Скульптура Летнего сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассматривается история создания Летнего сада, появления в нем коллекции скульптур, других достопримечательностей. Воспетый в стихах и прозе очаровательный уголок «северной столицы», по сей день является одним из любимых мест жителей Санкт – Петербурга и его гостей.
Это - один из наиболее ранних историко-художественных памятников города. Здесь все овеяно историей – сооружения, фонтаны, скульптурные композиции. Прикосновение к прекрасному заставляет восторгаться и размышлять о том, что истинная красота не знает границ времени.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. История создания Летнего сада……………………………………………….4
2. Достопримечательности Летнего сада………………………………………9
3. Скульптура Летнего сада…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

Летний сад и его скульптуры.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что перечисленные выше, а также другие достопримечательности создают неповторимый колорит и очарование Летнего сада, до сих пор привлекают внимание посетителей. Однако, есть коллекция достопримечательностей, о которой еще не упоминалось, но которая имеет огромное значение. Речь идет о коллекции скульптур.

 

 

 

 

3. Скульптура Летнего сада

 

Основная часть  коллекции - мраморные скульптуры итальянских  мастеров конца XVII - начала XVIII вв.

 По замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы:

  • природа мироздания;
  • коллизии из «Метаморфоз» Овидия;
  • идеальная модель Земного мира;
  • реальное   воплощение идеальной модели Земного мира14.

По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить  на три большие группы:

  • историческая тематика;
  • аллегорическая тематика;
  • мифологическая тематика.

Среди них имеются отдельные небольшие серии, которые связывает   единство содержания: например, серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т. п. Большой интерес представляют скульптурные портреты исторических деятелей - Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии -Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха и др.

Для осуществления  плана приобретения скульптурных композиций и отдельных статуй в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Юрий Кологривов и граф Савва Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году - их было уже более двухсот15.  Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

Большинство статуй для Летнего сада приобретали  в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли. А. Тальяпьетра и других. По специальному заказу Петра I в 1722 году венецианский скульптор П. Баратта изготовил скульптурную группу «Мир и Изобилие». Группа символизирует победу России над Швецией в Северной войне (1700 - 1721 гг.) и является аллегорическим изображением   Ништадтского мира.

В коллекции  представлены следующие работы итальянских скульпторов Пьетро Баратта (P.Baratta) (1659 -1729): статуи «Милосердие», «Правосудие», «Слава», «Мир и победа» (Ништадский мир) (1722), бюсты «Вакх», «Камилла», «Юноша», «Женщина в диадеме», «Александр Македонский», «Апполон» (1717), «Молодая женщина (Римлянка)»; Джованни Бонацца (G.Banazza) (1654—1736): статуи «Полдень» (1717), «Ночь»(1717), «Закат» (1717); Джованни Зорзони: статуи «Аллегория красоты» (около 1719), «Сивилла Ливийская» (1717), «Сивилла Европейская» (1717), «Сивилла Дельфийская» (1719); Альвизе Тальяпьетра (A. Tagliapietra) (1670 - 1747): статуя «Беллона» (около 1718); М. Гропелли: статуи «Искренность», «Истина», «Нимфа воздуха» (около 1719), «Талия» (около 1719), «Терпсихора» (около 1722); Антонио Коррадини (A. Corradini) (1668 -1752): статуя «Нереида» (около 1717); Антонио Тарсия: статуи «Рок» (около 1716), «Юность» (около 1722), «Немезида» (1716); Ф. Кабианка: статуи «Вертумн» (1717), «Сатурн» (1716), «Помона» (1717), бюсты «Траян», «Тиберий» (1717), «Нерон»; О. Маринали: бюст «Марс» (1717); фламандского скульптора Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661 -1709): статуи «Минерва» (1690-е), «Нимфа Летнего сада» (1690), «Церера» (1690-е), а также ряд работ неизвестных итальянских скульпторов начала XVIII и середины XIX века16.

Представляется, что многие статуи несут в себе глубокий эпохальный смысл. Так, например, не вызывает сомнений, что   статуя  «Навигация»  была  заказана  для русского  царя Петра Великого.  На  развернутом листе карты,  которую держит   в   руках «Навигация», изображен Скандинавский полуостров  с  названиями  стран,  а  на месте Петербурга рельефно выделен солнечный диск в виде лица.

Соответственно,   статуя  «Архитектура»  олицетворяет бурное строительство  в  стране  новых   городов, каналов, предприятий   и портов.

 Скульптурная группа «Ништадтский  мир» - одна из самых ярких композиций Летнего сада.    Своим мягким  живописным  силуэтом  белоснежная  мраморная  скульптура   гармонично  вписывается в ландшафт сада. Композиционным    центром группы  является  величаво  сидящая Аллегорическая  женская  фигура  с  рогом  изобилия  и  опрокинутым  горящим факелом, очевидно, что это -  олицетворение  России.  У ее  ног -  щит,  пушка и барабан, что свидетельствует о постоянной бдительности.

Другая  аллегорическая  женская  фигура  расположена  чуть  выше,  справа, своими широко раскрытыми крыльями она как бы  оберегает сидящую фигуру. Это - Ника, богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке у нее -  пальмовая ветвь - символ мира, а ногой она попирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию.

Совершенство  композиции и   пластического  решения, глубина  проникновения  в  эмоциональную   сущность   аллегорических образов делают скульптурную группу «Ништадтский мир» одним из  лучших образцов садово-парковой скульптуры XVIII века.

Разумеется, в  рамках небольшой работы невозможно даже кратко описать множество скульптур Летнего сада. Можно только выразить неподдельное восхищение их красотой и гармоничностью. На протяжении ряда веков они  вызывают у  посетителей сада самые светлые чувства.

 Известно, что во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном - склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада многократно падали бомбы и снаряды. После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен и открыт для горожан17.

К сожалению, в 70 – е годы прошлого века вандалы  разрушили большое количество скульптур, бюстов из коллекции Летнего сада. Это привело к тому, что с 1984 года оригиналы стали постепенно заменять копиями.

 Современная  коллекция оригиналов мраморной скульптуры Летнего сада - это 92 единицы хранения (38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 герма), которые после капитальной реставрации, в основном, хранятся в залах Инженерного (Михайловского) замка (90 единиц хранения). Оригинал Пьетро Баратта «Мир и победа» (Ништадский мир) (1722) после полной реставрации находится на своем историческом месте в Летнем саду между Летним дворцом Петра I и рекой Невой. Герма «Вакх» не была отреставрирована и   находится в павильоне «Голубятня» боскета «Птичий двор» Летнего сада18.

  Скульптуры  постоянно находились под открытым небом, подвергались   актам вандализма, шел процесс естественного старения и разрушения каррарского мрамора. Учитывая все это, в 1986 году Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета Депутатов трудящихся принял Постановление «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада». За десять лет с 1986 по 1996 годы было изготовлено 25 копий скульптурных бюстов. В 1996 по 2003 годы - ещё 3 копии статуй. Таким образом, до 2004 года было изготовлено в общей сложности 28 копий из материала, который назывался «портландцемент». В 2003 году копирование было приостановлено. С 2004 года коллекция мраморной скульптуры Летнего сада юридически стала составной частью собрания Русского музея. С 2005 по 2009 годы Отделом реставрации экспонатов Русского музея было отреставрировано 24 скульптуры с пьедесталами, имевшие самые значительные разрушения19.

Следует отметить, что практически  каждая статуя имеет  свою историю реставрации. Приведем примеры.

Статуя «Юность» только в течение прошлого века семь раз подвергалась реставрации, хотя за свою трехвековую историю она почти не пострадала. Однако, в 2001 году во время урагана памятник оказался поврежден упавшим деревом, в результате чего предплечье левой руки и бубен вместе с пальцами правой руки были расколоты на 28 фрагментов разной величины. Капитальная реставрация была проведена в конце 2005 года. В 2006 году скульптура была установлена на своё историческое место в Летнем саду. В рамках проекта по реставрации и реконструкции Летнего сада (2009-2011 г.г.) статуя «Юность» была очищена от загрязнений, с неё была снята форма и сделана точная копия из натуральной мраморной крошки. Копия в 2011 году была установлена в Летнем саду, а оригинал размещен в одном из  залов Инженерного (Михайловского) замка20.

Статуя «Минерва», как и все скульптуры Летнего сада многократно реставрировалась. В частности, из   архивных документов известно, что  в течение XX века она побывала в реставрации 6 раз. Последнее серьёзное повреждение статуя получила в 2003 году, когда вандалы вырвали у скульптуры копье, повредив при этом пальцы левой руки, фрагмент плинта и др. После включения Летнего сада в структуру Русского музея в 2004 году статуя «Минервы» была первой статуей, поступившей на капитальную реставрацию. Работы проводились в течение всего 2005 года. После этого, учитывая общую деструкцию мрамора, было принято решение - не возвращать оригинал в Летний сад, а установить там копию. В 2009-2011 году точная копия из натуральной мраморной крошки была изготовлена с отреставрированного оригинала и установлена на историческом месте скульптуры в Летнем саду. Оригинал также хранится в музейных залах Инженерного (Михайловского) замка21.

Таким образом, реставрационные работы, снятие копий  помогают уберечь оригиналы от разрушения во времени, актов вандализма и т.д. и сохранить для будущих поколений  прекрасные исторические памятники.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Летний сад является одним из наиболее ранних историко-художественных памятников города. Образец садово-паркового искусства начала XVIII в. Начало его создания — 1704 г. Сад был заложен при летней резиденции Петра I по его первоначальному плану, над которым затем работали архитекторы И. М. Угрюмов, Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов, Ф. Б. Растрелли, садовые мастера Я. Роозен, И. Сурмин и др. В 1704–1730-х гг. приобрел вид регулярного парка с многочисленной скульптурой XVII — начала XVIII в., фонтанами, давшими название реке Фонтанке (разрушены в период наводнения 1777 г.).

Летний сад  – это не только чудесный исторический уголок Санкт – Петербурга, но еще и объект культурного наследия Российской Федерации .

Летний сад  – сад у берегов Невы в центре прекраснейшего из городов мира, это часть нашей русской истории, искусства, музей под открытым небом, по которому водят экскурсии. Это – романтическое место, где хороши прогулки влюбленных, назначаются свидания, звучат признания в любви…

Летний сад – название, знакомое с детства, символ России, такой же,  как  Пушкин, Бородино, Ясная Поляна, Волга …  

Сохранение  таких уголков в веках –  наше предназначение, долг перед будущими поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 1. Булах А.Г., Воеводский И.Э. Порфир, и мрамор, и гранит…СПб:  Питер. - 2007. – 290 с.

2. Гусаров А.  Ю., Краснов И.А. Фонтаны Петербурга  и пригородов. -  СПб: Питер. -  2009. – 356 с.

3. Мосты и  набережные Ленинграда /   сост. Степнов П.П.  - Л.: Лениздат.- 1991.  – 319 с.  

4. Баженов В.П.  Любимый сад императора //Зодчий. -  2008. -  № 3 (28)

5. Иванов Н.  П., Тетерина И. В., Штиглиц Е.  О. Летний сад. Возрождение  памятника. //Наше наследие. – 2005. -№75.

6. Шкуренок Н.  Все в сад  //Итоги. – 2009. - № 27/681.

7. Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://www.ilovepetersburg.ru/content/letnii-sad

8. Летний сад  Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  //http://www.viktur.ru/excursion/saint-petersburg/letniy-sad-2002-309.html

9. Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/parks/letniysad

 

 

 

1 Иванов Н. П., Тетерина И. В., Штиглиц Е. О. Летний сад. Возрождение памятника. //Наше наследие. – 2005. -№75. – с.41 

 

2 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/parks/letniysad

3 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/parks/letniysad

4 Мосты и набережные Ленинграда /   сост. Степнов П.П.  - Л.: Лениздат.- 1991.  - с. 9

5 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/parks/letniysad

6 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/parks/letniysad

7 Там же

8 Гусаров А. Ю., Краснов И.А. Фонтаны Петербурга и пригородов. -  СПб: Питер. - 2009. – с.134

9 Летний сад Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  //http://www.viktur.ru/excursion/saint-petersburg/letniy-sad-2002-309.html

10 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ilovepetersburg.ru/content/letnii-sad

11 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/parks/letniysad

12 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ilovepetersburg.ru/content/letnii-sad

 

13 Булах А.Г., Воеводский И.Э. Порфир, и мрамор, и гранит…СПб:  Питер. - 2007. – с.141

14 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ilovepetersburg.ru/content/letnii-sad

15 Булах А.Г., Воеводский И.Э. Порфир, и мрамор, и гранит…СПб:  Питер. - 2007. – с.144

16 См. Баженов В.П. Любимый сад императора //Зодчий. - 2008. - № 3 (28)

17 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ilovepetersburg.ru/content/letnii-sad

18 См. Булах А.Г., Воеводский И.Э. Порфир, и мрамор, и гранит…СПб:  Питер. - 2007. 

19 Там же

20 Летний сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ilovepetersburg.ru/content/letnii-sad

21 Там же


Информация о работе Скульптура Летнего сада