Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:12, реферат
Земляной город, часть Москвы 17 — начала 19 вв., окружавшая Белый город и ограниченная извне земляным валом (территория между нынешним Бульварным и Садовым кольцом), по которому и получила название в 1-й половине 17 в. Ранее эта территория называлась Скородом (наскоро построенные дома), а с сооружением в конце 16 в. вокруг неё земляного вала с деревянной стеной и башнями — Деревянным городом. В 1611, во время польской интервенции, деревянные укрепления сгорели. В 1638—41 вал был подсыпан и удлинён до 15 км; в 1659 на нём построена новая деревянная стена, в воротах которой взималась в конце 17 — начале 18 вв. пошлина с ввозимых в Москву товаров. К концу 18 в. стена обветшала и разрушилась, вал во многих местах был срыт.
Церковь Ильи Обыденного (2-й обыденский пер.,6).
Каменная церковь с приделом строена в 1702-1706 гг. на средства много дьяка Гавриилы Деревнина. Первый деревянный храм был возведен за один день, по преданию - лично Василием III, отсюда название «обыденный» (по другой версии, оно отражает спешное восстановление храма после разгрома поляков, которые сожгли церковь в 1611г., а в августе 1612 г. потерпели здесь поражение от войск Д.М. Пожарского). Поставленная на его месте у бывших Пречистенских ворот церковь - характерный для начала XVIII в. тип здания: восьмерик на четверике. Апсиды ее стоят на высоком подклете из-за крутого спуска в сторону Москвы-реки. Широкий восьмерик храма, перекрытый восьмилотковым сводом, увенчан главкой на стройном граненом барабане. Углы объемов акцентируют характерные «нарышкинские» (с коринфскими капителями) колонки. Венчающие карнизы над ними раскрепованы. Оконные проемы не имеют обрамления. Первоначальная трапезная (к ней примыкал с юга единственный тогда Петропавловский придел) не сохранилась; существующая выстроена в 1818-1819гг. по проекту Ф.К.Соколова; тогда же появился северный придел Симеона и Анны. В 1865-1868гг. А.С.Каминским построена новая колокольня и удлинена к западу трапезная. При этом изменили формы покрытия восьмерика и главы. В сохранившемся первоначальном иконостасе начала XVIII в. имеются две иконы работы Симона Ушакова. Настенная живопись поздняя.
План.
Общий вид.
Церковь Спаса на Песках (Спасопесковский пер., 4а)
Построена около 1711г. на месте упоминающейся в документах XVII в. деревянной церкви Стрелецкой слободы. Пятиглавый бесстолпный храм, трапезная с Никольским приделом и высокая колокольня, примыкающая к трапезной по оси храма, выполнены в формах, широко распространенных с середины XVII в. В основе композиции лежит традиционная продольноосевая схема; асимметрия здесь, изначально обусловленная выделением Никольского придела, по тому времени также вполне традиционна. В духе предыдущего столетия выполнен и декор: перспективные порталы, наличники окон, венчающие кокошники и мелкие кокошники в основаниях барабанов глав. Лишь некоторые детали – угловые колонки, крупные декоративные раковины в кокошниках и т.д. – Отвечают стилю рубежа 17-18 вв. Традиционная стройная шатровая колокольня. Её сочетание с представительным объёмом церкви создает вертикальную композицию, сохранившую и доныне большое градостроительное значение. На колокольню ведет лестница, расположенная внутри западной стены, с входом в северо-западном углу трапезной.
В 1849г. во время ремонта храма церковный участок был обнесен оградой с массивными воротами по оси колокольни. Эти ворота, в облике которых прослеживаются приемы псевдоготической архитектуры, в 1891г. были соединены с колокольней и превратились в парадный портал церкви, предваряющий новый большой притвор; одновременно к северу от колокольни возвели ризницу. В интерьере памятника особенно выразительно обширное пространство трапезной, слитное с приделом, границу которого отмечает лишь столб, как бы сдвинутый к северо-востоку в створ с северной стеной четверика. Декоративным элементом воспринимаются распалубки над проемами, а также - над нишами, ритмично расположенными в западной стене. Убранство интерьер
не сохранилось.
