Понятие о красоте и вкусе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Человеческое понимание красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.
Понимание красоты также старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к подлинному совершенству изделий. Человек стремится сделать орудия труда удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми предметами, которые человек стал совершенствовать.

Файлы: 1 файл

архитектура.docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ О КРАСОТЕ И ВКУСЕ

Человеческое понимание  красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.

Понимание красоты также  старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к  подлинному совершенству изделий. Человек  стремится сделать орудия труда  удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми  предметами, которые человек стал совершенствовать.

Таким образом, в процессе труда вырабатывается подлинно человеческая способность творить целесообразно  и красиво - по законам красоты. Постепенно совершенствуется содержание и форма  древних орудий труда, жилище и предметы быта. Они становятся удобнее и  красивее.

На определенной ступени  развития человечества в процессе трудовой деятельности и связанным с ней  признанием красоты природы возникает  эстетический вкус, т.е. способность  человека к эстетической оценке явлений.

Вкусу свойствен социальный характер, так как у каждого  класса свои художественные идеалы и  предпочтения, свое понимание красоты.

С давних пор сформировались стереотипы вкусов условно называемые «аристократическим», «купеческим», «мещанским», которые отражают различий образа жизни, различное мировоззрение.

Главная причина всеобщего  признания красоты шедевров искусства- воплощение в них правды жизни, чувств, понятных представителям всех эпох.

 

 

ФОРМА – ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – КОМПОЗИЦИЯ

Иногда эти три понятия  встречаются вместе, речь все время  идет о форме, но говорится и о  формообразовании, а предмет называется – композиция. Каждое из этих понятий  имеет свое значение.

Форма – понятие более широкое, нежели композиция. Камень, поднятый нами на берегу, имеет подчас завораживающе красивую форму, но было бы абсурдно говорить о его композиции. Только в образном смысле это- композиция, «созданная» природой. Формой обладает любой предмет, но только если форма создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция – есть организованная форма. Композиция – это организованность формы с учетом как функционально- конструктивных и технологических факторов, так и ряда закономерностей, продиктованных требованиями горманизации формы.

Наконец, формообразование – это процесс создания формы.

 

 

КОМПОЗИЦИЯ – КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Форма любого материального  предмета обладает рядом специфических  свойств: объемностью, пространственностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весомостью, прочностью, массивностью, плотностью. Эти объективные свойства формы при определенных условиях становятся носителями композиционных закономерностей. Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Слово «композиция» происходит от латинского «compoitio» - соединение, связь.

«Архитектурная композиция» - это решение функциональных задач архитектуры на художественном уровне.

«Архитектурная композиция»  определяется как целостная художественная выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим  требованиям.

Теория архитектурной  композиции изучает, исследует общие  закономерности формообразования.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ  КОМПОЗИЦИИ

- Цель архитектурной композиции  – достижения единства формы  и содержания; единства объемов  и пространства, построенное на взаимосвязи и соподчиненности. Достигается это с помощью композиционных средств.

 

Основными задачами архитектурной  композиции являются:

1. Организация объемов  и пространств в соответствии  с функциональными процессами, экономическими  требованиями и местными условиями.

2. Выражения конструктивной  структуры и ее физических  свойств в объемно- планировочном решении.

3. Гармоничное объединение  и соподчинение объемов и пространства  в целостную архитектурную структуру.  Выражаясь коротко композиция выполняет: 1) функциональную; 2) конструктивную; 3) эстетическую (задачи)

 

 

 

 

 

 

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Чтобы владеть речью, необходимо выучить слова и грамматику, только тогда мы в состоянии выразить собственную мысль. Человек, который  рисует и строит, также должен научится особому языку пластических форм, чтобы уметь выражать свои чувства.

Средствами его языка  являются элементы, формы, цвета и  законы их построения. Чтобы ясно воплотить  свой творческий замысел, он должен понимать эти средства и владеть их выразительностью.

Средства выразительности  форм и их комплексов специфичны не только для архитектуры – их использует и другие виды искусства.

Каждое из художественных средств не обладают самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе – они получают смысл только в системе композиции.

Есть качества, обязательные для композиции любого изделия и  эти качества обеспечивают своего рода комплексное качество композиции –  гармоничную целостность формы.

Гармония формы достигается  с помощью особых средств. Они  называются – средствами композиции. Это:

- пропорции и пропорциональность;

- масштаб и масштабность;

- контраст;

- нюанс;

- ритм;

- метрический повтор;

- пластика;

- динамика;

- статика;

- цвет; свет;

- равновесие;

- симметрия;

- асимметрия.

 

 

 

 

ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ

Единство (целостность, гармония) – основное качество любой композиции в любом виде искусства и важнейшее свойство человеческого восприятия. И чтобы визуальные характеристики архитектурных объектов, архитектурной среды в целом отвечали этому свойству восприятия, среда должна обладать признаками целостности.

Наряду с учетом исходных условий важнейшим инструментом должно быть знание закономерностей  композиции, выявление и соблюдение которых в значительной мере гарантирует  высокое качество результата.

