Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:12, реферат

Описание работы

Земляной город, часть Москвы 17 — начала 19 вв., окружавшая Белый город и ограниченная извне земляным валом (территория между нынешним Бульварным и Садовым кольцом), по которому и получила название в 1-й половине 17 в. Ранее эта территория называлась Скородом (наскоро построенные дома), а с сооружением в конце 16 в. вокруг неё земляного вала с деревянной стеной и башнями — Деревянным городом. В 1611, во время польской интервенции, деревянные укрепления сгорели. В 1638—41 вал был подсыпан и удлинён до 15 км; в 1659 на нём построена новая деревянная стена, в воротах которой взималась в конце 17 — начале 18 вв. пошлина с ввозимых в Москву товаров. К концу 18 в. стена обветшала и разрушилась, вал во многих местах был срыт.

Файлы: 1 файл

Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города..doc

— 3.08 Мб (Скачать файл)

Церковь Троицы в Серебряниках.

Южный фасад.                                                                                          Колокольня.

 


Церковь Успения в Гончарах (ул. Володарского 29).

Первоначальная церковь была поставлена неподалеку от Таганских ворот не позднее рубежа XVI-XVII вв., но в 1632 г. упомянута в документах как «новоприбылая», поскольку после Смуты долго не восстанавливалась, и тогда была, видимо, деревянной. Другое название церкви - «Успения Богородицы, что в Спасской слободе в Чигасах» - вероятно, более раннее, так как связано еще не с Гончарной слободой, а со слободой при Спасо-Чигасовском монастыре, существовавшей, видимо, до середины XVII в. Каменная церковь построена в 1654 г. Тогда при ней уже был южный, Тихоновский придел. В 1702 г. придел перестроили и соорудили трапезную, разобрав при этом маленький первоначальный притвор церкви. Существующую колокольню возвели в середине XVIII в. В 1902 г. с юга к колокольне сделали пристройку, прорубив в нее широкий проем на западном фасаде трапезной, а у придела выстроили новую апсиду.

Главный объем  церкви в своей основе сохранился. Это один из ранних примеров посадского бесстолпного храма, завершенного пятиглавием. Внешне его двусветный, вытянутый с севера на юг четверик с троечастным алтарем уплощенной формы близок церкви Рождества в Путинках: тот же пояс декоративных кокошников нал венчающим карнизом с фризом из ширинок, но вместо лопаток здесь пучки трехчетвертных колонок: мо колонок также активно использован в оформлении окон. Вообще весь декор, выполненный из профилированного тесаного кирпича, мягче, пластичнее. Существенны изменения в облике храма, привнесенные позднее сменой покрытий: пять глав, стоящие сейчас на общем постаменте, прежде увенчивали традиционную горку кокошников; повышением кровли алтаря ныне скрыта значительная часть декора восточного фасада четверика. На северном фасаде, очевидно в послепожарное время, вместо двух окон (от них уцелели только завершения наличников) устроено одно большое полуциркульное окно и уничтожен первоначальный портал. Существующий контраст красных стен и беленых деталей не первоначален: подобную раскраску храм приобрел, вероятнее всего, в 1702 г.. или несколько позднее. Луковичные главы со звездами и с коваными ажурными золочеными крестами нал ними сделаны, видимо, в начале XIX в. Придел и одностолпная трапезная имеют на фасадах рельефные полихромные изразцы, бережно сохраненные при всех переделках и ремонтах как своего рода эмблема Гончарной слободы. Изразцы образуют на северном фасаде трапезной сплошной широкий фриз; некоторая случайность в подборке изразцов - вероятное свидетельство поздних перекладок. Отдельные керамические вставки украшают южный фасад трапезной. Изразцовые горельефы с фигурами апостолов вкомпонованы в грани барабана придела, верх которого опоясан изразцовым фризом. Все эти превосходно выполненные полихромные керамические детали церкви могут быть связаны с именем знаменитого «государева мастера» конца XVII в. Степана Полубеса. Созданные им изразцы успешно использовались в ряде построек рубежа XVII-XVIII столетий. Внутри храма перекрытый лотковым сводом четверик широким арочным проемом раскрыт в трапезную; с ней объединено и пространство придела. Иконостас главной церкви - середины XVIII в.

Колокольня тяжеловатыми формами и характером декора принадлежит к стилю послепетровского барокко. Три яруса широких четвериков, перекрытых сводами, завершены ребристым куполом с маленькой главкой на граненом барабане. Нижний ярус отделен рустом от сходного по размерам второго яруса, украшенного парными пилястрами; в верхнем ярусе им соответствуют одиночные пилястры и лопатки на срезанных углах, заканчивающиеся вверху и внизу резными волютами.

Ограда с воротами - начала XIX в. В 1898 г. пристройкой с запада расширен придел, снаружи украшенный фаянсовыми вставками завода Кузнецова.

Церковь Успения  в Гончарах . Общий вид с северо-запада.        Колокольня.

 

Церковь Симеона Столпника за Яузой (Ульяновская  ул., 10).

Первая на этом месте церковь во имя Симеона Столпника, вероятно деревянная, была построена в 1600 г. Борисом Годуновым в память дня его восшествия на престол. Уже через полвека здесь стояла небольшая каменная церковь, перестроенная затем в 1731 г. В 1760-х гг. по проекту И.М.Назарова к ней была пристроена трапезная (в 1852-1858 гг. на ее месте была сооружена новая). В 1780-х гг., завершая продольную ось композиции, выстроена высокая колокольня в суховатых классических формах (ныне существует лишь первый ярус с полуколоннами). После 1792 г. вместо обветшавшего основного помещения начали возводить новую, более обширную церковь. В 1798 г. купол почти законченного здания обрушился, и постройка была завершена лишь к 1812 г., частично на средства И.Р.Баташева, строившего в эти же годы рядом свою усадьбу.

Общий тип центрической купольной церкви характерен для  московского зрелого классицизма. Однако сравнительно небольшой крестчатый четверик, вертикаль которого подчеркнута узкими двухколонными портиками, несколько подавлен мощным куполом на высоком и широком барабане. Несоответствие усиливают изящные, но слишком мелкие детали, в частности - сдвоенные пилястры барабана. Создается впечатление, что масштабы купола были увеличены по сравнению с первоначальным проектом после катастрофы 1798 г. Возможно, это было сделано по желанию Баташева - церковь стоит намного ниже дома Баташева, и ее купол непосредственно включается в виды из парка.

Внутреннее пространство здания ныне полностью изменено устройством  в нем семиэтажного конторского поме щения. В стенах и куполе пробиты дополнительные окна. По Ульяновской улице сохранилась строгая классическая белокаменная ограда с «готической» решеткой и двумя воротами, возведенная в 1810-1820-х гг.


 

 

Заключение. 
За эти годы Москва сильно выросла, и сейчас Земляной город, о котором я рассказала в реферате, занимает лишь небольшую часть ее территории. До XVII в. город был ограничен Садовым кольцом, поэтому именно в его центре сосредоточено наиболее ценное, что накопила Москва за столетия своей истории. Большинство архитектурных памятников XV-XVII вв. находятся на территории Земляного города. Его западная часть особенно богата ими, так как она в основном была заселена дворянами.

Печальные уроки прошлого заставляют глубже всматриваться в то, что уцелело, и больше ценить его. Именно исторически сложившийся разнородный архитектурный облик Москвы представляет собой “лицо” города и сохранить его – общий долг всех москвичей. В реферате я рассказала о наиболее понравившихся мне памятниках культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города. В процессе написания реферата я узнала очень много нового об истории и архитектуре Москвы.


Информация о работе Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города