Церковь Спаса на Песках. Общий вид с юго-востока.
Церковь Успения на Могильцах (Большой Власьевский пер., 2/2).
Древняя церковь на этом месте известна с первой половины XVI в. Ближе к городским воротам, в нынешнем Чертольском переулке, находился в древности Убогий дом -морг для неопознанных и внезапно умерших; возможно, что церковь Успения была выстроена при его кладбище. Существующее здание церкви построено в основном в 1791-1799гг., но закончено лишь в 1806 г. Автором проекта был Н.Н.Легран, что подтверждали его подлинные чертежи, ныне утраченные.
Церковь Успения - характерный памятник зрелого московского классицизма. Широкий световой барабан, несущий купол с легким колончатым фонариком, равен по диаметру ротонде основного помещения церкви, расширенного двумя полукруглыми в плане притворами с четырехколонными портиками. Широкие арки и полусферические перекрытия притворов объединяют их пространство с подкупольной ротондой. Трапезная с двумя приделами почти не выделена наружными - членениями, что подчеркивает единство объема здания, но делает асимметричной постановку портиков.
Западный фасад фланкирован двумя симметричными колокольнями. Эта характерная для западноевропейской архитектуры композиция редко применялась в Москве. Глубокая двухколонная лоджия между ними частично заложена в 1899г. Промежуточный ярус колоколен намного выше, чем было принято в ту эпоху, что придает всей композиции громоздкую тяжеловесность. Аттик над лоджией соответствует по высоте этому ярусу; в его огромной полуциркульной нише должна была помещаться скульптурная группа. Возможно, что это искажение пропорций, так же как чересчур мелкие декоративные люкарны на куполе и колокольнях, разномасштабные круглые ниши и суховатая графичность обработки - результат отсутствия авторского надзора (Н.Н.Легран умер в 1798г.). В настоящее время входная лоджия заложена полностью, растесана часть окон, утрачен фонарик с главой и главки колоколен.
План.
Церковь Успения на Могильцах.Общий вид.
Церковь
Фёдора Студита у Никитских ворот.(
Называлась также - церковь Смоленской Богоматери или Федоровской Богородицы за Никитскими воротами. Поставлена в 1626-1627гг. как соборный храм мужского («больничного») Федоровского монастыря, основанного в те же годы патриархом Филаретом для слуг своего двора. Царским указом под монастырь был отведено «порозжее место жильца Петра Гурьева», обжитое, видимо, много раньше: на планах Москвы рубежа16-17 вв. здесь показано крупное деревянное сооружение с таганами перед ним, возможно привратная «странноприимница», при которой могла быть часовня. Посвящение главного престола храма иконе Смоленской Богоматери также указывает на традицию, возникшую в 16 столетии и, по-видимому, коснувшуюся территории, на которой обосновался затем Федоровский монастырь. Храм был освящен в феврале 1627 г. Известно, что внутри его украшали лучшие патриаршие мастера, в том числе Назарий Истомин, писавший образа и выполнивший царские врата. Монастырь просуществовал до 1709 г.; тогда в связи с ликвидацией патриаршества он был закрыт, церковь обратили в приходскую, а окружавшие ее жилые здания - в богадельню (они сохранялись до пожара Москвы 1812 г.)
При недавнем обследовании установлено, что основные объемы храма XVII в. - четверик и небольшая трапезная, в боковых частях которой первоначально размещались приделы Федора Студита и Аверкия Иеропольского, - сохранились. Церковь была пятиглавой; основания четырехгранных постаментов боковых глав скрыты под кровлей. На западном фасаде трапезной обнаружены следы первоначального портала. От стройной шатровой колокольни, поставленной рядом с храмом, к северу от него, сохранился лишь нижний ярус (верх разобран в 1929г.). Колокольня строилась одновременно с церковью, то есть была одной из самых первых шатровых колоколен в Москве. В послепожарное время церковь была переделана в ампирных формах, получив купольное покрытие с новой главой. Глухой барабан старой центральной главы уцелел внутри купола и теперь раскрыт. Обработка того времени сохранилась на крупной полуциркульной апсиде, заменившей прежнюю тройную. В 1865- 1873гг. к древнему четверику с севера и юга пристроили симметричные объемы с псевдорусским кирпичным декором для размещении приделов; они полностью закрыли нижнюю часть храма; внутри здания из приделов в церковь были пробиты широкие арки. Убранство интерьеров полностью утрачено.
