Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 22:40, реферат
В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их нельзя концентрировать только в центральной части города. Чрезмерное скопление общественных зданий повлечет за собой перегрузку центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому центр города целесообразно формировать из зданий административно-общественного назначения, крупных театров, концертных залов, музеев, мемориальных сооружений, включая площади для массовых демонстраций и митингов. В целях разгрузки центральных районов города и приближения обслуживания к месту жительства населения часть объектов городского значения целесообразно располагать в центрах планировочных районов. Это приводит к необходимости создания центров специализированного назначения. общественного центра
Введение: 3
Основные положения, размещение, структура общественных центров 4
Реконструкция и модернизация общественных центров 7
Стратегия развития центра Витебска по генеральному плану 9
Проблемы реконструкции центра Минска 18
Заключение: 25
Используемые источники: 26
Локальные акценты рассчитаны на менее масштабные восприятия с ориентацией преимущественно на пешехода. Их размещение определено либо исторической преемственностью, либо общим композиционным построением архитектурных ансамблей отдельных участков центра.
Комплексный подход к объемнопространственному решению застройки позволит сформировать законченные архитектурные композиции на каждом участке и на каждом этапе освоения территории центра, не нарушая его целостности.
Регенерация исторической застройки
Исторический центр города, являясь частью общегородского, всегда будет привлекательным для туризма и инвестиционной деятельности. Это визитная карточка города, ввиду чего необходимо крайне бережное отношение к сохранению, воссозданию и реконструкции объектов материальнокультурных ценностей.
С учетом этого и разрабатывались основные мероприятия по регенерации, которая затрагивает две зоны исторического центра: левобережную и правобережную.
Левобережная зона характеризуется большей сохранностью и более активным процессом происходящих там восстановительных работ.
В правобережной части размещается много объектов, по функциональному назначению и по архитектурнохудожественным характеристикам несовместимых с зоной общегородского центра. Это промышленные предприятия, базы, склады и др.
Физическое состояние зданий, имеющих историкокультурную ценность, их разбросанность, отсутствие значительных градостроительных ансамблей застройки также является первоочередной проблемой.
Проектные предложения по регенерации учитывают:
– исторически сложившуюся планировочную структуру и характер структурообразующих осей и ландшафтных особенностей;
– масштаб и объемнопространственную композицию, силуэтное построение, обусловленное исторической застройкой;
– исторический характер, стилистические, художественнопластические черты, особенности архитектурных традиций.
Основой преобразований исторического центра должны стать:
– приоритетное размещение общественных функций;
– сохранение исторически сложившейся уличной сети, формирующей планировочную структуру и ее главный элемент – застроенный по периметру квартал;
– сохранение масштаба застройки (преимущественно 2–4 этажа) при максимальном сохранении зданий, представляющих историкоархитектурную ценность; при возведении новых зданий должны учитываться стилевые особенности окружающей застройки.
Формирование в общей планировочной структуре опорных магистральных улиц позволяет выделить в структуре исторического центра бестранспортные зоны: улицы Толстого, Суворова, Комиссара Крылова, Советская в левобережной и улицы 1я Красина, Октябрьская, Энгельса, отрезок ул. Покровской в правобережной части.
Для исторического центра Витебска важное значение имеют пространственные взаимосвязи исторической застройки с уникальным городским ландшафтом, формируемым Западной Двиной и Витьбой.
Благоустройство территории долины бывшего Замкового ручья, формирование нижнего уровня вдоль Витьбы и Гапеева оврага, а вдоль Западной Двины – террасных набережных на верхнем и нижнем уровнях являются важнейшими задачами по завершению формирования ядра общегородского центра Витебска.
При реконструкции исторической застройки необходимо поддерживать сложившиеся планировочные и композиционные характеристики среды. Это традиционный контур кварталов, небольшая длина фасадов, соразмерность высоты в рядовой застройке и другие приемы.
В целях улучшения качества среды и условий проживания предусматривается благоустройство дворовых пространств, повышение уровня озелененности, формирование внутриквартальных пешеходных связей.
