Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:07, реферат
Самым первым в списке великих архитектурных и исторических памятников Ростова-на-Дону стоит Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии в Ростове-на-Дону, памятник архитектуры.
1. Краткая характеристика Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону……………………………………………….
3
2. История строительства и реконструкции собора в разные исторические периоды (историческая справка)………………………………..
4
3. Внешний вид собора и его положение в пространстве города (архитектурно-пространственное описание)……………………………………
10
4. Внутреннее убранство собора……………………………………………
15
5. Публикации и статьи о Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы………………………………………………………………………
17
6. Фотографии собора………………………………………………………
18
Список использованной литературы………………………………………
19
Иконостас реставрировали мастера из Москвы, а иконы для него и настенные росписи писал художник Волков. К сожалению, биографических сведений о нем не имеется. Старожилы вспоминают, что это был истинный богомаз, — так говорили в старину про художников, владевших особым даром иконописания. Прежде, чем приступить к работе, Волков усердно постился, много молился, читал жития святых и другую духовную литературу. Он знал, за какое дело берется, и вкладывал в работу свою душу, — после освящения такая икона становится иконой, на нее сходит Дух Божий.
Иконостас Ростовского кафедрального собора представляет собой уменьшенную копию иконостаса храма Христа Спасителя. В этом можно убедиться, взглянув на сохранившиеся снимки внутреннего вида Московского храма Спасителя — та же оригинальная форма в виде часовни, то же расположение икон на четырех ярусах.
К 1000-летию Крещения Руси при митрополите Владимире (Сабодане) были произведены реставрация икон, обновление фресок. Купола покрыли медью, а сверху — позолотой. Приступили к восстановлению колокольни. Был позолочен центральный иконостас, а впоследствии и боковые, Петропавловский и Преображенский. Переделали солею и расширили кафедру, в алтаре постелили паркет. В Московских Патриарших мастерских были заказаны специальные золотые оградки из цветного металла, которым очень украсили собор. Кафедральный собор преобразился. Эти изменения и детали лишь подчеркнули строгую красоту икон. У художника Волкова свой стиль иконописи. Глядя на иконостас, хочется сказать: «Исполнен чистоты». В первом ярусе, помимо традиционных образов Спасителя и Царицы Небесной и храмовой иконы — Рождества Пресвятой Богородицы, находятся иконы святителя Николая и Богородичных двунадесятых праздников. Во втором ярусе — иконы остальных двунадесятых праздников. Ярусом выше — Спаситель и лики апостолов, а над ними — Господь Саваоф в окружении ветхозаветных пророков. Впрочем, можно много описывать и не сказать ничего. Лучше еще раз взглянуть с молитвою на весь мир невидимый, собранный здесь, с благоговением помышляя о том месте, что находится за ликами икон — об алтаре, Святая Святых...
Недавно Ростовский кафедральный собор пополнился двумя святынями — Донской иконой Божией Матери, и иконой Пресвятой Троицы с частицей от Мамврийского дуба, освященной в Иерусалиме. Эти иконы написаны ростовскими художниками епархиальной иконописной мастерской. В 1995 г., к 135-летию собора в этой же мастерской была написана икона Рождества Пресвятой Богородицы. Список иконы Рождества Пресвятой Богородицы сделан с канонической иконы XV в. В соборе она теперь находится справа от амвона, напротив Донской иконы Божией Матери.
Люди приходят и будут приходить в собор к святым образам и молитвенно смотреть на лики святых, словно приоткрывая для себя завесу горнего мира, где Сам Господь, Царица Небесная и Божий угодники. С упованием и надеждой верующие притекают к казанской иконе Божией Матери, иконам преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частичками их честных мощей.
Фотографии собора в разные исторические периоды | |
Июль 1999 г. поднятие колокола на колокольню |
3. ВНЕШНИЙ ВИД СОБОРА И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (архитектурно-пространственное описание)
В начале ХХ века началась перестройка корпусов торговых рядов в северной части площади, однако она не нарушила сложившийся комплекс застройки.
Генплан площади Старый Базар
Подворье
Ростовского кафедрального
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы является самым красивым и монументальным храмом Ростова-на-Дону. Подворье Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой гармоничный архитектурный комплекс. На его территории располагается три храма:
1. собственно Кафедральный собор,
2. малый храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором ежедневно совершаются церковные требы и, временно не действующий,
3. храм во имя святителя Николая,
В комплекс соборного подворья также входят и служебные здания.
Служебный корпус
Здесь располагается Ростовское Епархиальное Управление, где находятся канцелярия, Епархиальные отделы и комиссии.
Рядом с малым храмом размещается Духовно-Просветительский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.
На подворье располагается Издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография.
Также на подворье Кафедрального
собора работает магазин церковной
утвари, магазин духовной литературы.
Собор Рождества пресвятой
Ростовский храм в плане имел форму равностороннего креста. Это пятикупольный каменный храм.
