Министерство образования и
науки Российской федерации
Казанский государственный
архитектурно-строительный университет
на правах рукописи
Вафина
Дина Даниловна
ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВА
Специальность – Дизайн архитектурной
среды
Автореферат дипломной теоретической
работы
Казань – 2014
Работа выполнена в
Казанском государственном
архитектурно- строительном университете
Научный
руководитель:
профессор, доктор искусствоведение
МИХАЙЛОВ С.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В XX веке обозначился новый
вид проектно-художественной деятельности
- индустриальный дизайн. Индустриальный
дизайн , ориентируемый на массовое производство,
привел к развитию эргономики. Ключевыми
требованиями такого дизайна стали массовое
производство, удобная эксплуатация и
эстетичность.
В конце XX века общество во всех
ее сферах начинает активно перестраиваться,
приобретая новые характерные особенности.
Развитие информационных технологий,
научно технический прогресс, приводит
к формированию нового общества высоких
технологий или «информационного» общества.
Уже в 1973 году Дэниел Белл определяет новое
сформировавшееся общество как постиндустриальное.
Таким образом, можно сделать вывод, что
новое общество, с измененными приоритетами
в различных сферах жизни человека, формирует
постиндустриальный дизайн.
Такое определение как постиндустриальный
дизайн не существует в теории дизайна,
теоретики о нем упоминают, оно явно имеет
свои особенности и отличия от предыдущего
индустриального дизайна, но как самостоятельный
новый стиль он еще не существует.
В новом веке дизайн перестраивается
под новое общество, соответственно меняется,
образуя новые принципы цвета, формообразования,
функциональности и области применения
дизайна.
Следовательно, актуальностью
нашего исследования является необходимость
раскрыть понятие постиндустриального
дизайна, а также необходимость исследования
его особенностей и признаков, историю
и систему формирования постиндустрильного
дизайна как самобытного стиля.
Цель исследования
Целью исследования является
раскрытие особенностей дизайна постиндустриального
общества.
Задачи исследования
выявить предпосылки постиндустриального
дизайна и раскрыть понятие постиндустриальный
дизайн;
выявить признаки формообразования
постиндустриального дизайна
Объект исследования
Объектом является формообразование
в дизайне постиндустриального общества.
.Предмет исследования
Предметом стали особенности
формообразования предметно пространственной
среды в постиндустриальном обществе.
Временные границы
исследования.
Историко-временные рамки исследования
охватывают период с 1970 ых годов, когда
появляются первые признаки нового постиндустриального
общества, до настоящих дней.
Методы исследования
Данная работа основывается
на таких методиках исследования, как:
-исторический метод;
-графа-аналитический метод;
-метод сравнительного
анализа;
-метод натурного исследования.
Анализ постиндустриального
дизайна, потребовало привлечения для
исследований научных трудов широкого
круга специалистов из различных областей
дизайна, архитектуры и инженерии. В первую
очередь это фундаментальные труды С.М.Михайлова,
А.С. Михайловой, В.Папанека, Д.Белла, В.И.Вернадского,
а также исторические и инженерно-технические
исследования.
Структура исследования
Глава 1. Предпосылки постиндустриального
дизайна
В данной главе рассматриваются
особенности постиндустриального общества,
факторы и предпосылки, повлиявшие на
формирование постиндустриального дизайна,
а также дается определение постиндустриального
дизайна.
Глава 2. Признаки формообразования
постиндустриального дизайна
В данной главе раскрывается
4 основных признака формообразования
присущих постиндустриальному дизайн:
форма следует за эргономикой, нематериальность
формы, форма-хамелеон, форма - синтез функции
и человека. Рассматриваются возможности
и виды признаков формообразования.
Глава 3. Художественно - стилевые
течения
В данной главе рассматриваются
художественно-стилевые течения, возникшие
и развивающиеся в постиндустриальном
обществе. Изучается их история, признаки
и особенности, а также рассматривается
характер их участия в постиндустриальном
дизайне.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ.
Глава 1. Предпосылки формирования
постиндустриального дизайна
- Производственная
сфера.
- Миниатюризация предмета.