Важнейшим в регенерации исторической среды является восстановление утраченных историкокультурных ценностей. Проектом сохраняется возможность воссоздания в перспективе Николаевского собора и, возможно, комплекса бернардинского монастыря по ул. Ленина как наиболее значимых архитектурных сооружений, формировавших неповторимый облик прежнего Витебска, а также СвятоНиколаевской (батальонной) церкви в правобережной части центра.
Для воссоздания исторической среды предлагается применять такие методы регенерации, как имитация объекта, аппликация (фасада), декорация, ширма, традиционный контур, регенерация образа по элементам, декоративная стенка, памятный знак и другие, поддерживающие и усиливающие характеристику среды, а рисунком мощения и благоустройством обозначать места существования зданий.
Проектом разработаны предложения по качественному улучшению магистральноуличной сети района. Учитывая постоянное увеличение интенсивности движения транспорта, магистральные улицы общегородской сети, проходящие по территории района, увязаны с внутренней уличнодорожной сетью.
Рассмотрены также вопросы развития общественного транспорта, создания сети велодорожек по жилым и пешеходным улицам, а также внутри микрорайонов, вдоль пешеходных аллей с выходом в парки и центры планировочных районов; организации парковки автомобилей.
Развитие инженерной инфраструктуры центра Витебска определяется масштабом и глубиной планируемых градостроительных преобразований, а параметры ее реконструкции – состоянием на современном этапе.
Основная задача здесь – реконструкция и модернизация действующей системы инженерного обеспечения с достижением нового стандарта качества среды и комфорта помещений, отвечающих высокому социальному статусу центра и расположенных на его территории объектов общегородского значения.
Таким образом, центр Витебска постепенно будет избавляться от несоответствующих его статусу функций. Значительно сократятся производственные зоны, исчезнут многочисленные малоценные, эстетически непривлекательные, ветхие и дисгармонирующие здания и хозпостройки.
Исторический центр дополнится общественными и коммерческими функциями, социальным обслуживанием высшего уровня, более комфортным жильем, ландшафтнорекреационными и пешеходными зонами. Повысится уровень его благоустройства, обогатится архитектурнопространственный образ, улучшится качество среды.
Реализация такой градостроительной программы рассчитана на достаточно длительный период времени. При конкретном проектировании отдельных объектов на территории центра возможны уточнения и дополнения, но общее стратегическое направление задано, и хочется верить, что архитекторы, которые будут вести проектирование в дальнейшем, станут единомышленниками авторского коллектива детального плана центра Витебска.
Как виделась реконструкция центра столицы
советской Белоруссии в начале 1970 года.
Очень многое актуально и сейчас. Мои немногочисленные
комментарии по ходу статьи курсивом.
Центр послевоенного Минска создавался
на основе генерального плана, рассчитанного
на город с полумиллионным населением.
Но город наш в своем развитии значительно
превзошел предначертания этого плана.
Сложившийся центр уже не может удовлетворить
потребности быстро растущей белорусской
столицы. В нем почти исчерпаны территориальные
резервы для целого ряда общественных
зданий и комплексов, которые необходимо
построить в ближайшие и в более отдаленные
годы. Не решены пока вопросы разгрузки
центра от потоков городского транспорта,
устройства безопасных пешеходных зон.
Наши градостроительные нормативы еще
не так давно предусматривали двенадцать
машин на тысячу жителей. Сейчас эта норма
индивидуального автотранспорта увеличена,
примерно в пятнадцать раз. Поэтому в послевоенном
центре Минска оказались нерешенными
вопросы паркирования машин (проблемы так и не решены спустя 40 лет
- D.).
В новом генеральном плане Минска,
утвержденном в марте 1965 года, в основных
чертах определены главные принципы дальнейшей
реконструкции и развития центра города
с миллионным населением. Общегородской
центр рассматривается как сложное планировочное
образование, состоящее из центрального
ядра и центров планировочных (административных)
районов. Развитие центрального ядра города,
ограниченного с востока, юга и юго-запада
железной дорогой, а с севера — улицами
Козлова и Варвашени, предполагается в
северо-западном и юго-восточном направлениях
— вдоль Парковой магистрали и реки Свислочь.
