Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:18, реферат
При написании работы была поставлена цель: определить вклад Огюста Монферрана в развитие русской архитектуры XIX века.
Школьный конкурс учебно-
Управление образования администрация г. Кудымкара
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №2»
Секция: История
Огюст Монферран
1786 - 1858
Автор работы:
Ванькова Диана,
ученица 10 «а» класса
МОУ г. Кудымкара
«СОШ №2»
Руководитель: Рычкова Л.В.,
учитель истории
МОУ г. Кудымкара
«СОШ №2»
Кудымкар – 2011
Содержание
Русская архитектура I половины XIX века связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. Это уникальнейшие постройки, которые посещает абсолютно любой человек, приезжающий в С.-Петербург. Но многие ли знают, кто автор этих шедевров.
Тема данной работы: «Огюст Монферран 1786 - 1858»
Ее актуальность и выбор заключается в том, что еще мало людей знают автора великих архитектурных строений, которые определяют лицо города С.-Петербурга: Исаакиевский собор и Александрийская колонна.
При написании работы была поставлена цель: определить вклад Огюста Монферрана в развитие русской архитектуры XIX века.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Объект изучения в данной работе: архитектура I половины XIX века.
Предмет изучения: биография и творческая деятельность Огюста Монферрана.
В процессе написания работы были использованы такие методы исследования, как фотографирование, индукция, анализ, синтез, дедукция, обобщение.
Круг литературных источников о Монферране довольно значителен, хотя книг, посвященных исключительно Монферрану, крайне мало. В изданиях пишется не столько о Монферране, сколько о его главном детище — Исаакиевском соборе. Подробно описывает биографию Д.К. Самин в своей монографии «100 великих архитекторов». Наибольший интерес вызывают работы работы Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» и А.Г. Лазарева, А.А. Лазарева «История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии VI-XX веков».
Творчество Монферрана замыкает последний этап русского классицизма и в то же время открывает путь развитию зодчества нового времени.
Страницы жизни Огюста Монферрана
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года во Франции в Шайо, предместье Парижа [рис. 1] Отец его был учителем верховой езды, потом директором Королевской академии в Лионе. Дед Монферрана Леже Рикар - инженер, строитель мостов. Мать будущего архитектора Мария Франсуаза Луиза Фиотьони, итальянка, была дочерью торговца.
1 октября 1806 года Огюст
поступил в Королевскую
В том же году после участия в бою он получил чин сержанта, был ранен в бедро и голову и, оставив службу в армии в 1807 году, возвратился в Школу архитектуры. В последние годы учения служил в ведомстве генерального инспектора архитектуры города Парижа Ж. Молино. После окончания Школы архитектуры Монферран в 1813 году вновь надел военный мундир и, сформировав роту, присоединился к армии под Дрезденом. Отличившись в сражении при Арно, Монферран был награжден орденом Почетного легиона и получил чин старшего квартирмейстера.
После отречения Наполеона
в апреле 1814 году Монферран оставляет
армию, возвращается в Париж и
снова работает у Молино, ведя наблюдение за строительными работами.
Военная служба дала Монферрану жизненный
опыт, умение находить выход из трудных
ситуаций, воспитала чувство ответственности.
Практика у архитектора Молино позволила
ему ближе познакомиться с методами строительства.
Известно, что перед отъездом в Россию
Монферран принимал участие в строительстве
церкви Ла Мадлен в Париже.
К тридцати годам процесс формирования
художественных идеалов Монферрана завершился,
а он еще ничего не построил по собственным
проектам. Озабоченный этими мыслями,
он в 1814 году воспользовался пребыванием
в Париже Александра I и поднес ему папку
своих проектов. [4, с.491]
Монферран понравился императору
и в 1816 году был приглашен в
Петербург. В русской архитектуре
тогда начинался завершающий
этап развития классицизма.
Приезд молодого архитектора Монферрана
в Петербург не был замечен ни в архитектурном
мире, ни в столичном обществе. Известный
инженер А. Бетанкур решил определить
его рисовальщиком на Петербургский фарфоровый
завод. Монферран согласился занять предложенное
ему место и потребовал себе ежемесячное
вознаграждение - три тысячи рублей ассигнациями,
но министр финансов Д.А. Гурьев не согласился
на это, и дело расстроилось. В конце концов,
Бетанкур согласился взять его на работу,
связанную с распоряжением Александра
I поручить кому-нибудь разработать проект
реконструкции Исаакиевского собора и,
будучи директором Института инженеров
путей сообщения, разрешил Монферрану,
во время занятий проектированием, пользоваться
библиотекой института.
Как свидетельствует Вигель, Монферран даром времени не терял. Разыскивая в библиотеке увражи, он перерисовывал храмы, изучая крупнейшие культовые здания Европы в связи с предстоящей работой по проектированию Исаакиевского собора. «Таким образом составил он разом двадцать четыре проекта, или, лучше сказать, начертил двадцать четыре прекраснейших миниатюрных рисунка, и сделал из них в переплете красивый альбом. Тут все можно было найти китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников». Этот альбом был передан Бетанкуром Александру I, и 21 декабря 1816 года Монферран был назначен придворным архитектором. Это назначение вдохновило молодого архитектора, и весь 1817 год он трудился над проектом Исаакиевского собора [рис.2], стараясь выполнить требование Александра I и сохранить большую часть ринальдиевского здания.
То, что было нарисовано Монферраном, создавало лишь впечатление о проекте, хотя было отмечено новизной и смелостью. Александр I без всяких колебаний утвердил проект. Это произошло 20 февраля 1818 года. Монферран, уверенный в своем проекте и поддержанный расположением императора, не обращал внимания на критические замечания. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II.