Техническая революция, развитие
микроэлектроники, и, в особенности, нано
технологий привели к изменениям тенденций
формообразования. Технические возможности
позволили уменьшать физические размеры
предметов – происходит миниатюризация.
В 1980 ых годах изобретение микрочипа
положило начало техническому прорыву.
На основе микрочипа происходит реформация
существующих предметов а также создаются
новые изобретения. Компьютер больше не
занимает размеры комнаты , а умещается
на письменном столе, а мобильный телефон
умещается на ладони.
Минитюризация ведет к тому,
что форма предмета перестает следовать
строго за его функцией. Она начинает определяться,
главным образом, эргономичностью, определяемой
размерами частей человеческого тела,
удобством манипуляции с этим предметом.
Известную формулу функционального дизайна
индустриальной эпохи «форма следует
за функцией» сменяет новый бренд – «форма
предмета следует за эргономикой», отражая
веяния постиндустриального общества.
- Демассификация производства
Общество «третьей волны» характеризуется
отходом от массового производства стандартизированных
товаров и выпуском небольших серий продукции,
частично или полностью изготовленной
на заказ. По мнению Тоффлера, следующим этапом является переход
к изготовлению единственного в своем
роде изделия для конкретного потребителя,
полностью подстроенного под его нужды.
Для выполнения этой задачи индивидуализированное
производство должно быть цельным, непрерывным,
круглосуточным и находящимся под непосредственным
контролем заказчика. Вместе с этим происходит
расщепление массового рынка на быстро
изменяющиеся сети мини-рынков, определяемых
постоянной эволюцией предлагаемой продукции.
Происходит индивидуализация и персонификация
в дизайне предметной среды.
- Агрегативность изделий
На рубеже XX и XXI века обозначился
переход индустриального общества в постиндустриальное.
Характерные
черты постиндустриальной эпохи XXI века:
неопределённость,
нестабильность, вихреобразность, высокий
уровень сложности.
Главные отличительные черты
постиндустриального общества от
индустриального:
- очень
высокая производительность труда
- высокое качество жизни
- преобладающий
сектор инновационной экономики с высокими
технологиями и венчурным бизнесом.
- высокая
стоимость и производительность высококачественного
национального человеческого капитала,
генерирующего избыток инноваций, вызывающих
конкуренцию между собой.
В 1970 х годах считается начало
постиндустриального общества. В 1973 Дэниел
Белл впервые дал определение постиндустриальное
общество в своей книге, тем самым обозначив
начало смены тенденций и признаков дизайна.
Сформировался новый вид дизайна, отличающийся
от предыдущих, который имеет свои особенности
и виды.
Помимо того что в 1980х годах
о постиндустриальном дизайне говорил
Чарльз Дженкс в своей книге «Язык архитектуры
постмодерна», связать переход можно и
с научными открытия в технике , ростом
значимости сферы услуг, развитием информационного
общества, а также желание общества отойти
от масштабного и приблизиться в свои
предпочтениях к индивидуальному предметному
формообразованию.
1.2. Миниатюризация
предмета.
Техническая революция, развитие
микроэлектроники, и, в особенности, нано
технологий привели к изменениям тенденций
формообразования. Технические возможности
позволили уменьшать физические размеры
предметов – происходит миниатюризация.
В 1980 ых годах изобретение микрочипа
положило начало техническому прорыву.
На основе микрочипа происходит реформация
существующих предметов а также создаются
новые изобретения. Компьютер больше не
занимает размеры комнаты , а умещается
на письменном столе, а мобильный телефон
умещается на ладони.
Минитюризация ведет к тому,
что форма предмета перестает следовать
строго за его функцией. Она начинает определяться,
главным образом, эргономичностью, определяемой
размерами частей человеческого тела,
удобством манипуляции с этим предметом.
Известную формулу функционального дизайна
индустриальной эпохи «форма следует
за функцией» сменяет новый бренд – «форма
предмета следует за эргономикой», отражая
веяния постиндустриального общества.
1.3. Развитие киберпространства
и виртуальной среды.
Постиндустриальное общество
также называют информационным. Развитие
интернета позволило обозначить новый
термин.
Впервые термин «киберпространство»
появилось в романе Уильяма Гибсона «Neoromanсer»
в 1984 г.
