Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является повышение ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Исходя из поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
1) изучение психолого – педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме эстетического воспитания детей средствами ДПИ;
2) использовать в практике работы с детьми старшого дошкольного возраста методику, направленною на освоение элементов мезенской росписи;
Введение
I. История развития мезенской росписи
II. Особенности и технология выполнения мезенской росписи.
III. Обучение дошкольников мезенской росписи.
1. исследования в области ознакомления дошкольников с народным
декоративным искусством.
2. значение и необходимость ознакомления c мезенской росписи для
воспитания дошкольников.
3.методика обучения дошкольников приемам мезенской росписи
Заключение
Библиография
Прялку расписывали сначала охрой при помощи измочаленной на конце деревянной палочки, а потом обводили черной краской посредством тетеревиного пера. После всего этого покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив.
Рисунок прялки всегда имел строгий порядок. По небольшой, стройной, срезанной по нижним углам лопаске, украшенной сверху маковками, словно главками северной деревянной церкви, расположены пояса рисунков и орнамента. Поверху загадочной клинописью идут бердо: сети или решетка в окружении курочек. Под ними - ряды коней и оленей, затем снова геометрический орнамент. И везде как бы невзначай разбросаны спиральки, черточки, кружочки, звездочки, словно взвихренные быстрой скачкой. Живут на прялках также рыбы и лебеди, написанные одним точным мазком охры. А там, где привязывалась кудель, мастер давал волю своей фантазии, изображая и сцены охоты, и рыбную ловлю, и катание на санях, и даже... однажды увиденный колесный пароход.
Дерево выбирают зимой, чтобы смолой не заплыло; выбирают около бора, чтобы ровное было. Годичные слои должны быть ровными и тонкими, что можно видеть по коре. Срубленное дерево распиливают, раскалывают топором или клином напополам, а потом и на четвертинки. Полено расщепляют по слоям древесины; если она не достаточно мягкая, сначала распаривают кипятком. Из этого материала изготавливают лукошко, а крышку и дно делают из сосновой или еловой доски. Готовое изделие разрисовывают гуашью: сначала красной, затем черной. Рисуют обычной кисточкой, если же требуется особая тонкость - глухариным пером. Через сутки высыхания изделие покрывают олифой.
Характерные особенности мезенской росписи: графичность, фризовость, многоярустность.Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному »сера» ) и черный ( из сажи, смешанной № серой»).
Одной из характерной особенностью мезенской росписи является многоярустность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, верхнем птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам : подземному, неземному
и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
На маковках, как правило, изображены “ уточки " или "курочки ", затем "бедро " – решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд уточек и снова бердо в окружении уточек. Под ним – ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопасти вновь появляется конь. И везде – как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.
С обратной стороны лопасти,
там, где привязывалась куделя, мастер
мог позволить разгуляться
?
Элементы росписи мезенской прялки
Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов,
элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.
Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно
проводить линии.
Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо.Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью.
Последовательность рисования фигур коня
Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный мезенскими мастерами: кирпично – красное пятно, как бы соединенное из трех
частей: четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду.
Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понимается и легко усваивается учащимися:
- посередине ограниченного по высоте пространства чертим недлинную линию;
- от каждого конца линии
- пририсовываем наклонную линию для шеи;
- рисуем головку;
- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;
- для ног, находящихся в середине;
- пририсовываем хвост, состоящий из трех – четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;
- расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост – черным;
- заканчиваем рисование
фигуры коня короткими
3. Обучение дошкольников мезенской росписи В процессе изучения литературы, программ по обучению детей мезенской росписи нами были рассмотрены работы нескольких авторов Григорьевой Г.Г.,
Шпикаловой Т.Я., Покровской
А.А. и такие программы как
В книге Григорьевой Г.Г. "Изобразительная деятельность дошкольников" разработан раздел декоративного рисования, в котором ею определено понятие декоративное рисование, дается характеристика народного декоративного искусства, отмечается его простота, выразительность, поэтому доступность его как взрослым так и дошкольникам. Она отмечает что для большинства народных росписей характерно красочность, яркость, смелые контрастные сочетания. Дается анализ разновидностей орнаментов встречающихся у различных мастеров. Народное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Это не есть что – то изолированное, особое в жизни людей , оно существует и ограничено сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нужно воспитывать, приобщив детей к природе, фольклору, традициям этого народа.
Она определила, рассмотрела некоторые общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:
1. Формирование у детей
интереса к предметам
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Воспитание активности,
самостоятельности, инициативы
Также ею были определены принципы обучения детей декоративному рисованию:
1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.
2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, о ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности
3. Занятия декоративным
рисованием рассматриваются
4. Обучение декоративно-
5. Взаимосвязь всех
видов декоративно-
6. Процесс обучения
предполагает органичную связь
в формировании знаний, чувств
и активного действия в форме
собственной изобразительной
Также ею была разработана методика декоративного рисования по всем возрастным группам. Более подробна этот вопрос мы рассмотрим когда позднее обратимся к обучению детей мезенской росписи.
В другом источнике Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. "Народное искусство и детское творчество" представлен опыт работы учителей начальных классов средней школы №2 города Северодвинска А.А.Тюхтиной и ИЗО школы № 27 города Архангельска Л.А.Изметьевой. На уроке изобразительного искусства ребята вместе с учителем выполняют обереги и расписывают их в стиле мезенской росписи. Подробно знакомятся с росписью мезенской прялки и ее элементами, последовательностью росписи фигур.
Этими авторами изучена работа по использованию методов мезенской росписи в работе с детьми.
В программе Васильевой М.А. "Воспитания и обучения в детском саду" есть раздел Изобразительная деятельность. В одной из ее частей Декоративное рисование предлагают обучать детей по ознакомлению с росписями со средней группы: создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров; познакомить с городецкими изделиями, элементами росписи: бутоны, розаны, листья и т.д. .С подготовительного возраста изучают следующие мотивы народных росписей: гжельская, хохломская, жостовская в том числе и мезенская.
В программе "Детство" декоративному рисованию начинают обучать со среднего возраста, сюда входит знакомство с народной игрушкой ( богордская, семеновская), и с росписью – полхово – майданской и с элементами мезенской. В более старшем возрасте мезенская роспись рассмотрена подробно.
Обучение декоративному рисованию по программе "Радуга" начинают со второй младшей группы Их знакомят с деревянными Со старшего возраста изучают подробно гжельскую, полхово – майданскую, мезенскую роспись.
Вывод
Методика обучения детей декоративному рисованию по Г.Г. Григорьевой:
Методику работы с детьми следует вести одновременно и двух направлениях:
1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2. Специальное
обучение детей
Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными. Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.
Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на-соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т. п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное, светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т. д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся "золотыми". Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают "волшебные" цветы, "прилетают" райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.
Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).
Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла л его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану Царевичу про то, как она цветы дивные, городецкие придумала. Поведала она ему и тайну Городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, Городецкого).
Информация о работе Ознакомление дошкольников с мезенской росписью