Для разгрузки его от городского и транзитного
транспорта предусмотрено создание восточного
и западного дублеров Ленинского проспекта
– по направлениям улиц Первомайской
и Немига-Мясникова. Система транспортных
дублеров дополняется городскими дорогами,
которые намечается проложить вдоль железнодорожных
трасс.
Городские дороги, таким образом, охватят
центр полукольцом с востока, юга и запада.
Эти транспортные артерии должны пересекаться
с другими городскими магистралями в разных
уровнях. В пределах центра генпланом
намечена пробивка улицы Свердлова в западном
направлении, с пропуском ее под площадью
Ленина (так и не сделано - D.), продолжение
улицы Ленина к Партизанскому проспекту (а вот это реализовано - D.). Доминирующее
положение в композиции центра сохраняется
за архитектурным ансамблем Центральной
площади и площади Свободы, раскрываемых
в сторону Парковой магистрали.
Вариант реконструкции центра "Минскпроекта" (первая премия). Арх. Э.Афанасьева, Г.Горина, Е.Дятлов, В.Игнатьев, И.Король, Н.Шпигельман, инж. Л.Конторович, Д.Кравцов, при участии арх. В.Бурого и В.Бабенко. Этот макет с другого ракурса был уже здесь.
Для выявления лучшего архитектурно-планировочного
и объемно-пространственного решения
дальнейшей реконструкции и развития
центра Минска Госстроем СССР совместно
с Госстроем БССР, Минским горисполкомом
и Союзом архитекторов республики был
проведен Всесоюзный конкурс, в котором
приняли участие авторские коллективы
Минскпроекта, Белгоспроекта, Института
градостроительства (Москва) и Московского
архитектурного института. Жюри присудило
первую премию Минскпроекту, а вторую
— Белгоспроекту.
Несмотря на известное разнообразие архитектурно-планировочных
решений во всех проектах выявился ряд
тождественных принципов дальнейшей реконструкции
и развития центра города, подтверждающих
и вместе с тем развивающих основные положения
генплана города. Принципы эти следующие:
целесообразность развития центра вдоль
водно-зеленого диаметра города, что позволит
придать центру Минска только ему присущее
архитектурное решение; четкое зонирование
территории центра по функциональным
признакам; максимальное использование
территории центра для размещения комплексов
общественного назначения с развитой
номенклатурой учреждений для строительства
будущих лет, в связи с чем жилищное строительство
ограничивается и резервируются территории
для перспективной общественной застройки;
сохранение доминирующего архитектурного
значения ансамбля Центральной площади
в застройке центра; развитие намечаемых
генпланом мероприятий по организации
транспорта, главным обрезом за счет более
решительного вертикального зонирования
территории центра; создание обширных
пешеходных зон; органическая связанность
новой застройки с застройкой уже существующего
центра, осуществление застройки центра
по индивидуальным оригинальным проектам;
формирование нового выразительного силуэта
с главной доминантой на Центральной площади.
На основании результатов проведенного
конкурса Минскпроект составляет окончательный
вариант детальной планировки и застройки
центра города. Предстоит в сжатые сроки
разработать проекты ряда магистралей
и отдельных архитектурных ансамблей.
Особенно ответственна задача завершения
реконструкции района Центральной площади
и площади Свободы, где всеми проектами
предусматривается создание основного
высотного архитектурного акценте города.
Для выявления оптимального варианта
застройки этого центрального ансамбля
города жюри конкурса сочло целесообразным
провести отдельный Всесоюзный конкурс.
Еще не так давно понятие композиции общественного
центра означало, как правило, организацию
парадной магистрали и нанизанных не нее
площадей. Обычно эта парадная магистраль
являлась и главной транспортной артерией
города. Собственно, по такому принципу
формировался и центр послевоенного Минска.
За последние годы традиционные представления
об архитектурно-планировочной организации
общественных центров городок, особенно
крупных, существенно изменились.
