Глава 3. Хозяйство и быт средневековых городов
3.1. Транспорт.
3.2. Население городов.
3.3. Хозяйственные занятия населения .

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мхк РЕФЕРАТ (Восстановлен).docx

— 101.44 Кб (Скачать файл)

                                                                 МОУ СОШ №6

                                                                               имени И.Н. Ульянова

   

                  Реферат на тему:

       «Образ городов  средневековой  

                                  Руси»    

 

                                                            

 

                                                  ВЫПОЛНИЛА:

                                                                   УЧЕНИЦА 9-В КЛАССА

                                                                          АЩЕВА ПОЛИНА

 

                                                                           РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                                           СУРКОВА З.Н.

 

 

 

 

                                           Ульяновск

                                             2011 год.                                               
 

 

 

                    Содержание                             

                                                                                            Стр.

 

Введение                                                                                  

 

Глава 1. Происхождение русских городов.                                             

    1. Причины возникновения городов
    2. Возникновение городских предместий, или посадов

 

Глава 2. Внешний вид городов.

2.1. Построение средневекового города.

2.2.Улицы городов.

 

Глава 3. Хозяйство и быт средневековых городов

3.1. Транспорт.

3.2. Население городов.

3.3. Хозяйственные занятия населения .

 

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В основе моей работы лежит изучение городов средневековой Руси , отобразить и дать яркую картину образу городов того времени.

 

Для начала и для более точного  определения моей цели ,объясню что означает само слово «образ» в общем понятии и именно в данном контексте.

Итак ,образ. По словарю С. Ожегова :

 

«- - 1) в психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.2) Образ художественный - категория  эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного  произведения.»

Также приведу  несколько определений из словаря  Д.Н. Ушакова :

«2. Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь. «Ощущение есть субъективный образ объективного мира...» Ленин. «Тройка, семерка, туз скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи.» Пушкин. «Светлые образы будущего.» М.Горький.

| То, что видится, кажется, грезится, представляется воображению (·книж. ). «Полуночные образы реют.» Фет.

3. Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. «Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее.» Белинский.

4. Созданный художником или актером характер, тип. Образ Чичикова. Образ Гамлета. Образ Пушкина в картинах Репина. Средство (заменяя наречие, соответствующее этому прилагательному). Протестовать самым решительным образом (·т.е. решительно). Надлежащим образом. «Обрадуется случаю выдать свою дочь выгодным образом.» Пушкин. «Надул самым бессовестным образом.» А.Тургенев.»

 

Но что же такое образ города ? Обзор литературы по выбранной проблематике показывает, что образ города является актуальной темой исследования. Развитие русских городов имеет особый интерес для мировой истории, ибо на их примере можно наблюдать возникновение крупных центров ремесла и торговли там, где в античное время никогда не было городов. Это позволяет изучать развитие средневековой городской жизни без ссылок на влияние более ранней римской или подобной ей культуры. История древнерусских городов имеет аналогию в истории польских и чешских городов. Историк русских городов не может поверить тому, что, например, в Польше расцвет городов «начался в XI в. и был связан с немецкой колонизацией», как об этом мы читаем в недавно переведённой на русский язык книге видного польского историка Я. Рутковского 1). Города в Древней Руси возникли и развивались задолго до этого и возникли самостоятельно, а не были порождены чьей-либо колонизацией. Вероятно, так было и в Польше и в Чехии.

Есть много точек зрения и аспектов на понятие образа города. В них включают в себя :

  • Географические особенности (климат,ландшафт,соседство с какими-либо другими государствами);
  • Быт ,транспорт и др. хозяйство;
  • Население (отношения между людьми, мировоззрение и пр.);
  • Архитектура;
  • Историческое прошлое;
  • Экономика.

Следовательно, образ города - это некая крайне субъективная совокупность исторических, географических, бытовых и психологических составляющих, частных портретов-срезов этого города.

Задача моей работы – изучить города в средние века на территории Руси и наметить основные вехи в развитии города, собрать необходимый материал и дать общую оценку ,характеристику .

В ходе этой работы мне очень помогла  книга  Рябцева Ю.С. «Хрестоматия по истории русской культуры XI – XVII вв»,так как в ней я нашла материалы о городах Руси, об их внешнем виде и повседневной жизни городских жителей. Книга хорошо иллюстрирована.

Также необычайно ценными были для  меня свидетельства и очерки таких иноземных путешественников ,как Ганс-Морицц Айрманн , Петр Петрей и многие другие.

 

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКИХ ГОРОДОВ. 

                                           

1.1.Причины возникновения городов.

