Реновация промышленных территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:00, реферат

Описание работы

В структуре развивающегося современного города в последние годы проблема реновации промышленных территорий является особенно актуальной. Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.
Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.

Файлы: 1 файл

Реновация промышленных территорий и объектов.docx

— 664.67 Кб (Скачать файл)
  1. archi.ru
  2. Павел Никифоров. «Норман Фостер отстоял тополя Новой Голландии»
  3. Официальный сайт мастерской Foster & Partners

 

Музей воды

Один из удачных на мой взгляд объектов реконструкции промышленного  объекта, выполненного нашими архитекторами  — музей воды на территории предприятия «Водоканал» [Прил. 7].

Реконструкция здания водонапорной башни  — это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот проект — эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века. Основная задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к  новым функциям внутренних пространств  башни. Сохранение целостности интерьеров — красивых залов с арочными перекрытиями.

«А вот способ, которым  мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной  стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма  — форма осмысленная. Архитектурная  сущность любой башни — стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое  от глаз зрителя. Кирпичное здание как  бы дублируется, утрачивая при этом свою материальность» — говорит Евгений Подгорнов, руководитель мастерской «Интерколумниум».

Красно-кирпичный восьмигранник  водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским  в 1860—1863 годах, связан с водой лишь функционально: монолитный объем отрицает всякую текучесть. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, удалось решить не только вопросы  содержательные — размещение в Башне  музея «Мир воды», но и образные. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос  лифта и лестницы в отдельную  пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале можно прочесть образ  воды. Вместе с башней была удачно преобразована  и территория вокруг музея. Разбит сквер, устроен фонтан, поставлены скульптуры.

  1. Проект Классика

 

Галерея Якута

В качестве же отрицательного примера, не законченного или не удавшегося, можно привести московский проект Галерея Якута [Прил. 8]. Попытка сделать художественную галерею в здании газгольдера газовой фабрики Арма, на манер Австрийского проекта, как мне кажется, не была реализована. Создание гламурного клуба и галереи отразилось только на внутреннем облике здания, и то не удачно. Монотонно перекрытое балками и плитами внутренне пространство не является удачным примером решения непростой проблемы.

Галерея — это только 1-я попытка  преобразовать территорию фабрики  в бизнес-парк, планируется устройство офисов, торговли. Хотелось бы, чтобы  дальнейшее проектирование сложилось  более удачно. В качестве примера  можно привести дипломный проект выпускников МАРХИ 1998 года (авторы О. Дихтенко, Е. Винтова).

  1. www.maps-moscow.com
  2. Галерея Якута

 

Золотой остров

Теперь обратимся к еще пока не осуществленным проектам, посмотрим  что ожидает нас в ближайшем  будущем.

В Москве во всю идет обсуждение проекта «Золотого острова» [Прил. 9].

Программа «Золотой Остров» охватывает территорию острова напротив Кремля от Большого Москворецкого моста  до памятника Петру Великому на Стрелке  острова и впервые создает  условия для комплексного освоения территории исторического центра площадью более 40 гектар. Нас же интересует часть  острова, занимаемая сейчас фабрикой «Красный Октябрь» — западная оконечность  острова.

Корпуса фабрики, являющиеся памятниками  промышленной архитектуры, после ее вывода планируется реконструировать. Учитывая высоту помещений и архитектуру  зданий, здесь предполагается размещение различных общественных функций  и индивидуальных «лофтов» — мест проживания и работы художников, скульпторов  и представителей других творческих профессий.

На месте сносимых сооружений фабрики, не представляющих архитектурной ценности, планируется возведение элитного жилого комплекса. На западной части Стрелки  Острова в месте, окруженном с  трех сторон водой и удаленном  от городских магистралей, расположится гостиница, кафе и рестораны.

Эта территория, в силу своего географического  местоположения сама по себе является весьма привлекательной рекреационной  и прогулочной зоной. Все набережные на этом участке превращаются в озелененную  прогулочную зону, рассчитанную на свободное посещение москвичами и гостями столицы. Западная часть  Стрелки будет соединена пешеходными  мостиками с площадкой памятника  Петру I и Парком искусств.

Удачно в этом месте решена и  проблема парковок. Двухэтажная подземная  автостоянка площадью около 50 тысяч  кв.м. расположится под дном гидротехнического  сооружения Водоотводного канала между  памятником Петру I и Малым Каменным мостом. Подземное пространство автостоянки  соединится с подземной частью комплекса  «Мегаполис Центра» на Стрелке Острова.

  1. www.krt.ru
  2. www.maps-moscow.com
  3. www.mniip.ru

 

Красный пролетарий

Ну и напоследок рассмотрим не осуществленный проект, архитектурно-планировочная  концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий», предложенная известным московским архитектором Сергеем Скуратовым [Прил. 10].

В планировочной структуре проектируемой  территории основным видится взаимопроникновение  двух градостроительных направлений: «белого» и «красного». Их взаимодействие, основанное на цветовом решении красно-кирпичной  и белокаменной архитектуры монастыря, становится главной стилеобразующей  темой нового квартала. При этом красный цвет — это монастырская и красно-кирпичная промышленная застройка. Белый цвет декоративной отделки памятников классической московской архитектуры и основной цвет новой, легкой и динамичной архитектуры 20 века. Такое образное решение позволяет  одновременно сохранить «гений места» и реабилитировать его под  новую жизнь и новые функции.

Вся территория квартала делится по принципу «частное — общественное»  на две категории пространств. Первая категория пространств — пешеходные бульвары, совмещенные с транспортным подъездом к домам. Десять дворовых пространств, приподнятых над землей на 4 метра, объединяют все жилые  дома. В каждой группе разное количество домов, разная конфигурация в плане  и разное функциональное насыщение. В центральной зоне всех дворовых пространств высаживаются крупномерные деревья. Периметр дворов имеет разную геометрию и разное решение.

Под пешеходно-транспортными зонами-бульварами организованы подземные автостоянки  с автомойками, машиноместами для  жильцов из расчета две машины на одну квартиру, гостевые машиноместа  и места для сотрудников. На перекрестке  двух пешеходных зон организованна  европейская по масштабу площадь  с расположенным на ней зданием  гостиницы и торгово-развлекательным  центром для жителей района.

В сохраняемом и реконструированном здании завода вдоль Малого Калужского переулка предлагается разместить выставочно-просветительский центр с художественными галереями, школой искусств и арт-салонами.

Особенность получившегося квартала — отсутствие забора и «проницаемость»  — возможность пересечь его вдоль  и поперек, за которую последние  годы борются согласующие инстанции  и о которой мечтают, вспоминая  о прошлом, москвичи. Можно сказать, что в концепции Сергея Скуратова  удачно предложен вариант создания открытого города через вертикальное разделение общественного и частного пространства.

  1. Юлия Тарабарина. «Стояние при Донском»
  2. ААН: Сергей Скуратов                          
  3. Официальный сайт мастерской

 

Заключение

Таким образом, на примерах из отечественной  и зарубежной практик архитектурного проектирования и градостроительства мы рассмотрели различные варианты и методики внедрения новой архитектуры  в существующую историческую промышленную застройку. Различных подходов довольно много, и многие их них удачны и  оправданы.

Политика реновации промышленных территорий в особенности актуальна  для нашего города [для Санкт-Петербурга — прим. ред.]. Петербург может утратить уникальные памятники промышленной архитектуры, если городская власть не примет решающих мер по их восстановлению. Многие здания фабрик и заводов, построенные в прошлых веках, сегодня пребывают в крайне запущенном состоянии, оставаясь при этом памятниками архитектуры.

Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств  сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает  большие надежды на арендаторов  и владельцев исторических зданий. Политика создания чего-то нового, переосмысления промышленных зданий, приведет к притоку  средств, инвесторов, сделает возможным  воссоздание и поддержание памятников.

Комплексы заводов и фабрик, построенные  в Санкт-Петербурге в XVIII — начале XX веков, изначально проектировались  как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура  которых по силе своей выразительности  и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры.

Опыт зарубежных мастерских, а так  же удавшиеся проекты наших архитекторов, очень важен. Заброшенных промышленных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. В нашем городе новая архитектура  — всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как  радикальный жест. Поэтому, чтобы  воплотиться, он должен быть глубоко  осмыслен и мотивирован.

 


Информация о работе Реновация промышленных территорий и объектов