Описание и анализ здания кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:07, реферат

Описание работы

Самым первым в списке великих архитектурных и исторических памятников Ростова-на-Дону стоит Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии в Ростове-на-Дону, памятник архитектуры.

Содержание работы

1. Краткая характеристика Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону……………………………………………….

3
2. История строительства и реконструкции собора в разные исторические периоды (историческая справка)………………………………..

4
3. Внешний вид собора и его положение в пространстве города (архитектурно-пространственное описание)……………………………………

10
4. Внутреннее убранство собора……………………………………………
15
5. Публикации и статьи о Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы………………………………………………………………………

17
6. Фотографии собора………………………………………………………
18
Список использованной литературы………………………………………
19

Файлы: 1 файл

___Анализ памятника архитектуры.docx

— 4.80 Мб (Скачать файл)

«ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ЗДАНИЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Краткая характеристика Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону……………………………………………….

 

3

2. История строительства  и реконструкции собора в разные  исторические периоды (историческая  справка)………………………………..

 

4

3. Внешний вид собора  и его положение в пространстве  города (архитектурно-пространственное описание)……………………………………

 

10

4. Внутреннее убранство собора……………………………………………

15

5. Публикации    и статьи о Кафедральном соборе  Пресвятой   Богородицы………………………………………………………………………

 

17

6. Фотографии собора………………………………………………………

18

Список использованной литературы………………………………………

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в г. Ростове-на-Дону

 

Самым первым  в списке великих  архитектурных и исторических памятников Ростова-на-Дону стоит Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии в Ростове-на-Дону, памятник архитектуры.

Согласно Постановлению от 9 октября 1998г. № 411 «О ПРИНЯТИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ И МЕРАХ ПО ИХ ОХРАНЕ» (в ред. постановлений Администрации РО от 15.03.2006 № 80, от 27.01.2010 № 14, от 30.04.2010 № 282) к памятникам архитектуры местного значения относится Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Адрес Собора: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 58

Комплекс сооружений кафедрального  собора во имя Рождества Богородицы включает:         

- собор                       

- нижний ярус колокольни      

- епархиальное управление     

- здание администрации,       

 - крестильной, школы и  библиотеки (соборные флигели).                   

Год постройки: Между 1860 и 1885.

Архитектор: К. А. Тон; колокольня - П. С. Кампиони (1878), восстановление - Ю.Н. Солнышкин (1999). Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы - обширный четырехстолпный пятикупольный храм в русско-византийском стиле.

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1885 г.) с колокольней, напротив которого расположен памятник Дмитрию Донскому, - памятник 19 века, построенный по проекту  знаменитого русского архитектора  К.А. Тона. Этот зодчий был более всего известен в России как автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлёвского дворца, Оружейной палаты в Москве и основоположник русско-византийского стиля в культовой архитектуре. Белоснежный собор, являющийся уменьшенной в 10 раз и упрощенной копией храма Христа Спасителя, украшен массивными золотыми куполами, что делает его центром архитектурного ансамбля города. 

 

 

2. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ СОБОРА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ (историческая справка)

 

Ростовский кафедральный собор  Рождества Пресвятой Богородицы ведет свою историю с 1766 г., когда  в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

К середине XIX в. население г. Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона. Строительство собора проходило с 1854 г. по 1860 г. В 1860 г. состоялось его освящение. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых ярь-медянкой. Храм выделялся своими размерами и величественностью. В плане он представлял собой равноконечный крест. Двухцветный чеверик храма завершался шлемовидной главой. Центральный барабан прорезан двенадцатью полуциркульными оконными проемами, которые обрамлены килевидными кокошниками. Внутреннее пространство храма формируют четыре пилона, несущие барабан и купол. Стены оштукатурены и покрыты росписью на библейские и евангельские сюжеты. Трехъярусные иконостасы выполнены в виде часовен, увенчанных шатрами с главкой и крестом. Вход в храм осуществлялся с южного, северного и западного фасадов. По проекту областного военного архитектора Антона Кампиони рядом с Кафедральным собором строится колокольня. Она запроектирована в классическом стиле с использованием элементов эпохи Ренессанса и представляла собой сооружение из четырех ярусов, увенчанных восьмилепестковой главкой луковичной формы. Главу колокольни венчал позолоченный крест. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара.

