Огюст Монферан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:18, реферат

Описание работы

При написании работы была поставлена цель: определить вклад Огюста Монферрана в развитие русской архитектуры XIX века.

Файлы: 1 файл

огюст монферан.doc

— 4.27 Мб (Скачать файл)

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.

В 1836 году возведение стен и пилонов  было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1.1 до 1.25 метра и опираются на шесть пилонов. Двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы.

В 1837 году, когда было завершено основание купола, была начата установка 24 верхних колонн. Колонны подымались наверх по наклонному настилу на специальных тележках при помощи оригинальных механизмов. Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары.

Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился сделать его максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической, средней — конической и наружной — параболической. Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего — 22.15 м.

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.

Внутри собор отделан  мозаикой. К тому времени в Императорской  Академи Художеств умели получать смальту для мозаики семнадцати тысяч цветов.

Постройка Исаакиевского собора обошлась казне в 23 миллиона золотых царских рублей.

Внешний вид

Высота собора 101,5 м, длина  и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт). При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора [рис. 10]. В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Они облицованные белым мрамором, малахитом и лазуритом [рис. 11].

Само здание решено цельным, компактным кубическим объемом, над  которым поднимается высокий цилиндрический барабан [рис. 12], прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком.

 

По углам выступающего основного объема здания  находятся четыре небольшие колокольни. Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид.

Портики собора оформлены  рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов  со светильниками [рис. 13], на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов [рис. 14].

На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа» [рис. 15], на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» [рис. 16], исполненные Ф.Лемером. На фронтоне южного портика – горельеф И.П.Витали «Поклонение волхвов» [рис. 17]. Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» [рис. 18]. По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И.П.Витали [рис. 19 ,20, 21, 22]. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом [рис. 23], на юге Матфей с ангелом [рис. 24], на севере Иоанн с орлом [рис. 25] и на востоке Лука с тельцом [рис. 26].

Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем  здания с барабаном и куполом.

Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П.К.Клодта и А.В.Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845 – 1847 годах.

На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола. Тематически скульптуры символизируют этапы земной жизни Иисуса Христа и его заповеди. Выполнены И.Германом в 1839 году.

Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И.П.Витали в 1841 – 1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.

В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения  св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».

Западные двери с рельефом «Нагорная проповедь». На их створках - композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах - статуи апостолов Петра и Павла.

Значительную роль во внутренем убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах [рис. 27, 28, 29, 30].

Барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов [рис. 31]. Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики

Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу.

Исключительный интерес  представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику  и скульптуру.

Малые иконостасы венчают  скульптурные группы Н.С.Пименова "Воскресение" в приделе св. Екатерины и "Преображение" в приделе св. Александра Невского. "Воскресение" состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы - Иисус Христос. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. "Преображение" - в центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него - пророки, ниже - апостолы Иоанн и Петр.

В целом убранство  малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения.

Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три  дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами   работы И.П.Витали. Северные врата посвящены св. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных - сюжеты житий св. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных - апостолов Петра и Павла.

В мозаиках Исаакиевского  собора прекрасно воспроизводятся  и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство  красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета [рис. 32, 33, 34].

Только в Исаакиевском соборе  можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов [рис. 35, 36, 37, 38]. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, Н.М.Алексеев, Х.Дузи, Ф.Рисc и др.

Алтарное окно – это  витраж с образом Воскрешенного Господа [рис. 39]. Подобный элемент убранства - традиционный для храма католического, но едва ли не единственный в православной церкви. Картина выполнена в стиле итальянского Возрождения. Это один из наиболее крупных витражей Европы, и самый крупный в России. Площадь витража 28,5 кв. м, автор - Лео фон Кленце.[14]

2.2 Александрийская колонна

Алекса́ндровская  коло́нна— один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. [13]

История создания. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.

Открытый конкурс был официально объявлен в 1829 году. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором.

Второй проект заключался в установке колонны. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам. Монферран показал красоту гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.[10]

Для гранитного монолита — основной части колонны —  была использована скала. Добыча и предварительная  обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, под Выборгом.

 После того, как  каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили  пригодность материала, от неё  была отсечена призма, значительно  превосходившая своими размерами  будущую колонну. Были использованы  гигантские приспособления: громадные  рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены  громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых  весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен  на месте и подготовлен к транспортировке. Инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, грузоподъёмностью до 1100 тонн. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Санкт-Петербург.

Прибытие центральной  части колонны в Санкт-Петербург  состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой  площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена  геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 5,2 мертров был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.

Фундамент памятника  был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, который служит основанием пьедестала. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установку колонны на пьедестал.

А. А. Бетанкураовым по в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система под названием леса.

30 августа 1832 года посмотреть  на это событие собрались массы народа [рис. 40]. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны  в вертикальное положение на Дворцовой  площади инженеру А. А. Бетанкуру  потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки колонны  оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную  обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой  капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Скульптура представляет собой ангела с лицом императора-победителя. Левая рука ангела держит классический латинский крест, а правая вознесена к небу. Голова ангела наклонена вниз, и взгляд устремлён на землю. [рис. 41]

Пьедестал обелиска украшен  военным орнаментом [рис. 42]. Бронзовые барельефы изображают воинские доспехи и русское оружие. Отделка и полировка памятника длилась два года.

Вокруг Александрийской  колонны поставлен декоративный чугунный забор, оконечности которого венчают небольшие фигурки двуглавых имперских орлов [рис. 43].

Открытие памятника  состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император. Затем на площади был провёден военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года [10]

Информация о работе Огюст Монферан