В современных центрах, обширных и хорошо
озелененных, размещаются комплексы общественных
зданий различного функционального назначения,
изолированные от интенсивных, особенно
транзитных, потоков транспорта. Вместе
с тем они доступны для населения благодаря
внутренним пешеходным зонам. Но если
для небольших городов подобное понятие
центра почти исчерпывающе, то крупный
город такого типа, как Минск, помимо центрального
ядра, требует еще и развитой структуры
центра. Поэтому в центральном районе
предполагается создать ряд новых ансамблей
по направлению Парковой магистрали и
улицы Ленина с ее продолжением. Новые
ансамбли будут сочетаться с зелеными
массивами и водным пространством реки.
Начато формирование центров административных
районов. Так, например, уже зримо выступает
облик развитого центра Заводского района. (район ст.м Партизанская с универмагом
"Беларусь и гостиницей "Турист"
- D.)
Предусмотрен и ряд специализированных
центров. На продолжении Парковой магистрали
(на Совхозной улице в районе Дроздов)
возникнет комплекс высших учебных заведений,
а в районе
Озерища сформируется научный центр. Таким
образом, постепенно будет создана развитая
архитектурно-планировочная структура
общественного центра города, которая,
помимо решения задач обслуживания населения,
явится цементирующей основой композиции
всего плана города и в определяющей степени
будет влиять на его художественную выразительность.
Для большего удобства обслуживания центр
Минска следует расчленить на отдельные
функциональные зоны: административно-общественную,
культурно-просветительную, спортивную
и другие. Воплощение этого принципа уже
выявляется в том, что район площади Ленина
приобретает черты административно-делового
центра, район Центральной площади — культурно-просветительного,
район реконструируемой улицы Немига-Мясникова
— торгового центра.
Вместе с тем функциональное зонирование
должно оставаться в разумных пределах.
Так, например, если сохранить в чистом
виде зону административно-деловой части
центра Минска, то в вечернее время она,
по существу, будет мертвой: затемненные
окна административных зданий создадут
«провал» в значительной части центра
города. Поэтому целесообразно вкрапление
в район площади Ленина ряда магазинов,
кафе, ресторанов, которые оживляли бы
центр в вечернее время. Следует считать
правильным размещение здесь гостиницы
«Минск» с крупным рестораном. Очевидно,
при завершении реконструкции площади
необходимо предусмотреть еще несколько
обслуживающих учреждений. А вот учебным
заведениям, размещенным в районе площади
Ленина уже сейчас тесно, и нет никаких
перспектив для расширения. Поэтому использование
этих зданий для размещения административно-хозяйственных
учреждений с переводом институтов на
более благоприятные территории — задача
очень актуальная. В этой связи кстати
будет упомянуть о решении организовать
крупный медицинский институт с больницей
на тысячу мест в новом районе Петровщина.
Говоря о проблемах реконструкции и развития
общественного центра Минска,нельзя не
остановиться с особым вниманием на вопросах
транспорта. Опыт свидетельствует о том,
что наиболее радикальным и перспективным
решением транспортных проблем центра
города является вертикальное зонирование.
Суть его в том, что потоки транспорта
пропускаются в различных уровнях по отношению
к потокам пешеходов, причем в разрезе
эта система может быть многоярусной.
В зарубежной практике, например в новом
деловом центре Парижа, уже осуществлены
такие опыты, когда на различных уровнях
пропускается местное транспортное движение,
междугородные автомобильные потоки,
железные дороги, метро.
Вариант "Белгоспроекта" (вторая премия). Арх. Г.Блудов, Ю.Глинка, Я.Линевич, инж. Л.Кавчинский, О.Носов-Беляков при участии арх. Н.Гордиенко, Б.Кудреватых, М.Трегубовича, П.Лагуновской, В.Каширина и П.Проколея.
Очевидно, при дальнейшей реконструкции
центра Минска правильней пропустить
транспорт под площадями и улицами, предоставив
пешеходу поверхность под солнцем. Конечно,
такое решение требует больших материальных
средств и сегодня трудно осуществимо.
Однако задача состоит в том, чтобы не
затруднять его завтра. Для этого нам следует
пересмотреть традиционное отношение
к инженерному оборудованию центральных
городских магистралей и при проектировании
новых улиц городского значения не забивать
их подземные пространства инженерными
коммуникациями, так как это значительно
усложнит осуществление прогрессивных
идей зонирования территории центра.