Ростовский кафедральный собор  возводился исключительно на пожертвования  купечества. Казенные деньги не привлекались. Главным попечителем строительства  был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного  потомственного гражданина Ростова  И. С. Панченко были расписаны стены  собора, приобретены иконы, изготовлена  дорогая церковная ограда и установлены  ценные кресты на купола.

С 1875 по 1887 гг. возводилась  четырехъярусная колокольня собора. Изящная четурехъярусная колокольня была увенчана очень красивым восьмилепестковым куполом луковичной формы. Нижний ярус представлял собой зимнюю церковь во имя Николая Чудотворца, на втором и третьем находились звонницы, четвертый представлял собой восьмигранный барабан, служивший основанием для главки. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Попечителями строительства были назначены ростовский коммерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И. Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко. В первом ярусе колокольни была устроена церковь во имя свт. Николая Чудотворца, на втором и третьем располагалась звонница, на четвертом – часы с четвертным боем, пожертвованные городом. В октябре 1887 г. колокольня освящена, на нее поднят колокол весом около 17 т (1032 пуда) и установлены четырехсторонние часы. Высота колокольни была 75 м, и она была самым высоким зданием в городе. Звук колокола был слышен на расстоянии 30 км, а сама колокольня была видна с расстояния 42 версты.

Комплекс кафедрального  собора, расположенный в центре бывшей тогда главной площади города, стал его духовным и административным центром. Северная мраморная паперть выходила на Соборную площадь, где стоял памятник Александру II (работы академика скульптуры Микешина). На площади проходили парады, народные гуляния. Южная паперть собора, тоже мраморная, выходила на торговую площадь. Отсюда был главный вход в собор.

На восточной стороне  площади находились административные здания городского магистрата и торговые ряды. Собор дал имя Соборному переулку и Рождественской улице (сейчас — ул. Обороны).

Кампиони Антон Анжелович, гражданский инженер, родился в 1835-37 гг. Окончил строительное училище. Служил в Области Войска Донского. За усердную службу имел многие награды. С 1865 г. исполнял обязанности войскового архитектора, а с 1875 г. - областного инженера-архитектора. Являлся также архитектором Мариинского донского института благородных девиц. В 1870-е гг. наряду с проектами храмов, частных домов и общественных учреждений в Области Войска Донского им был выполнен проект колокольни при Ростовском кафедральном соборе на площади Старого базара.

После революции 1917 года собор Рождества  Пресвятой Богородицы был закрыт, здание, как и многие другие здания бывших церквей по всей России, приспособили под склад. Это не лучшим образом  отразилось на состоянии собора, в  частности, большинство фресок было уничтожено.

 

СОБОР В 20-30 ГГ. XX ВЕКА.

После захвата Дона большевиками в нач. 1920 г. начались гонения на Церковь. Была создана комиссия по проведению в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства», деятельность которой в частности была направлена на закрытие храмов.

К 1920-му г. в Ростове было закрыто 4 церкви. В 1923 г. постановили  закрыть еще три: Архангела Михаила, Владимирскую и Екатерининскую. Ростовский кафедральный собор в этой политике не был исключением. Здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована.

В 1921 г. чекисты рапортовали  о ликвидации «Армии Спасения России». По версии властей это была контрреволюционная организация, готовившая восстание  на Дону, Кубани и поход на Москву. В качестве обвиняемых было привлечено 257 человек. Среди них и настоятель Ростовского кафедрального собора прот. Павел Верховской. Постановлением ВЧК на Юго-Востоке России от 22 и 25 окт. 1921 г. обвиняемые по делу об «Армии спасения России» были признанны противниками советской власти и неисправимыми контрреволюционерами. Из них 58 человек были казнены.

В 1921-1922 гг. в связи с  голодом в Поволжье большевиками была развернута кампания по изъятию  церковных ценностей. Первая акция  кампании в Ростове проходила 11 марта 1922 г. в Ростовском кафедральном соборе, но была фактически сорвана, т.к. комиссию избили возмущенные ее поведением люди. В связи с этими событиями  были арестованы епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), 7 священников, в т.ч. прот Иоанн Цариненко, ключарь собора, 4 члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. Всего перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек.

В 1930-е гг. ужесточились гонения  на Церковь. Повсеместно осуществлялось массовое закрытие и разрушение храмов. С колоколен снимали колокола и тысячами сжигали иконы. Оставшиеся храмы использовались под производственные цеха, склады и клубы, а монастыри - под тюрьмы и колонии. Не был исключением и Ростовский кафедральный собор. В 1929 г. с куполов были сбиты кресты (ГАРО, Ф. Р-3952, оп. 1, л.39) , а 1937г. собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. В 1942 было принято решение о взрыве колокольни в целях демаскировки. Но успели взорвать только два верхних яруса.

В годы Великой Отечественной  войны изменилась политика Советского государства по отношению к Церкви. Открывались приходы, закрытые в  безбожные пятилетки 30-х гг., многие священники были освобождены из лагерей  и возобновляли служение в храмах. В июле 1942 г., в период оккупации  Ростова немцами, был открыт и  собор. Прихожане сами принесли все  необходимое для богослужения: церковную  утварь, иконы. В 1950 г. в соборе был  произведен ремонт и восстановлены  росписи. По проекту Л. Ф. Эберга в 1954 г. был установлен иконостас - аналог уничтоженного из храма Христа Спасителя. В 1950-е на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой.

1948 г. ростовский архитектор  Л. Ф. Эберг разработал по заказу Епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части». По проекту второй уцелевший ярус колокольни сохранялся без навески колоколов. Однако, проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 г. уцелевший ярус колокольни разобрали. В сер. 1959-го г. оставшийся ярус колокольни перекрыли кровлей и завершили малой главкой. В нем был восстановлен храм Николая Чудотворца, использовавшийся для крещений вплоть до 1990-х гг.

Новая страница летописи Ростовского  кафедрального собора началась в  конце 80-х гг. К 1000-летию Крещения Руси над Ростовом засияли золотые  купола собора. В самом храме были реконструированы амвон главного алтаря и архиерейская кафедра, позолочены иконостас и киоты, вокруг солеи  и кафедры установлена декоративная решетка, обновлены росписи. Само подворье собора было расширено в его исторических границах. В 1992 г. состоялось освящение  построенного на подворье Предтеченского малого храма, в 1994 г. двухэтажной воскресной школы.

Символом возрождения  церковной жизни в Ростове  стали работы по восстановлению колокольни в кон. 80-х - 90-х гг. по проекту донского архитектора Ю. Н. Солнышкина. В июле 1999 г. на колокольню был установлен купол, а в сентябре состоялось ее освящение. Чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который находился в Ростовской епархии с официальным визитом.

Восстановление и реконструкция  собора начались сразу после войны. В 1950 г. приступили к первому послевоенному ремонту собора. Главный купол его покрыли новым железом, сделали побелочные работы, приступили к восстановлению фресок. В 1951 г. в Ростовскую епархию прибыл митрополит Вениамин (Федченков). Известный богослов, проповедник, оставивший огромное письменное наследие: труды по богословию, богослужебные тексты, проповеди, жития и автобиографические записки. Чрезвычайно актуальны сегодня его замечательные книги «О вере, неверии и сомнении», «Письма профессора о вере» и «На рубеже эпох» — живое свидетельство о событиях нашей истории, свидетелем и участником которых довелось быть Владыке Вениамину, о людях, с которыми он встречался. Даже если мы просто назовем некоторые имена этих людей, то один этот перечень вызовет неподдельный интерес: митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский), епископ Феофан (Быстров) — царский духовник, император Николай II и его супруга императрица Александра Федоровна, митрополит Антоний (Храповицкий), Г.Е.Распутин, А.Ф.Керенский, барон П.Н.Врангель и многие другие... При Владыке Вениамине и настоятеле собора протоиерее Георгии Кострюкове был сооружен главный иконостас.

Информация о работе Описание и анализ здания кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы