Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:06, контрольная работа
В контрольной работе рассматривается история создания Летнего сада, появления в нем коллекции скульптур, других достопримечательностей. Воспетый в стихах и прозе очаровательный уголок «северной столицы», по сей день является одним из любимых мест жителей Санкт – Петербурга и его гостей.
Это - один из наиболее ранних историко-художественных памятников города. Здесь все овеяно историей – сооружения, фонтаны, скульптурные композиции. Прикосновение к прекрасному заставляет восторгаться и размышлять о том, что истинная красота не знает границ времени.
Введение………………………………………………………………………….3
1. История создания Летнего сада……………………………………………….4
2. Достопримечательности Летнего сада………………………………………9
3. Скульптура Летнего сада…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………20
Оглавление
Введение
Санкт – Петербург – это город, который выделяется среди всех европейских городов огромным количеством достопримечательностей, историческими, художественными сооружениями. Город сравнительно молод, но то, что создано в нем за триста с лишним лет со дня основания, в других городах мира сооружалось многими веками.
Став по замыслу Петра Великого центром политической жизни России, Санкт – Петербург преисполнился для каждого россиянина воспоминаниями о свершениях, славных событиях, победах. Символы города – Летний сад, Зимний дворец, Русский музей, Петропавловская крепость и многие другие – это не просто «визитная карточка» Санкт – Петербурга, но еще и страницы его великой и славной истории.
В контрольной работе рассматривается история создания Летнего сада, появления в нем коллекции скульптур, других достопримечательностей. Воспетый в стихах и прозе очаровательный уголок «северной столицы», по сей день является одним из любимых мест жителей Санкт – Петербурга и его гостей.
Это - один из наиболее ранних историко-художественных памятников города. Здесь все овеяно историей – сооружения, фонтаны, скульптурные композиции. Прикосновение к прекрасному заставляет восторгаться и размышлять о том, что истинная красота не знает границ времени.
Летний сад - одно из самых любимых исторических мест в Санкт-Петербурге.
История его создания тесно связана с началом строительства северной столицы России. Почти ровесник города, сад был заложен в 1704 году, то есть через год после основания Петербурга.
Его можно рассматривать как уникальный парковый ансамбль, памятник садово - паркового искусства первой трети XVIII века.
Известно, что Петр I сам выбрал на левом берегу Невы место для сада, сам был автором его первого плана, в разработке и осуществлении которого приняли участие архитекторы И. Матвеев, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.- Б. Леблон, М. Земцов, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, а также многие оставшиеся неизвестными талантливые русские мастера и строители.
Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, для его постройки была выделена часть острова Усадица: для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом»1. В это время эта часть острова выполняла транспортную функцию (была утрачена с прокладкой Большой Першпективной дороги).
Изучение специальной литературы дает возможность говорить о том, что первоначальные работы (I этап строительства (1704 - 1710) проводились под руководством царя:
- создание границ сада;
- первоначальная планировка;
- осушение территорий, создание твёрдой почвы., сооружение мелиоративного канала;
- посадка деревьев;
- сооружение первых фонтанов;
- подготовка мест для первых государевых построек.
Своим названием сад обязан тому, что он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Именно поэтому и назвали его Летним садом.
Сад создавался в регулярном стиле, весьма значимом для Петра (идея регулярности была для императора главной практически во всем). Сад отличали геометрическая планировка, подстриженные кустарники и деревья, обилие водоемов, фонтанов, садовых сооружений и мраморной декоративной скульптуры. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форме куба, шара или пирамиды. На аллеях в летнее время из оранжерей выставлялись редкие тропические растения. В специальных клетках и вольерах содержали большое количество певчих птиц и экзотических животных.
На II этапе строительства (1710 - 1716) сад был поделен на 1- й и 2 – й Летний сады.
В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд2.
На территории 2-го Летнего сада архитектором М.Г. Земцовым был устроен Лабиринт, то есть сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. В этом лабиринте разместили более трёх десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада3.
Следует отметить, что с момента своего существования Летний сад играл заметную роль в общественной жизни города. В XVIII веке здесь устраивались празднества (ассамблеи) и иллюминации по случаю побед России в Северной войне, проводились приемы иностранных послов.
О начале очередного праздника жители города узнавали по пушечным выстрелам с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. На Дамской площадке сада традиционно устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином.
С середины XVIII века Летний сад становится местом прогулок избранной достопочтенной публики.
Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни» в Петербурге. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. С 10 мая 1755 года Елизавета приняла решение впускать публику по четвергам. С 16 июня сад возобновил работу и по воскресеньям, а с 24 мая 1756 года публику чином ниже 2 класса вновь стали впускать только в отсутствие императрицы в Петербурге4. Если говорить об этапах строительства Летнего сада, то это был уже V этап.
При императрице Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года Летний сад, например, стал местом для прогулок воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Таким образом, с середины XVIII в. сад использовался для аристократических прогулок и даже верховой езды.
В XIX веке Летний сад перешел в ведение городской управы. В это время он стал любимым местом прогулок и встреч выдающихся русских писателей, музыкантов и общественных деятелей. На его аллеях бывал «весь цвет» отечественной литературы XIX века - В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Гончаров, И. А. Крылов, В. Г. Короленко, Т.Г. Шевченко и многие другие.