План.
Церковь Фёдора Студита у Никитских ворот . Общий вид с северо-востока (фотосъёмка 1960-х гг.)
Церковь Вознесения за Никитскими воротами («Большое Вознесение»),(ул. Герцена 36)
Церковь начали строить в 1798г. рядом с небольшой древней Вознесенской церковью 1685г. по завещанию Г.А.Потемкина на территории его бывшего двора. Известно, что в 1805 г. уже приступили к внутренней отделке трапезной, но основное здание до пожара Москвы 1812 г. не было закончено. Его планировка на этом этапе была близка к современной, но объемное решение и обработка фасадов должны были сильно отличаться. По продольной оси предполагалось поставить колокольню, соединенную с трапезной двухъярусной галереей, прорезанной проездом на месте нынешнего переулка; однако выстроена была лишь примыкающая к трапезной часть галереи; проезд же фактически превращен в переулок. В период постройки этого здания, чтобы отличить его от старой церкви и от еще одной церкви Вознесения на Никитской (ул. Герцена, 18 которая уже не была отделена стеной Белого города, и возникло название «Большое Вознесение». В 1827г. Ф.М.Шестаков начал переделывать и достраивать церковь, сильно обгоревшую в 1812 г. (более ранний проект Ф.К.Соколова 1820г. не был осуществлен). В 1830г. О.И.Бове изменил проект Шестакова, дополнив его мощными четырехколонными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать здание более величественным, «на манер Санктпетербургской Преображенской» (то есть перестраивавшейся тогда же В.П.Стасовым церкви Преображенского полка). Колокольня так и не была выстроена, поэтому, когда в 1831г. старая церковь, стоявшая против нынешней улицы Палиашвили, была разобрана, ее шатровую колокольню сохранили, и она просуществовала еще сто лет. Начало недостроенной галереи было оформлено как притвор. Строительство завершилось в 1848 г., уже после смерти Шестакова. В наше время при устройстве второго этажа были пробиты дополнительные окна и для этого разобраны фронтоны портиков; уничтожена также наружная лестница у северного портика. Обработка интерьеров полностью утрачена. Архитектура церкви настолько полно воплощает принципы позднего ампира, что в литературе ее часто приписывают одному из ведущих А.Г.Григорьеву или Е.Д.Тюрину. Действительно, очень крупный масштаб и членения, подчеркнуто лаконичные объемы и почти полное отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Внутри, однако, сохранилось первоначальное, гораздо более камерное решение пространства - подкупольная ротонда, равная по ширине куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые пределы. Таким образом, укрупнение объёма имело не функциональный, а градостроительный смысл, что характерно для позднего ампира.
. План.
Церковь Вознесения за Никитскими воротами . Общий вид с юга.
Церковь Иоанна Богослова на Бронной (Богословский пер., 4)
Возникла как приходская церковь слободы бронников, возможно, еще в конце XVI столетия, но не позднее первых десятилетий XVII в. Первое время она топографически привязывалась к Тверским воротам Белого города - «в Бронниках, за Тверские вороты». Во второй половине XVII в. место церкви обозначалось уже «за Никитскими воротами, в Бронной слободе», а затем - «на Бронной», когда имелась в виду главная улица слободы. Из датировок существующей каменной церкви в литературе и письменных источниках чаще других встречаются 1652 и 1665гг., однако предпочтительнее последняя дата, так как архитектура здания по стилистическим особенностям ближе к концу 50-Х-60-М гг. XVII в.; другие даты, вероятно, отражают строительство на этом месте одноименных храмов, ему предшествовавших, среди которых не исключены и каменные постройки. Двусветный, вытянутый с севера на юг четверик церкви венчало пятиглавие поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал трехчастный пониженный алтарь (не сохранился), с запада были одновременно пристроены одноэтажная трапезная и шатровая колокольня, завершившая композицию (заменена существующей). Во внешнем облике здания сквозь узорочье архитектурно-декоративного оформления, прежде дополнявшегося еще и раскраской (фрагментарно уцелела во фризовой части антаблемента), видно стремление подражать формам древних пятиглавых храмов: пропорции четверика монументальны, крупные килевидные кокошники в его завершении читаются как закомары, несмотря на глубокую профилировку и мощный крепованный антаблемент, отделяющий их от стен. Этому же способствовало пятиглавие с укрупненным центральным световым барабаном и шлемовидной формой глав, а также большие (на все среднее членение фасадов) перспективные порталы с килевидным верхом (восстановлены недавней реставрацией). Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу; в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводиками по числу соответствующих им кокошников - «закомар»; по углам четверика на эти сводики опираются глухие главы.
Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя широкими арочными проемами; северную стену трапезной прорезает еще более широкий, возможно, растесанный проход в Никольский придел. Изменения в трапезной могли быть вызваны не только строительством этого придела, но и размещением здесь в 1837г. престола Митрофана Воронежского (есть предположение, что свод трапезной не первоначален).
Никольский придел, воспринимаемый снаружи и внутри в значительной мере самостоятельно, состоит из двусветного четверика, вытянутого по поперечной оси, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане, и пониженных троечастной апсиды и трапезной. Он закончен постройкой в 1694г., что соответствует существующей обработке фасадов в стиле «московского барокко» (особенно характерны большие окна с разорванными фронтонами наличников). Однако исследоваиия показали, что ни три четверика скрыт более ранний объем. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с Фрагментом прежде существовавшего здесь портала (там, где теперь западное окно нижнего яруса). Предположительно (по особенностям декора) с этим древнейшим зданием
связывают наиболее раннюю из известных в литературе датировок храма - 1620г. На фасадах придела обнаружены фрагменты живописи: в древнейшей части - остатки орнамента на филенке бывшего северного портала и следы полихромной раскраски - на антаблементе и наличниках «нарышкинского» периода. Повторяя в меньшем масштабе планировку основного храма, Никольский придел сходен с ним и в организации интерьера. Перекрытый лотковым сводом четверик также сообщается с трапезной тремя проемами (восстановлены при недавней реставрации). Трехъярусная, грузных пропорций барочная колокольня, расположенная на оси главного храма, выстроена в 1740-х гг. на месте колокольни XVII в. Нижний, раскрытый арками ярус вместе с образованными достройкой «палатками» составил своего рода.
План.
Церковь Иоанна Богослова на Бронной. Южный фасад. Проект реставрации. Авторы К.Г. Игнатьев и Л.А. Шитова.
Церковь Троицы в Серебряниках (Серебрянический пер., 1/3).
Каменная церковь в слободе серебряников известна с 1657 г. В 1764-1768 гг. к западу от нее на средства владельца соседней усадьбы А.А.Гончарова построена колокольня с церковью Иоанна Предтечи в нижнем ярусе. Основная церковь перестроена в 1781 г. (на средства Т.И.Суровщинской); обработка трапезной и апсиды, очевидно, выполнена при расширении трапезной в 1891 г. В храме были приделы Казанской Богоматери и Василия Великого.
Облик церкви в целом определяет монументальная раннеклассическая архитектура ее основной части. Единый венчающий карниз подчеркивает цельность крупного прямоугольного объема; пилястровые портики большого ордера целиком заполняют его южный и северный фасады; верхние и нижние окна объединены вертикальными нишами. Однако завершающий здание ложный восьмерик (четверик со срезанными глухими угловыми гранями) и низкая, также со срезанными углами трапезная более характерны для позднего барокко. Этому стилю соответствуют и маленькая главка на тонком граненом трибуне, лежачие овалы окон восьмерика и дробная прорисовка его лепного декора, а также скругления углов между притворами и апсидой. От первоначального здания предположительно сохранились части стен четверика и высокий подклет; со стороны переулка к нему примыкает наружная лестница, ведущая в церковь.
Наиболее цельной и
художественно выразительной
Информация о работе Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города