В 1842 году, когда сооружение собора подходило к концу и нужно было окончательно утвердиться в выборе средств и способов оформления интерьера, Монферран предпринял поездку в Западную Европу, чтобы осмотреть лучшие здания Германии, Франции и Италии.
Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России воздвижением в 1829 году Александрийской колонны в Санкт-Петербурге [рис. 3]. Еще в 1814 году, вручая в Париже свой альбом Александру I, Монферран рассчитывал заинтересовать императора победившей державы установкой в России «триумфальной колонны, посвященной Всеобщему миру». Идея понравилась, но заказа на ее воплощение он не получил. После смерти Александра I, желая утвердить деяния предшественника, Николай I счел необходимым создать такой памятник.
Проект был утвержден 24 сентября 1829 года, и Монферрану поручили руководить строительством монумента. Академия художеств, ранее не признававшая архитектора, теперь отдавала ему дань уважения. В сентябре 1831 года Совет Академии по предложению президента Оленина присвоил ему звание «почетного вольного общинника». Это звание обычно присуждалось титулованным отечественным особам или очень известным, выдающимся иностранным художникам.
Торжественное открытие монумента состоялось
ровно через два года после установки
колонны на пьедестал - 30 августа 1834 года.
Период временного прекращения строительства
Исаакиевского собора оказался плодотворным
для развития творческих возможностей
Монферрана. В эти годы он смог проявить
себя как градостроитель и архитектор-практик,
создав разнообразные по функции сооружения.
Одной из главных работ этого времени
было проектирование и строительство
дома Лобанова-Ростовского (1817-1820) на участке,
непосредственно примыкающем к Исаакиевскому
собору. В 1850-е годы здание было куплено
царским правительством для военного
министерства.
Важнейшей работой этого периода стало проектирование и строительство ансамбля Нижегородской ярмарки - крупнейшей промышленной ярмарки России.
В 1823 году по инициативе петербургского генерал-губернатора М.А. Милорадовича Монферран был привлечен к созданию проекта увеселительного сада в Екатерингофе. И в последующие годы Монферран много работал по заказу императорского двора и именитых сановников. В 1830-1840-е годы он получил заказ на проект двух особняков вблизи Исаакиевской площади. Один из них - дом миллионера, владельца уральских рудников П.Н. Демидова - был построен на Большой Морской, другой, принадлежащий княгине Гагариной, - рядом, на улице Герцена.
Особняк Демидова - одно из первых в столице зданий, созданных в соответствии с новыми представлениями об архитектуре - резко отличался от прототипов эпохи классицизма. В проекте дома Гагариной еще определеннее выражены новаторские устремления автора, использовавшего принцип свободной организации объемов.
Поселившись в Петербурге в 1818 году, Монферран редко покидал его на длительное время. В 1834 году на деньги, полученные от Николая I за создание Александровской колонны - сто тысяч рублей, он смог купить дом на набережной Мойки, в котором и жил до конца своих дней. Он перестроил его, не тронув, однако, лицевого фасада, и возвел во дворе поперечный флигель в два этажа с круглой башней. В своем доме Монферран собрал большую библиотеку, коллекцию античной скульптуры, старинной мебели, живописи, итальянской майолики. Книги в библиотеке Монферрана свидетельствовали о его широких интересах. Это были не только издания по архитектуре и строительству, но и труды по математике и механике.
Личными дружескими отношениями Монферран был связан с представителями художественных кругов Петербурга и с некоторыми представителями высшего столичного общества. С графом Потемкиным зодчий вел переписку, в которой часто обращался к графу за советом, благодарил за участие и помощь в делах, связанных со строительством собора.
Понимая, что созданные им произведения принадлежат России, он не отделял себя от страны, в которой прошла вся его творческая жизнь, хотя в некоторых высказываниях стремился подчеркнуть свою принадлежность отечеству, оставленному ради осуществления смелых замыслов. Желание покоиться в Исаакиевском соборе возникло у Монферрана еще в 1828 году, когда он заложил в проект строительство капеллы, в которой хотел быть погребенным, и, следовательно, уже тогда он осознавал свою связь с Россией и не помышлял о возвращении во Францию.
Труд Монферрана был щедро вознагражден. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.
Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым.
28 июня 1858 году зодчий
скончался. По свидетельству
Творчество Огюста Монферрана
Исаакиевский собор (Собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.
Приказ о строительстве Исаакиевского собора был отдан Петром I.
Тогда, в 1710 году, недалеко от Адмиралтейства, была построена маленькая деревянная церковь [рис. 4]. В ней Петр I венчался со своей женой Екатериной.
В 1717 году было решено выстроить каменную церковь [рис. 5], но она вскоре стала разрушаться из-за оседания грунта. В 1768 году по воле Екатерины II было осуществлено строительстве нового (третьего) Исаакиевского собора [рис. 6], но он также простоял совсем недолго и быстро обветшал.
Наконец по приказу Александра I, началось проектирование монументальной конструкции, которая и дошла до наших дней.
Молодой архитектор, Огюст Монферран [рис. 7] предложил императору сразу двадцать четыре проекта храма. Среди проектов были самые разные, «оевропеинные» варианты, но Александр выбрал классический русский пятиглавый стиль.
Впечатленный трудолюбием и масштабностью проектов, царь доверил огромные деньги и строительство главного храма Империи молодому французу.
Строительство собора началось в 1818 году и продолжалось сорок лет.
Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. Для того, что бы фундамент не осел под него было забито 10 762 сваи. В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.
Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга [рис. 8]. Там же происходила первичная обработка мраморных колонн. Транспортировка из каменоломни осуществлявлась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных. Для подъёма колонн были построены специальные леса [рис. 9]. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года.