Ознакомление дошкольников с мезенской росписью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является повышение ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Исходя из поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
1) изучение психолого – педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме эстетического воспитания детей средствами ДПИ;
2) использовать в практике работы с детьми старшого дошкольного возраста методику, направленною на освоение элементов мезенской росписи;

Содержание работы

Введение
I. История развития мезенской росписи
II. Особенности и технология выполнения мезенской росписи.
III. Обучение дошкольников мезенской росписи.
1. исследования в области ознакомления дошкольников с народным
декоративным искусством.
2. значение и необходимость ознакомления c мезенской росписи для
воспитания дошкольников.
3.методика обучения дошкольников приемам мезенской росписи
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая Ортякова.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Прялку расписывали  сначала охрой при помощи измочаленной на конце деревянной палочки, а потом  обводили черной краской посредством  тетеревиного пера. После всего этого покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив.

Рисунок прялки всегда имел строгий порядок. По небольшой, стройной, срезанной по нижним углам лопаске, украшенной сверху маковками, словно главками северной деревянной церкви, расположены пояса рисунков и орнамента. Поверху загадочной клинописью идут бердо: сети или решетка в окружении курочек. Под ними - ряды коней и оленей, затем снова геометрический орнамент. И везде как бы невзначай разбросаны спиральки, черточки, кружочки, звездочки, словно взвихренные быстрой скачкой. Живут на прялках также рыбы и лебеди, написанные одним точным мазком охры. А там, где привязывалась кудель, мастер давал волю своей фантазии, изображая и сцены охоты, и рыбную ловлю, и катание на санях, и даже... однажды увиденный колесный пароход.

Дерево выбирают зимой, чтобы смолой не заплыло; выбирают около  бора, чтобы ровное было. Годичные слои должны быть ровными и тонкими, что  можно видеть по коре. Срубленное дерево распиливают, раскалывают топором  или клином напополам, а потом и на четвертинки. Полено расщепляют по слоям древесины; если она не достаточно мягкая, сначала распаривают кипятком. Из этого материала изготавливают лукошко, а крышку и дно делают из сосновой или еловой доски. Готовое изделие разрисовывают гуашью: сначала красной, затем черной. Рисуют обычной кисточкой, если же требуется особая тонкость - глухариным пером. Через сутки высыхания изделие покрывают олифой.

Характерные особенности  мезенской росписи: графичность, фризовость, многоярустность.Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному »сера» ) и черный ( из сажи, смешанной № серой»).

Одной из характерной  особенностью мезенской росписи  является многоярустность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем  главными фигурами являются кони и  олени, верхнем птицы. Иногда в среднем  ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам : подземному, неземному

и небесному, широко известным  в искусстве многих народов мира.

На маковках, как правило, изображены “ уточки " или "курочки ", затем "бедро " – решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд уточек и снова бердо в окружении уточек. Под ним – ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопасти вновь появляется конь. И везде – как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

С обратной стороны лопасти, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей  фантазии – тут сцены охоты, рыбной ловли, катания на санках.

 

 

 

 

?

Элементы росписи мезенской  прялки

Начать изучение мезенской  росписи лучше всего с освоения простейших приемов,

элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это  различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать  руку и уверенно

проводить линии.

Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое  перо.Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью.

Последовательность рисования  фигур коня

Трудно представить  себе большее обобщение, чем конь, изображенный мезенскими мастерами: кирпично – красное пятно, как бы соединенное из трех

частей: четырехугольника туловища и  выгнутой шеи, переходящей в морду.

Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понимается и легко усваивается учащимися:

- посередине ограниченного по  высоте пространства чертим недлинную линию;

- от каждого конца линии проводим  вверх линии с наклоном вправо  и соединяем их горизонтальной  прямой линией (получился четырехугольник  ) ;

- пририсовываем наклонную линию  для шеи;

- рисуем головку;

- из нижних уголков  туловища проводим изогнутые  линии для передней и задней  ноги;

- для ног, находящихся  в середине;

- пририсовываем хвост,  состоящий из трех – четырех  наклонных, близко находящихся  друг к другу линий;

- расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост – черным;

- заканчиваем рисование  фигуры коня короткими штрихами  черного цвета у гривы и  ног ( штрихи напоминают « реснички  « ) и уздечкой из двух линий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обучение дошкольников мезенской росписи В процессе изучения литературы, программ по обучению детей мезенской росписи нами были рассмотрены работы нескольких авторов Григорьевой Г.Г.,

Шпикаловой Т.Я., Покровской А.А. и такие программы как Васильева  М.А. Воспитания и обучения в детском  саду, Бабаева Т.И. Детство, Доронова Т.Н. Радуга.

