Шехтель - отец модерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

В моей работе мне хотелось бы познакомить читателя с жизнью и творчеством одного из самых выдающихся архитекторов конца XIX начала XX веков. Его имя Федор Осипович Шехтель. Шехтель был первоклассным зодчим, сценографистом, художником книги и графики, мастером прикладного искусства, педагогом, общественным деятелем, человеком, воспитавшем в себе лучшие качества русской интеллигенции.
За всю свою жизнь он вложил неоценимый вклад в развитие как мировой, так и русской архитектуры. Сознательная жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой, где по его проектам было возведено более пятидесяти зданий, многие из которых представляют памятники архитектуры.

Файлы: 1 файл

shextel.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Тема волны очень  ярко выражена в убранстве парадной лестницы и столовой. Текучие формы парапета парадной лестницы особняка из искусственного серого мрамора напоминают одновременно волны застывшей лавы и тело диковинного зверя. Убранство столовой поражает вакханалией кривых линий. Особенно это заметно на убранстве камина, рельеф которого представлен множеством бурных и выразительных линий.

Витражи, решетки, широкое использование  изобразительного искусства, размеры  покойных по пропорциям комнат – все  направлено к тому, чтобы оторвать интерьер от обыденности. Благоустроенность  и комфорт особняка Рябушинского, свойственные модерны вообще, - явление принципиально иного порядка. В интерьерах особняка Рябушинского определеннее,  чем на фасадах, сказывается стремление к созданию обстановки, не похожей ни на что существовавшее ранее.

Говоря о зрелом творчестве зодчего, нельзя не рассказать одном из особняков, построенных Шехтелем для себя. Этот особняк находится на Большой Садовой улице, дом 4, в близи площади Маяковского.

Торжественный фасад, украшенный портиком из четырёх колонн обнаруживает некоторое сходство с особняками начала XIX века, но он сравнительно молод, особняк построен почти сто лет спустя после постройки тех зданий, которые послужили его прототипом.  Это здание очень оригинально во многих планах. Никогда Шехтель не достигал такой прозрачности во взаимодействии плана и объемов, как в особняке на Большой Садовой, никогда так естественно и гармонично малейшие нюансы планировки не находили отражения в композиции фасада. Пространственным ядром здания является двухсветный холл, выходящий на уличный фасад гигантским окном. Каждой детали здания придается особенная значительность. Особняк на первый взгляд может показаться простым, но если к нему присмотреться, то для зрителя откроется удивительная элегантность и изысканность постройки. В этом и состоит оригинальность этого здания.

Творческая энергия и неповторимый талант Шехтеля продолжали развиваться. Каждое его новое творение представляло собой новые неповторимые замыслы, новые идеи. Композиция особняка Дерожинской  была построена на классических для древнерусской архитектуры соотношениях квадрата  и диагонали.

Однако квадрат здесь – внутренняя форма, угадываемая за второстепенными  членениями. Господствует же менее  спокойная форма прямоугольника. Ряды соотношений, ритмика форм, сложно преобразующихся одна в другую, скользящи, динамичны. Формы здания крупны и могучи. В «скульптурности» этих форм, их своеобразной патетике и пластичности есть нечто родственное экспрессионизму.

Столь же экспрессивны и въездные ворота. В обобщенности их форм –  круглых, текучих, массивных – угадывается восхищение новым материалом – бетоном. Героическая тема продолжается и в ограде – мощной горизонтали глухого парапета, равного по высоте человеческому росту, наряженном стремительном движении прутьев прозрачной решетки. Ее четкому узору чужды внутренняя гармония и законченность. Повторяющиеся ритмичные линии образуют незавершенное, постоянно возобновляемое движение. Все здание несомненно является очередным шехтелевским шедевром.

На примере многих построек Шехтеля  в Москве мы убедились, что это был необыкновенно талантливый человек. Однако необходимо заметить, что он работал не только в Москве. Среди построек, выполненных не в столице наибольший интерес представляют такие здания, как церковь в Балакове Самарской губернии, загородный дом Патрикеева в Химках, дача И.В. Морозова в Петровском парке, загородный дом Фон Дервиза в Кирицах Рязанской губернии.

Но во всех постройках Шехтеля мы видим воплощение уникальных идей, уникального стиля, неповторимого  таланта.

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                     5.Заключение.

Итак, мы видим, сколь велика роль Федора Осиповича  Шехтеля как в архитектуре  Москвы, так и в истории архитектуры  в целом. Особый стиль, воплотившийся во всех творениях зодчего, стал одним из самых лучших в архитектуре модерна.

Много было сказано о жизни Шехтеля,  из чего понятно, что он действительно  был талантливым человеком, проявившем себя во многих видах искусства, и  его талант безграничен. Плоды его творчества поистине великолепны и заставляют восхищаться любого человека и по сей день. Он был очень значимым общественным деятелем.

  Федор Осипович Шехтель жил и творил в очень напряженное историческое время. В 1905 году произошла первая русская революция, 1914 – первая мировая война, 1917 – октябрьская революция. Все эти события не могли не отразится на жизни и творчестве зодчего. Он при жизни застал годы становления советской власти, при которой роль искусства, в том числе и архитектуры, кардинально поменялась. Это нанесло неизгладимый отпечаток в его творчестве. Однако Шехтель как настоящий архитектор не переставал совершенствоваться, его стиль с каждым новым сооружением становился всё более уникальным.

Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество – одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием модерн.

Шехтель вошел в историю  отечественного искусства как крупнейший мастер рубежа XIX – XX веков, один из создателей национального варианта модерна, характерный и яркий председатель русской архитектуры школы конца прошлого – начала текущего столетия.

Умер Шехтель 26 июня 1926 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Е.И. Кириченко «Федор Шехтель». Москва. Издательство «Стройиздат». 1973 год.

 

  1. А.С. Логинова «Искусство русского модерна». Москва. Издательство «Советский Художник». 1989 год.

      

    3.  Е.И. Кириченко «Большая садовая, д. 4». Издательство «Правда» 1984 год.

 

 

 

 

 

 

        

 

         

 

 

 

         

 

 

 




Информация о работе Шехтель - отец модерна