 

      Следствием успехов  восточной торговли славян, завязавшейся  в  VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям. Накануне монголо-татарского нашествия на Руси было, по подсчётам историков, не менее четырёхсот городов.

      Возникновение этих  больших торговых городов было  завершением сложного экономического  процесса, завязавшегося среди славян  на новых местах жительства. Восточные  славяне расселялись по Днепру  одинокими укрепленными дворами.  С развитием торговли этих  однодворок возникли сборные  торговые пункты, места промышленного  обмена, куда звероловы и бортники  сходились для торговли. Такие  сборные пункты назывались погостами.  Из этих крупных рынков и  выросли наши древнейшие города  по греко-варяжскому торговому  пути. Города эти служили торговыми  центрами и главными складочными  пунктами для образовавшихся  вокруг промышленных округов.

      В Повести временных  лет обозначается первая местная  политическая форма, образовавшаяся  на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже  местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.1

      Такой город как  Новгород, образовался из нескольких  слобод или поселков, которые  сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну  большую городскую общину.

 

      Средневековые поселения  можно подразделять по роду  занятий жителей на поселения  сельского типа, связанные главным  образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения  не соответствовали современным:  городами назывались селения  с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели  иные названия. Преобладали поселения  сельского типа – крестьянские  селения вместе с сельскими  усадьбами феодалов. Земля крестьянской  общины простиралась на многие  десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным  центром общины был погост - селение,  в котором у торговой площади  группировались усадьбы представителей  общинной администрации, церковь  с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых  крестьян, которые в основном  жили в деревнях. 

      В центре, на севере  европейской России шел другой  процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

      Несколько иначе  преобразовывались в поселения  городского  типа некоторые торговые  села у больших дорог и крупных  рек: тут городской характер  поселения создавался не столько  бедняками-ремесленниками, сколько  крестьянами, разбогатевшими на  торговле, содержании постоялых  дворов, а в приречных селах  – на судостроении и судовладении.  Так, город Данилов между Вологдой  и Ярославлем в 1675 году проезжий  иностранец описал как «красивое  селение Даниловское, по величине  и красоте похоже на город,  с рынками и тюрьмами…». С распространением  Московского государства строились  новые городки в пустынных  отдаленных местах. Иностранные  известия показывают, в каком  незавидном положении находился  город в старых областях государства.  Когда-то скандинавские сказания  называли полосу земли по водному  пути «из варяг в греки»  «страною городов»; и в XVI веке эта речная полоса не теряла права на такое название; к ней присоединились еще другие речные полосы со многими городами, и иностранцы XVI века не могли не заметить, что наибольшее количество городов, и наиболее значительных, лежит по большим рекам – Днепру, Оке, Волге. Но назвать всю область Московского государства страною городов в XVI веке было бы неточно, как по отношению количества городов к пространству страны, так и по характеру самих городов, из которых многие только носили громкое имя города, но имели вид и значение большого села. XV и XVI века были временем политического упадка старых русских городов вследствие новых исторических условий, среди которых они тогда очутились. Старинные веча этих городов давно замолкли; дольше всех слышался их голос в Новгороде и Пскове; наконец пали и эти последние остатки вечевого быта. В то же время (XV – XVI в.в.) в них происходит усвоение чужих форм устройства, различных по историческим судьбам, разделивших их на две стороны: одни пристали к Литве и потом соединились с Польшей, а другие отошли к Московскому государству. Западные и юго-западные города через Польшу принимают во второй половине XVI в. Магдебургское право.2 Новгород и Псков принимают устройство низовых городов Московского государства. Но одновременно с тем, как падают старые вечевые города, в северо-восточной Руси поднимаются новые, великокняжеские. Во главе последних явилась Москва, которая как по географическому положению, так и по значению стала центром государственного развития.

      В конце века  началось типичное для следующего  столетия преобразование в оброчных  вотчинах крупных феодалов, больших  промышленных сел-городов, таких,  как Иваново, Павлово. Города, официально носившие это название, в российском государстве XVII века были в большей степени единообразны, чем сельские поселения. Более заметны различия между старыми городами до XVI века и новыми, построенными в XVI – XVII веке. В сети старых русских городов главными узлами были теперь уже не знаменитые столицы княжеств прежних времен, а города с многочисленными и богатыми группами ремесленно-торгового населения. Наиболее значительными стали на Волжском торговом пути Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, на Сухонско-Северодвинском – Вологда, Великий Устюг, Холмогоры, Архангельск.