В комплексной схеме развития городского
транспорта Минска уже содержится ряд
предложений по пропуску транспорта в
пределах центральной части Минска под
землей. Так, например, предусмотрен пропуск
транспорта в тоннелях по направлению
улицы Ленина и Парковой магистрали на
отрезке от улицы Ульяновской до площади
Свободы, пропуск в тоннеле транспорта
на продолжении улицы Свердлова под площадью
Ленина и т.д. Эти предложения в конкурсных
проектах центра Минска значительно обогащены
новыми творческими идеями, которые следует
со всей тщательностью использовать при
окончательном составлении проекта. На
ближайший период главной задачей является
создание восточного и западного дублеров
Ленинского проспекта. Эта работа уже
начата, но пока ведется недостаточно
интенсивно. В связи с тем, что в нашей
стране в ближайшие годы заметно увеличится
выпуск автомобилей для личного пользования,
возникает вопрос о допустимых пределах
насыщения городов автотранспортом. Дело
в том, что на известном этапе увеличение
количества автомобилей в городе уже не
помогает передвижению, а становится его
тормозом. В этом заключается парадокс
вопроса. Решение же его в том, что наряду
с ростом индивидуального автотранспорта
нужно всемерно развивать скоростные
виды коммунального и прежде всего принять
все меры для сооружения в Минске метрополитена.
Не менее важной проблемой является органиазация
крупных автостоянок у общественных зданий
в центральной зоне города, а также хранение
и обслуживание автомобилей. Этим вопросам
мы уделяем недостаточное внимание, что
сопряжено в будущем с крупными капиталовложениями.
Поэтому при составлении окончательного
проекта планировки и застройки центра
Минска организации хранения и стоянок
транспорта должно быть уделено особое
внимание.
Об эстетических достоинствах послевоенного
центра Минска и, главным образом, его
ансамблевых качествах говорилось и писалось
немало. За последние годы сооружен ряд
зданий по индивидуальным проектам, таких,
как горисполком, Дворец спорта, Дворец
камвольного комбината, плавательный
комплекс, кинотеатры «Партизан», «Пионер»
и другие. Значительное их влияние на формирование
современного облика города очевидно.
Все это хорошо, однако нас не может не
беспокоить появление шаблона в решении
ряда объектов. Так, например, высотные
здания у нас, как правило, решаются в виде
«коробочки», поставленной плашмя или
вертикально с тупым завершением. Выразительности
силуэта, пластике зданий не всегда уделяется
должное внимание.
Заметно и однообразие архитектуры фасадов
многих общественных зданий, решенных
безотносительно к их функциональному
назначению либо в виде тельняшки», когда
остекленные полосы чередуются с полосами
панелей, либо в виде однотипных вертикальных
членений. Мало чем, например, отличается
архитектура здания проектных учреждений
на площади Свободы от архитектуры промышленных
зданий по улицам Куйбышева или Варвашени.
До сих пор не изжита еще окончательно
та стекломания, когда без всякого здравого
смысла создаются большие остекленные
пространства, вызывающие летом перегрев,
а зимой простуду.
Вместе с тем справедливости ради следует
заметить, что до последнего времени у
архитекторов очень ограничена палитра
отделочных строительных материалов.
Они лишены возможности широко использовать
монолитные железобетонные конструкции,
которые допускают любую пластику фасада,
зависящую только от опалубки. Совершенно
ясно, что монолитный железобетон, часто
используемый в зарубежной практике, должен,
наконец, и в градостроительстве Минска
получить полные права гражданства. Министерству
промышленного строительства, Госстрою
следует уделить значительно больше внимания
вопросам экспериментального проектирования
зданий из монолитного железобетона.
Следующим важнейшим требованием являются
ансамблевые качества застройки. Здесь
мы обязаны в полной мере использовать
богатый отечественный градостроительный
опыт. Для того, чтобы отечественные здания
создавали цельный архитектурный ансамбль,
непременным условием является обязательная
разработка единого проекта застройки
всего ансамбля и единое творческое руководство
им. Кроме того, строительство должно быть
разделено на отдельные этапы, сравнительно
короткие по времени.