Киберпространство (англ. cyberspace) — метафорическая
абстракция, используемая в философии
и в компьютерных технологиях, является
(виртуальной) реальностью, которая представляет
Ноосферу / Второй мир как «внутри» компьютеров
так и «внутри» компьютерных сетей.
Понятие киберпространства
используется не только в компьютерных
и философских областях знаний, но также
и в продуктах массовой культуры: фильмы,
книги, живопись, графика. Таким образом
явление не могло развивать без участия
дизайнера.
Дизайнер постиндустриального
общества стал работать не только с предметной
средой, но еще и с нематериальной формой.
Соответственно появилось понятие
кибер –дизайн. Понятие киберпространства
– метафорическая абстракция, виртуальная
реальность, которая приводит нас к новому
виду дизайнерской деятельности – созданию
виртуальной реальности – утопическому
свободному пространству, в котором нельзя
будет устанавливать территориальные
границы. Однако при этом проектирование
в таком пространстве также должно вестись
во многом опираясь на методы дизайна
и эргономики.
Несмотря на то, что предметный
дизайн в виртуальном мире теряет свою
главную суть – «предметность», превращаясь
в дизайн зрительных образов реальных
предметов, проектирование таких объектов
ведется как мы уже отмечали на основе
знаний эргономики, как в отношении к оборудованию
для погружения в виртуальное пространство,
так и применительно к самому киберпространству.
При этом проектирование последнего не
влечет за собой материально затратное
производство: объекты, создаваемые виртуальным
способом, хранятся на жестких дисках
серверов и доступны значительно большему
числу посетителей чем, например, архитектурное
здание или объект дизайна в реальной
действительности.
Таким образом можно выявить
новый признак формообразования: «форма
теряет свою материальность».
1.4. Робототехника
и искусственный интеллект
Развитие роботехники в индустриальном
обществе приводит к прорывам в постиндустриальном.
Теперь робот становится «партнером»
человеку, он может выполнять команды
и реагировать на эмоции. 1980 г – коммерческое
начало производства роботов, роботы индивидуализируются
и увеличивают масштабы производства.
В 2000 году Синтия Брезел создает
робота, который реагирует на команды
человека, на его движения и эмоции.
Робототехника развивается
в стремительных масштабах продвигая
гипотезу искусственного интеллекта в
предметы быта.
Робототехника начинает
служить во всех необходимых сферах : бытовые
роботы, промышленные роботы и боевые
роботы. Для каждой среды робототехника
развивается по своему.
Производство и создание
робототехники не обходиться без дизайнера.
Искусственный интеллект приводит к новым
принципам формообразования. Технологии
позволяют форме реагировать на эмоции
человека.
Выводы главы
1. Временные границы постиндустриального
дизайна датируются с 1980г- до наших дней.
Начало определяется началом производства
предметов вне индустриального направления
в постиндустриальном обществе.
2. Предпосылками постиндустриального
дизайна стали: индивидуализация и миниатюризация,
развитие высоких технологий, робототехники
и искусственного интеллекта, а также
появление киберпространства.
3. Предпосылки формирования
постиндустриального дизайна позволили
сформулировать признаки формообразования
постиндустриального дизайна: форма
больше не следует за функцией,
теперь форма следует за эргономикой,
форма может быть не материальной,
форма может реагировать на эмоции
человека, форма-хамелеон а также возможности
синтеза человека и формы.
Глава 2. Признаки формообразования
постиндустриального дизайна.
2.1. Форма следует за
эргономикой
Процесс миниатюризации предметной
среды приводит к изменениям формы предмета.
Особое внимание к эргономики человека
приводит к формированию ключевого признака
постиндустриального дизайна: форма следует
за эргономикой. Технические возможности
позволяют не следовать за функцией предмета,
а решать вопросы удобства предмета в
использовании. Одним из способ реализации
этого признака является метод смешения
функций.
2.1.1.Смешение функций
Технические возможности постиндустриального
общества позволяют объединять несколько
видов деятельности предмета в одно, например
теперь в одном электронном устройстве
может работать и записная книга и телефон
и фотоаппарат и много других функций.