 

1.2.Возникновение городских предместий, или посадов

Развитие  русских городов происходило  не только в количественном, но и  в качественном отношении. Древнейшие города обычно ограничивались территорией  собственно города, или крепости, вокруг которой возникали отдельные  поселения, позже сложившиеся в  предместья, - предградья, или посады.  
        Большинство населения ютилось непосредственно под стенами крепости, чаще всего расположенной на высоком холме, в некотором отдалении от реки. Выбор места для крепости диктовался военными соображениями, но развитие ремесла и торговли неизбежно тянуло ремесленников и купцов с холмов в низину - с «горы» на «подол». Характерное название «подол» сделалось общим обозначением городских кварталов, находившихся поблизости от реки, в противовес аристократической «горе». В Чернигове «Подолие» было под Елецким монастырём, поблизости от которого находим урочище «Гостыничи». К нему шла дорога, «гостинец», из Переяславля, а на левой стороне Десны, в трёх верстах от Елецкого монастыря, была пристань . В Новгороде также существовало «Подолие», или «Подол», занимавшее низменные части города в непосредственной близости к реке. В Москве «Подолом» называлась территория, лежавшая у подошвы кремлёвской горы. Существовал «Подол» и во Владимире-на-Клязьме.  
        Появление городских посадов - новое и важное явление в истории русских городов, с которым мы встречаемся не ранее конца X в. Так, сообщая об осаде городов в X столетии, летопись молчит о сожжении их предградий - посадов, тогда как подобные известия вовсе не редкость для более позднего времени. Городами без посадов рисуются нам в летописи Искоростень, сожжённый Ольгой, Вручий, или Овруч, где сидел Олег Святославич. Стены Вручьего были окружены рвом с перекинутым через него мостом, куда упал во время бегства Олег. Никакого указания на посад, окружавший замок, не имеется.  
        Территория русских городов IX-X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей.- детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Возникновение многих новых городов происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой, и некоторые аналогии тем явлениям, которые мы наблюдаем на русской почве, находим в средневековой Фландрии. По А. Пиренну, «первые городские поселения были, в полном смысле слова, колониями купцов и ремесленников, и городские учреждения возникли среди пришлого населения, явившегося со всех концов, чуждых друг другу людей». Города обычно «возникали повсюду у стен какого-нибудь монастыря, какого-нибудь замка или епископской резиденции» 2). Общее наблюдение Пиренна находит подтверждение на русской почве. В связи с этим укажем на то обстоятельство, что центральная укреплённая часть древнейших русских городов носила название «детинца». Корень слова «детинец» ведёт к термину «детский», княжеский дружинник. Внутренний замок получил своё название от детских, составлявших его гарнизон, подобно тому как в позднейших монастырских вотчинах по имени «детёнышей» назывался «Детин дворец».  
        Рядом с детинцем росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев. В летописных известиях явно выступают две части Киева - Гора и Подол. На наше счастье, мы имеем возможность более или менее точно определить время возникновения Подола. Сообщая о мести Ольги, как уже говорилось, летописец пишет: «тогда вода текла возле горы Киевской, и на Подоле не жили люди, но на горе» 1).  
        Против показаний летописи о позднем заселении Подола были выставлены некоторые сведения об археологических находках на Подоле, но они не разрушают нашего представления о заселении Подола как киевского предградья, или посада, в основном в конце X в. Ведь отдельные поселения издавна существовали в районе Киева, задолго до основания города.  
        Киевский подол как сосредоточие ремесла и торговли возник, судя по археологическим данным, в IX в., возможно - в конце этого столетия. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремёсел и киевского торга. Подол сделался средоточием купеческого и ремесленного населения, нередко поднимавшего восстания против Горы, т. е. «города» в собственном смысле этого слова. Таким образом, наряду с Детинцем, населённым княжескими слугами и зависимыми людьми, в Киеве возник новый квартал - ремесленников и купцов.  
        С большей гипотетичностью можно говорить о происхождении Новгородского подола, сведения о котором появляются в летописях очень поздно. В Новгороде Подолом называлась та часть города, которая находилась на Торговой стороне и примыкала к Волхову, в непосредственной близости к торгу. Место Новгородского подола устанавливается тем, что он находился поблизости от церкви Пятницы на Ярославовом дворище, поблизости от Ильины улицы в Славне 1). Таким образом, Новгородский подол по своей топографии соответствовал Киевскому и лежал в низине у реки, в непосредственной близости к торговищу на Торговой стороне. Время возникновения Новгородского подола можно отнести по некоторым деталям примерно к первой половине XI в. На это указывает и традиционное название Ярославова дворища, построенного в той низменной части Новгорода, где мы находим Подол.

Информация о работе Образ городов средневековой Руси