Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:12, реферат
Земляной город, часть Москвы 17 — начала 19 вв., окружавшая Белый город и ограниченная извне земляным валом (территория между нынешним Бульварным и Садовым кольцом), по которому и получила название в 1-й половине 17 в. Ранее эта территория называлась Скородом (наскоро построенные дома), а с сооружением в конце 16 в. вокруг неё земляного вала с деревянной стеной и башнями — Деревянным городом. В 1611, во время польской интервенции, деревянные укрепления сгорели. В 1638—41 вал был подсыпан и удлинён до 15 км; в 1659 на нём построена новая деревянная стена, в воротах которой взималась в конце 17 — начале 18 вв. пошлина с ввозимых в Москву товаров. К концу 18 в. стена обветшала и разрушилась, вал во многих местах был срыт.
Церковь Троицы в Серебряниках.
Южный фасад.
Церковь Успения в Гончарах (ул. Володарского 29).
Первоначальная церковь была поставлена неподалеку от Таганских ворот не позднее рубежа XVI-XVII вв., но в 1632 г. упомянута в документах как «новоприбылая», поскольку после Смуты долго не восстанавливалась, и тогда была, видимо, деревянной. Другое название церкви - «Успения Богородицы, что в Спасской слободе в Чигасах» - вероятно, более раннее, так как связано еще не с Гончарной слободой, а со слободой при Спасо-Чигасовском монастыре, существовавшей, видимо, до середины XVII в. Каменная церковь построена в 1654 г. Тогда при ней уже был южный, Тихоновский придел. В 1702 г. придел перестроили и соорудили трапезную, разобрав при этом маленький первоначальный притвор церкви. Существующую колокольню возвели в середине XVIII в. В 1902 г. с юга к колокольне сделали пристройку, прорубив в нее широкий проем на западном фасаде трапезной, а у придела выстроили новую апсиду.
Главный объем церкви в своей основе сохранился. Это один из ранних примеров посадского бесстолпного храма, завершенного пятиглавием. Внешне его двусветный, вытянутый с севера на юг четверик с троечастным алтарем уплощенной формы близок церкви Рождества в Путинках: тот же пояс декоративных кокошников нал венчающим карнизом с фризом из ширинок, но вместо лопаток здесь пучки трехчетвертных колонок: мо колонок также активно использован в оформлении окон. Вообще весь декор, выполненный из профилированного тесаного кирпича, мягче, пластичнее. Существенны изменения в облике храма, привнесенные позднее сменой покрытий: пять глав, стоящие сейчас на общем постаменте, прежде увенчивали традиционную горку кокошников; повышением кровли алтаря ныне скрыта значительная часть декора восточного фасада четверика. На северном фасаде, очевидно в послепожарное время, вместо двух окон (от них уцелели только завершения наличников) устроено одно большое полуциркульное окно и уничтожен первоначальный портал. Существующий контраст красных стен и беленых деталей не первоначален: подобную раскраску храм приобрел, вероятнее всего, в 1702 г.. или несколько позднее. Луковичные главы со звездами и с коваными ажурными золочеными крестами нал ними сделаны, видимо, в начале XIX в. Придел и одностолпная трапезная имеют на фасадах рельефные полихромные изразцы, бережно сохраненные при всех переделках и ремонтах как своего рода эмблема Гончарной слободы. Изразцы образуют на северном фасаде трапезной сплошной широкий фриз; некоторая случайность в подборке изразцов - вероятное свидетельство поздних перекладок. Отдельные керамические вставки украшают южный фасад трапезной. Изразцовые горельефы с фигурами апостолов вкомпонованы в грани барабана придела, верх которого опоясан изразцовым фризом. Все эти превосходно выполненные полихромные керамические детали церкви могут быть связаны с именем знаменитого «государева мастера» конца XVII в. Степана Полубеса. Созданные им изразцы успешно использовались в ряде построек рубежа XVII-XVIII столетий. Внутри храма перекрытый лотковым сводом четверик широким арочным проемом раскрыт в трапезную; с ней объединено и пространство придела. Иконостас главной церкви - середины XVIII в.
Колокольня тяжеловатыми формами и характером декора принадлежит к стилю послепетровского барокко. Три яруса широких четвериков, перекрытых сводами, завершены ребристым куполом с маленькой главкой на граненом барабане. Нижний ярус отделен рустом от сходного по размерам второго яруса, украшенного парными пилястрами; в верхнем ярусе им соответствуют одиночные пилястры и лопатки на срезанных углах, заканчивающиеся вверху и внизу резными волютами.
Ограда с воротами - начала XIX в. В 1898 г. пристройкой с запада расширен придел, снаружи украшенный фаянсовыми вставками завода Кузнецова.
Церковь Успения в Гончарах . Общий вид с северо-запада. Колокольня.
Церковь Симеона Столпника за Яузой (Ульяновская ул., 10).
Первая на этом месте церковь во имя Симеона Столпника, вероятно деревянная, была построена в 1600 г. Борисом Годуновым в память дня его восшествия на престол. Уже через полвека здесь стояла небольшая каменная церковь, перестроенная затем в 1731 г. В 1760-х гг. по проекту И.М.Назарова к ней была пристроена трапезная (в 1852-1858 гг. на ее месте была сооружена новая). В 1780-х гг., завершая продольную ось композиции, выстроена высокая колокольня в суховатых классических формах (ныне существует лишь первый ярус с полуколоннами). После 1792 г. вместо обветшавшего основного помещения начали возводить новую, более обширную церковь. В 1798 г. купол почти законченного здания обрушился, и постройка была завершена лишь к 1812 г., частично на средства И.Р.Баташева, строившего в эти же годы рядом свою усадьбу.
Общий тип центрической
купольной церкви характерен для
московского зрелого
Внутреннее пространство здания ныне полностью изменено устройством в нем семиэтажного конторского поме щения. В стенах и куполе пробиты дополнительные окна. По Ульяновской улице сохранилась строгая классическая белокаменная ограда с «готической» решеткой и двумя воротами, возведенная в 1810-1820-х гг.
Заключение.
За эти годы Москва сильно выросла, и сейчас
Земляной город, о котором я рассказала
в реферате, занимает лишь небольшую часть
ее территории. До XVII в. город был ограничен
Садовым кольцом, поэтому именно в его
центре сосредоточено наиболее ценное,
что накопила Москва за столетия своей
истории. Большинство архитектурных памятников
XV-XVII вв. находятся на территории Земляного
города. Его западная часть особенно богата
ими, так как она в основном была заселена
дворянами.
Печальные уроки прошлого заставляют глубже всматриваться в то, что уцелело, и больше ценить его. Именно исторически сложившийся разнородный архитектурный облик Москвы представляет собой “лицо” города и сохранить его – общий долг всех москвичей. В реферате я рассказала о наиболее понравившихся мне памятниках культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города. В процессе написания реферата я узнала очень много нового об истории и архитектуре Москвы.
Информация о работе Памятники Культовой архитектуры Москвы в границах Земляного города