Независимо от того, является ли субъект восприятия профессионалом или человеком неискушенным, нарушение  важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию - сигнал о нарушении целостности.

Некоторые специалист считают, что существует всего два закона архитектурной гармонии - закон тождества  и закон подобия.

Закон тождества – это когда архитектурная гармония может быть воспринята или создана в здании или в ансамбле, где порядок достигнут повторением тех же элементов, форм и пространств.

Закон подобия – это когда архитектурная гармония может быть восприняла или создана в композиции, где порядок достигнут посредством повторения подобных, схожих элементов, форм и пространств.

В то время, как закон тождества  символизирует единство и единообразие, закон подобия символизирует  единство в разнообразие .

 

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации  пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как  бы зеркальным отражением другой. На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси  подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота  симметричной композиции заключается  в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение  в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого  эмоциональною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии  методом построения и организации  пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной  композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более  гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого  сочетания элементов и поэтому  всегда индивидуальна .

 

РИТМ И МЕТР В КОМПОЗИЦИИ

Способность формы к количественному  изменению, движению, развитию обуславливает  важные объективные основы ее построения. Строение формы, являющееся результатом  равномерного движения, чередованием одинаковых элементов – называют метрическим. Строение формы, являю­щееся следствием ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим.

Слово ритм буквально означает - такт, мерность.

Метрический порядок характеризуется  повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторением  равных интервалов между ними.

Ритмический порядок характеризуется  последовательным или более сложным  изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.

Нарастает ощущение монотонности, когда ритмический порядок прост. Чтобы преодолеть эту монотонность правильность ритма нарушают. Метрический  и ритмический порядок строится как ряд.

Метрический ряд может  быть простым, основанным на повторе  одного элемента или более сложным, когда он скоординирован с другим и весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько  рядов метрических повторов.

Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или  убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях  структуры, силы тона и т.д.

Промежутки, через которые  определенные элементы повторяются  – называются интервалами, а повторяющиеся  элементы - акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как  пространственный промежуток, гак и  архитектурная форма.

Ритм может развиваться  как по горизонтали, так и по вертикали .

 

ДИНАМИЧНОСТЬ И СТАТИЧНОСТЬ  ФОРМЫ

 

Важным композиционным средством  является направленность, динамизм композиции. В одних случах с ее помощью определяется направление движения, в других - она служит для того, чтобы привлечь внимание к главному.

Расчленение всего предметного  мира на движущиеся и неподвижные  объекты обусловило формирование различных  композиций: статичной и динамичной.

- Статичность - подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Структуры, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служат главным средством организации формы статичны.

- Динамичность, динамическое действие в архитектурной композиции характеризуется: смелыми формами, мощным конструктивным ритмом, асимметрией.

При анализе статичности  или динамичности формы, существуют такие понятия, как тождество, нюанс, контраст .

 

 

 

КОНТРАСТ, НЮАНС. ТОЖДЕСТВО В КОМПОЗИЦИИ

 

Система организации пространства воспринимается нами как чередование  качественных градаций. Мы не применяем  к ним точных количественных оценок. Это контраст, нюанс, тождество.

Тождество - это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения;

Нюанс - незначительное различие свойств у форм, при котором сходство их выражено сильнее, чем различие. Этот признак характеризует форму, стремящуюся к динамике;

Контраст - резкое различие свойств у форм, т.е. различие - как противопоставление. Контраст - это ярко выраженная динамичность формы.

Контраст подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.

Как и все другие формы  организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут  быть произвольно избранными отношениями. Их выбор определяется пространственной структурой, возникающей на основе функции и конструктивных возможностей. Эти три понятия служат выражением содержания композиции .

 

 

ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ И МАСШТАБНОСТЬ

 

В общепринятом смысле под  масштабом подразумевается отношение  длины изображаемого отрезка  на чертеже к длине линии существующей в натуре.

Масштаб может быть выражен  числом (1:50, 1:100 и др.) или изображен  графически и называется соответственно числовым или графическим (линейным) масштабом.

Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей.

В этих случаях масштаб  не связан со свойствами самого объекта, а играет чисто техническую роль.

Масштабность же - одно из основных качественных свойств архитектурного сооружения и важнейшее средство архитектурной композиции, определяющее такое соотношение размеров частей, членений и деталей сооружения, которое  дает гармоничное сочетание их с  размерами человека и окружающей средой.

Если остановиться подробнее  на этом, то можно свести суть к следующему:

1. Человек есть мера  всех вещей.

2. Масштаб неразрывно связан  с назначением сооружения, с функциональной  организацией внутреннего пространства.

3. Масштаб определяется  соотношением частей и целого.

4. Масштаб сооружения зависит  от характера его взаимосвязи  с окружающей средой.

Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает наз-начение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.

Масштабная выразительность  зависит от знания законов зрительного  восприятия. Например, светлая поверхность  всегда кажется больше, нежели темная.

Информация о работе Понятие о красоте и вкусе