Очевидно, что это место вдохновляло, питало души благородными помыслами. Довольно сложно перечислить всех деятелей русской культуры, поэтов, художников, композиторов, в творчестве которых нашел отражение образ Летнего сада, с его прямыми аллеями, мраморными статуями, белеющими в тени деревьев.
Летний сад порождал новые формы досуга для горожан.
Интересно отметить, что в 1830-е годы появилась традиция - устраивать в Летнем саде смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века5.
В XX веке начался новый, достаточно непростой этап в жизни Летнего сада, что связано с революциями, войнами и другими драматическими событиями истории страны.
В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея Санкт – Петербурга.
В настоящее время Летний сад занимает площадь 11,7 гектара, он является любимым местом для петербуржцев и гостей города, которое славится своими достопримечательностями.
2. Достопримечательности Летнего сада
Общеизвестно,
что Летний сад располагает целой
коллекцией разнообразных достопримечатель
Прежде всего, это – первые в России фонтаны. Их начали создавать в 1706 году по проекту архитектора И.М. Матвеева (Угрюмова).
Всего на территории Летнего сада находилось более пятидесяти фонтанов. Первоначально водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и начали именовать Фонтанкой6.
В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот, специальный садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган приводили в действие струи фонтанов7.
В 1718 - 1725 гг. был сооружен Лиговский канал из речки Лиги, вытекавшей из Дудергофских озёр. Вода шла по каналу в специальные бассейны, находившиеся на Бассейной улице (ныне - улица Некрасова). Оттуда по трубам она подавалась к водовзводным башням, обеспечивающим фонтаны Летнего сада водой8.
21 сентября 1777 года
наводнением Летнему саду был
нанесён значительный ущерб.
Еще одна достопримечательность - Летний дворец Петра I, построенный в 1710 - 1714 годах в Летнем саду на берегу Фонтанки по проекту Доменико Трезини. Это единственное архитектурное сооружение, сохранившееся в Летнем саде с начала XVIII века.
Летний дворец Петра I был построен по типу образцового дома для именитых в стиле петровского барокко. Фасады дворца украшены фризом, рустами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими победу России в Северной войне (скульптор А. Шлютер). Сохранились анфиладное расположение комнат на обоих этажах и богатая внутренняя отделка. В настоящее время во дворце размещен историко-бытовой мемориальный музей10.
Известно, что дворец был разделен между мужем и женой: Петр занимал первый этаж, а Екатерина - второй. При входе в каждый зал висит табличка, на которой указано его назначение в петровскую эпоху.
На втором этаже находились покои Екатерины I. Убранство их значительно наряднее, богаче, изысканнее, чем комнат первого этажа. Окружая свою вторую жену поистине царской роскошью, Петр, возможно, старался заставить окружающих забыть о её незнатном происхождении…
Большой интерес представляют Кофейный и Чайный домики.
К югу от Летнего дворца расположен Чайный домик. Этот павильон был построен в 1827 г. В 1981 г. он пострадал от пожара, а затем, после реставрации, стал использоваться как выставочный зал. Расположенный неподалеку от него Кофейный домик был возведен Карло Росси на месте старого грота петровской эпохи. В настоящее время в этом здании разместились сувенирный магазин и кафе.
В 1839 году в Летнем саде была установлена ваза из розового порфира. Ее высота - 5 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XIV российскому императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, именно поэтому её назвали вазой из эльфдальского порфира11.
Весьма знаменита решетка Летнего сада. Она создавалась в 1771–1784 годах архитекторами Ю. М. Фельтеном, П. Е. Егоровым. Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила в 1827 году после установки Л. Шарлеманем веерообразных кованых завершений. Это - одна из красивейших и тонких по рисунку и гармоничности оград в мире, можно сказать, шедевр классицизма. Сооружение ограды связано со строительством гранитных набережных Невы, для чего у Летнего сада потребовалось создать искусственную береговую насыпь шириной около 50 метров (до этого Летний сад выходил к самой кромке берега). Железная кованая ограда опирается на гранитные столбы-колонны, увенчанные вазами и урнами. В 50-х гг. прошлого века при реставрации решетки часть утраченных деталей заменена алюминиевыми12.
На одной из площадок Летнего сада, неподалеку от главной аллеи, в окружении густой зелени стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову. Это первый монумент, посвященный литератору в России.
Первоначально планировалось установить монумент на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии Наук, однако, впоследствии избрали Летний сад. В 1848 году был проведён конкурс, в котором участвовали скульпторы А. И. Теребенёв, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Победителем конкурса стал проект, представленный Петром Карловичем Клодтом. Моделировка, формовка и отливка выполнены в течение 1851 - 1853 годов, в 1854 году начались работы по установке памятника13.
Памятник был открыт 12 мая 1855 года. Автор памятника скульптор Петр Карлович Клодт изобразил баснописца глубоко задумавшимся над раскрытой книгой. На пьедестале установлена реалистично исполненная скульптура: Крылов сидит в просторном пальто на камне и держит в руках раскрытую книгу. На постаменте из темно-серого гранита П. Клодт по рисункам художника А. Агина создал барельефы, показывающие популярных героев басен И.А.Крылова. Интересно отметить, что памятник построен не «от казны», а на добровольные пожертвования.