Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:20, реферат
Человеческое понимание красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.
Понимание красоты также старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к подлинному совершенству изделий. Человек стремится сделать орудия труда удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми предметами, которые человек стал совершенствовать.
ПОНЯТИЕ О КРАСОТЕ И ВКУСЕ
Человеческое понимание красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.
Понимание красоты также старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к подлинному совершенству изделий. Человек стремится сделать орудия труда удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми предметами, которые человек стал совершенствовать.
Таким образом, в процессе
труда вырабатывается подлинно человеческая
способность творить
На определенной ступени развития человечества в процессе трудовой деятельности и связанным с ней признанием красоты природы возникает эстетический вкус, т.е. способность человека к эстетической оценке явлений.
Вкусу свойствен социальный характер, так как у каждого класса свои художественные идеалы и предпочтения, свое понимание красоты.
С давних пор сформировались стереотипы вкусов условно называемые «аристократическим», «купеческим», «мещанским», которые отражают различий образа жизни, различное мировоззрение.
Главная причина всеобщего признания красоты шедевров искусства- воплощение в них правды жизни, чувств, понятных представителям всех эпох.
ФОРМА – ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – КОМПОЗИЦИЯ
Иногда эти три понятия встречаются вместе, речь все время идет о форме, но говорится и о формообразовании, а предмет называется – композиция. Каждое из этих понятий имеет свое значение.
Форма – понятие более широкое, нежели композиция. Камень, поднятый нами на берегу, имеет подчас завораживающе красивую форму, но было бы абсурдно говорить о его композиции. Только в образном смысле это- композиция, «созданная» природой. Формой обладает любой предмет, но только если форма создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция – есть организованная форма. Композиция – это организованность формы с учетом как функционально- конструктивных и технологических факторов, так и ряда закономерностей, продиктованных требованиями горманизации формы.
Наконец, формообразование – это процесс создания формы.
КОМПОЗИЦИЯ – КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Форма любого материального предмета обладает рядом специфических свойств: объемностью, пространственностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весомостью, прочностью, массивностью, плотностью. Эти объективные свойства формы при определенных условиях становятся носителями композиционных закономерностей. Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Слово «композиция» происходит от латинского «compoitio» - соединение, связь.
«Архитектурная композиция» - это решение функциональных задач архитектуры на художественном уровне.
«Архитектурная композиция» определяется как целостная художественная выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям.
Теория архитектурной композиции изучает, исследует общие закономерности формообразования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
- Цель архитектурной композиции – достижения единства формы и содержания; единства объемов и пространства, построенное на взаимосвязи и соподчиненности. Достигается это с помощью композиционных средств.
Основными задачами архитектурной композиции являются:
1. Организация объемов
и пространств в соответствии
с функциональными процессами, экономическими
требованиями и местными
2. Выражения конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно- планировочном решении.
3. Гармоничное объединение
и соподчинение объемов и
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Чтобы владеть речью, необходимо выучить слова и грамматику, только тогда мы в состоянии выразить собственную мысль. Человек, который рисует и строит, также должен научится особому языку пластических форм, чтобы уметь выражать свои чувства.
Средствами его языка являются элементы, формы, цвета и законы их построения. Чтобы ясно воплотить свой творческий замысел, он должен понимать эти средства и владеть их выразительностью.
Средства выразительности форм и их комплексов специфичны не только для архитектуры – их использует и другие виды искусства.
Каждое из художественных средств не обладают самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе – они получают смысл только в системе композиции.
Есть качества, обязательные для композиции любого изделия и эти качества обеспечивают своего рода комплексное качество композиции – гармоничную целостность формы.
Гармония формы достигается с помощью особых средств. Они называются – средствами композиции. Это:
- пропорции и
- масштаб и масштабность;
- контраст;
- нюанс;
- ритм;
- метрический повтор;
- пластика;
- динамика;
- статика;
- цвет; свет;
- равновесие;
- симметрия;
- асимметрия.
ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ
Единство (целостность, гармония) – основное качество любой композиции в любом виде искусства и важнейшее свойство человеческого восприятия. И чтобы визуальные характеристики архитектурных объектов, архитектурной среды в целом отвечали этому свойству восприятия, среда должна обладать признаками целостности.
Наряду с учетом исходных условий важнейшим инструментом должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокое качество результата.
Независимо от того, является
ли субъект восприятия профессионалом
или человеком неискушенным, нарушение
важнейших закономерностей
Некоторые специалист считают, что существует всего два закона архитектурной гармонии - закон тождества и закон подобия.
Закон тождества – это когда архитектурная гармония может быть воспринята или создана в здании или в ансамбле, где порядок достигнут повторением тех же элементов, форм и пространств.
Закон подобия – это когда архитектурная гармония может быть восприняла или создана в композиции, где порядок достигнут посредством повторения подобных, схожих элементов, форм и пространств.
В то время, как закон тождества символизирует единство и единообразие, закон подобия символизирует единство в разнообразие .
СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространства.
Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.
Простейший вид симметрии
- зеркальная симметрия. В этом случае
одна половина композиции является как
бы зеркальным отражением другой. На чертежах
плоскость симметрии
Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.
Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.
Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.
Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.
Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.
Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.
Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна .
РИТМ И МЕТР В КОМПОЗИЦИИ
Способность формы к количественному изменению, движению, развитию обуславливает важные объективные основы ее построения. Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередованием одинаковых элементов – называют метрическим. Строение формы, являющееся следствием ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим.
Слово ритм буквально означает - такт, мерность.
Метрический порядок характеризуется повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторением равных интервалов между ними.
Ритмический порядок характеризуется последовательным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.
Нарастает ощущение монотонности,
когда ритмический порядок
Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента или более сложным, когда он скоординирован с другим и весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.
Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д.
Промежутки, через которые определенные элементы повторяются – называются интервалами, а повторяющиеся элементы - акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, гак и архитектурная форма.
Ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали .
ДИНАМИЧНОСТЬ И СТАТИЧНОСТЬ ФОРМЫ
Важным композиционным средством является направленность, динамизм композиции. В одних случах с ее помощью определяется направление движения, в других - она служит для того, чтобы привлечь внимание к главному.
Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило формирование различных композиций: статичной и динамичной.
- Статичность - подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Структуры, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служат главным средством организации формы статичны.
- Динамичность, динамическое действие в архитектурной композиции характеризуется: смелыми формами, мощным конструктивным ритмом, асимметрией.
При анализе статичности или динамичности формы, существуют такие понятия, как тождество, нюанс, контраст .
КОНТРАСТ, НЮАНС. ТОЖДЕСТВО В КОМПОЗИЦИИ
Система организации пространства воспринимается нами как чередование качественных градаций. Мы не применяем к ним точных количественных оценок. Это контраст, нюанс, тождество.
Тождество - это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения;
Нюанс - незначительное различие свойств у форм, при котором сходство их выражено сильнее, чем различие. Этот признак характеризует форму, стремящуюся к динамике;
Контраст - резкое различие свойств у форм, т.е. различие - как противопоставление. Контраст - это ярко выраженная динамичность формы.
Контраст подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.
Как и все другие формы организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут быть произвольно избранными отношениями. Их выбор определяется пространственной структурой, возникающей на основе функции и конструктивных возможностей. Эти три понятия служат выражением содержания композиции .
ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ
В общепринятом смысле под
масштабом подразумевается
Масштаб может быть выражен числом (1:50, 1:100 и др.) или изображен графически и называется соответственно числовым или графическим (линейным) масштабом.
Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей.
В этих случаях масштаб не связан со свойствами самого объекта, а играет чисто техническую роль.
Масштабность же - одно из основных качественных свойств архитектурного сооружения и важнейшее средство архитектурной композиции, определяющее такое соотношение размеров частей, членений и деталей сооружения, которое дает гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающей средой.
Если остановиться подробнее на этом, то можно свести суть к следующему:
1. Человек есть мера всех вещей.
2. Масштаб неразрывно связан
с назначением сооружения, с функциональной
организацией внутреннего
3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.
4. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.
Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает наз-начение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.
Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Например, светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.