В книге Григорьевой  Г.Г. "Изобразительная деятельность дошкольников" разработан раздел декоративного  рисования, в котором ею определено понятие декоративное рисование, дается характеристика народного декоративного  искусства, отмечается его простота, выразительность, поэтому доступность его как взрослым так и дошкольникам. Она отмечает что для большинства народных росписей характерно красочность, яркость, смелые контрастные сочетания. Дается анализ разновидностей орнаментов встречающихся у различных мастеров. Народное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Это не есть что – то изолированное, особое в жизни людей , оно существует и ограничено сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нужно воспитывать, приобщив детей к природе, фольклору, традициям этого народа.

Она определила, рассмотрела  некоторые общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1. Формирование у детей  интереса к предметам народного  искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного  края, различать Стили наиболее  известных видов декоративной  живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

2. Формирование у детей  желания заниматься подобной  деятельностью по предложению  взрослых и по собственной  инициативе.

3. Формирование обобщенных  знаний и соответствующих изобразительных умений:

освоение детьми характерных  элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и  творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Также ею были определены принципы обучения детей декоративному  рисованию:

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, о ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности

3. Занятия декоративным  рисованием рассматриваются как  элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной  деятельности необходимо вести  с применением подлинных предметов  народного искусства. Н. П. Сакулина  отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант — это применение подлинных предметов-образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров. Это действительно трудно сделать в массовой практике, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для обучения детей не создаются. Однако данное высказывание важно, поскольку подчеркивает приоритетность, главенство одних методов обучения и подчиненность других. В частности, первичность применения метода рассматриваний (обследования) подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи.

5. Взаимосвязь всех  видов декоративно-художественной  деятельности (рисования, лепки,  аппликации).

6. Процесс обучения  предполагает органичную связь  в формировании знаний, чувств  и активного действия в форме  собственной изобразительной деятельности.

Также ею   была  разработана методика декоративного  рисования по всем возрастным группам. Более подробна этот вопрос мы рассмотрим когда позднее обратимся к обучению детей мезенской росписи.

В другом источнике Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. "Народное искусство  и детское творчество" представлен  опыт работы учителей начальных классов  средней школы №2 города Северодвинска А.А.Тюхтиной и ИЗО школы № 27 города Архангельска Л.А.Изметьевой. На уроке изобразительного искусства ребята вместе с учителем выполняют обереги и расписывают их в стиле мезенской росписи. Подробно знакомятся с росписью мезенской прялки и ее элементами, последовательностью росписи  фигур.

Этими авторами изучена работа по использованию методов мезенской росписи в работе с детьми.

 

 

 

В программе Васильевой М.А. "Воспитания и обучения в детском  саду" есть раздел Изобразительная  деятельность. В одной из ее частей Декоративное рисование предлагают обучать детей по ознакомлению с росписями со средней группы: создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров; познакомить с городецкими изделиями, элементами росписи: бутоны, розаны, листья и т.д. .С подготовительного возраста изучают следующие мотивы народных росписей: гжельская, хохломская, жостовская в том числе и мезенская.

В программе "Детство" декоративному  рисованию начинают обучать со среднего возраста, сюда входит знакомство с народной игрушкой ( богордская, семеновская), и с росписью – полхово – майданской и с элементами мезенской.  В более старшем возрасте мезенская роспись рассмотрена подробно.

Обучение декоративному  рисованию по программе "Радуга" начинают со второй младшей группы Их знакомят с деревянными   Со старшего возраста изучают подробно гжельскую, полхово – майданскую, мезенскую роспись.

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика обучения детей декоративному рисованию  по Г.Г. Григорьевой:

Методику работы с детьми следует вести одновременно и двух направлениях:

1. Общевоспитательная  работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное  обучение детей соответствующей  деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными. Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на-соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т. п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное, светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т. д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся "золотыми". Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают "волшебные" цветы, "прилетают" райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Подобное посещение  мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой  работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла л его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану Царевичу про то, как она цветы дивные, городецкие придумала. Поведала она ему и тайну Городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, Городецкого).

Информация о работе Ознакомление дошкольников с мезенской росписью