План собора
В плане он представлял собой равноконечный крест. Двухсветный четверик храма, увенчанный пятиглавием с доминирующим центральным барабаном, завершался шлемовидной главой. Входы в храм выделены порталами, завершенными килевидными кокошниками. Декоративное оформление собора отражает его внутреннюю структуру. Основной ярус подчеркнут сложнопрофилированной тягой, а нижний - тягой, переходящей над оконными проемами и нишами в архивольты. Центральный барабан прорезан 12 полуциркульными оконными проемами, оформленными полуколонками дорического ордера, завершенными антаблементом. Аналогично решены восьмигранные барабаны четырех малых глав. Оконные проемы и ниши основного объема обрамлены килевидными кокошниками. Стены собора оштукатурены и побелены. Главы были покрыты листовым железом и окрашены в зеленый цвет, кресты и подкрестные яблоки - позолочены. Вход в храм осуществлялся с южного, северного и западного фасадов. Полуциркульные дверные проемы имели кованые полотна.
Здание центрично и симметрично. Оно сохраняет характерные для древнерусских храмов всефасадность и силуэтность. Собор увенчан пятиглавием с доминирующей центральной главой на массивном световом барабане. Фасады храма, акцентированные центральными ризалиями, расчленены гранеными полуколоннами на прясла.
Три центральные, по всем фасадам, увенчаны килевидными закамарами.
Центральный световой барабан и малые угловые барабаны декорированы трехчетвертными колонками в простенках.
Библейские изображения на фасаде собора
Вид с колокольни
Ростовского кафедрального
Главную композиционную ось Собора, подворья и площади (восток - запад) закрепила четырехъярусная Колокольня
Колокольня собора
4. ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО СОБОРА
Внутреннее убранство
Внутри храма прямо
Трехъярусный иконостас в
Иконостас собора
Внутреннее пространство Собора сформировали четыре массивных пилона, несущие барабан и купол.
В интерьере все плоскости были отштукатурены, впоследствии расписаны масляными красками на библейские и евангельские сюжеты.
5. ПУБЛИКАЦИИ И СТАТЬИ О КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Публикаций и исследований на тему Кафедрального собора Пресвятой Богородице в Ростове-на-Дону практически нет. В результате поиска мне удалось найти только следующие публикации:
1. Никоновская летопись сообщает: "...иде Михаил, митрополит Киевский и всея Руси, в Новгород Великий... и идолы сокруши, и многие люди крести, и церкви воздвигше, и пресвитеры постави по градом и по селам". В 992 году первым Новгородским епископом святым Иоакимом Корсунянином (+1030) был возведен первый Софийский собор на Руси - грандиозный дубовый собор со своеобразным завершением "о тринадцати верхах", посвященным Софии Премудрости Божией. В Ростове епископом Феодором в 992 году была построена небывалая "соборная дивная великая церковь святой Богородицы, какой не было и никогда не будет". (Православные храмы. В трех томах. Том I. Идея и образ. - М.: АХЦ "Арххрам", ФГУП ЦПП, 2004 год)
2. 27 сентября 1887 г. датируется "Акт свидетельства" на окончание строительства, в котором указывалось: "... постройка эта произведена во всем согласно с утвержденным проектом и надлежащей прочностью и с употреблением материалов должного качества..." 22 октября 1887 г., в день Казанской Божией Матери " при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состоялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16,5 тонны). Прочие колокола подняли на колокольню ранее - 15-17 октября 1887 г. Большая часть из них была подарена храму ростовским купцом Панченко".
Других публикаций и статей мною найдено не было, встречается лишь описание собора.
6. ФОТОГРАФИИ СОБОРА
1. http://www.rey.aaanet.ru - официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
2. Знаете ли вы кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону? //Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 1997. – С. 462-468.
3. Волошинова Л. Ф. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону (вторая половина XIX — начало XX века). — Ростов н/Д : Новая книга, 2003. — 80 с.: ил.
4. А.Ильин. " История г.Ростова-на Дону 1908 -1909гг. Переиздание 1991г.", г. Ростов н/Д, 1991г., с.61
5. А.Ильин. " История г.Ростова-на Дону 1908 -1909 гг. Переиздание 1991г.", г.Ростов н/Д, 1991г., с.с.84-86.
6. Газета "Молот", 6 ноября
1997г., N168-169, с6.
М.Вдовин. "Звон ее колоколов был слышен
по всей округе"
7. Текущий архив Ростовской Епархии. Проект восстановления Колокольни. Чертежи арх. Л.Ф.Эберга. 1949г.
8. Текущий архив Ростовской Епархии. Проект иконостасов в Ростовском Кафедральном Соборе, архитектор Л.Ф.Эберг, утвержденный митрополитом Вениамином 10.03.1954г.
9. Текущий архив СКПД института
"Спецпроектреставрация".
Подворье Ростовского Кафедрального Собора
Рождества Пресвятой Богородицы.
- Историко-архивные исследования, Т.2,
арх. N563.
- Натурные исследования. Проект зон охраны.
Т.3,. арх. N564
10. Текущий архив СКПД института
"Спецпроектреставрация".
Памятник архитектуры II половины XIX века.
- Колокольня Ростовского Кафедрального
Собора Рождества Пресвятой Богородицы.
ФОРТПРОЕКТ. арх. N565.
Информация о работе Описание и анализ здания кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы