Скульптурный комплекс западного фасада готического собора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Готический стиль появился в западной, центральной и частично в восточной Европе в середине XVI века. Готическое искусов оставалось как правило культовым по значению и религиозных своих основ. Оно было соoтнесено с вечностью и божественным мирозданием. Мoделью этого мироздания, симвoлом вселенной свoдов знаний о ней стaл “гoтический сoбор”. В нем отрaзились небесной и земной иерархии и величие творческих сил, человеческого коллектива. Смелой и сложной каркасной конструкции собoра, во всем его художественном строи выражены торжественность и величие.

Содержание работы

Введение 3
Собор Нотр-Дам в Париже 5
Шартрский собор 8
Собор в Реймсе 10
Собор в Амьене. 13
Вывод 16
Список литературы: 17

Файлы: 1 файл

Skulpturnyy_komplex_zapadnogo_fasada_gotichesk (1).doc

— 3.91 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Новосибирская государственная  архитектурно - художественная академия»

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Кафедра основ

  архитектурного проектирования,

истории архитектуры и

градостроительства

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Скульптурный комплекс западного  фасада готического собора»

 

 

 

Работу выполнил

студент 112 группы

Маклонов И.А.

Проверила доцент

кафедры ОАПИАиГ

Син Д.Д.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение                                                                                                                    3

Собор Нотр-Дам в Париже                                                                                      5

Шартрский собор                                                                                                 8

Собор в Реймсе                                                                                                        10

Собор в Амьене.                                                                                                13

Вывод                                                                                                                        16 

Список литературы:                                                                                            17

 

 

Введение

 

Готика. Готический стиль появился в западной, центральной и частично в восточной Европе в середине XVI века. Готическое искусов оставалось как правило культовым по значению и религиозных своих основ. Оно было соoтнесено с вечностью и божественным мирозданием. Мoделью этого мироздания, симвoлом вселенной свoдов знаний о ней стaл “гoтический сoбор”. В нем отрaзились небесной и земной иерархии и величие творческих сил, человеческого коллектива. Смелой и сложной каркасной конструкции собoра, во всем его художественном строи выражены торжественность и величие. Собор был средоточием изобразительного искусства, его украшали статуи и витражи. В готической скульптуре «застылось» замкнутость фигур и сменилось подвижностью, в ней переплетались лиризма и трагедия, возвышенное духовность и острое жизненное наблюдение, фантастическое гротеск и сатирическая образность. Искусство готики едино в своих основах, но в разных странах Европы обретала собственную оригинальную окраску. На родине готики во Франции, тип готического собора приобрел классическую завершенность, двух башен западного фасада украшали статуи, интерьер озаряло цветное мерцание витражей. В Гермaнии, эпохи готики сложились типы зaльной церкви и однобaшенного кaфедрального собора. В готической aрхитектуре Англии строгaя простота собoра как бы компенсируется богатством и сложностью резного декора, на сводах и фасадах. В архитектуре Италии XIII-XIV веков, стрельчатые готические арки и своды, изысканные украшения, сочетались с ясностью просторных интерьеров. Собственные вариaнты готики склaдывались в Испaнии, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Венгрии и других странах Европы. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась aлтарнaя живопись, высокого уровня достиглa декорaтивнее искусство. Господство готики ставшее заключительным этапом развития средневекового искусства, продолжалась до XVI века. Накопление знаний интересов к наблюдению и изучению природы, возросшая роль творческой личности, пoдготoвили почву для вoзникновения кульуры возрoждения.

 

 

 

 

 

 

 

Собор Нотр-Дам  в Париже

 

Величайшее сооружение ранней готики — собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.: венец капелл — в начале 14в.), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Многие считают, что Собор Нотр-Дам гораздо интереснее снаружи, чем внутри. Действительно, потребуется немало времени, чтобы тщательно рассмотреть детали фасада. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь на тимпанах, на вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе. Знаменитый западный фасад собора, завершенный в середине XIII в., где вертикали аркад и окон уравновешены горизонталями карнизов. Но ярусы фасада тесно связаны между собой, архитектурная тема обретает внутреннюю сложность и логику развития. Внизу три портала, углубленных в массу стены, подчеркивают мощь основания, в среднем ярусе окна и арки почти уничтожают стену. Ажурная аркада была дополнена несколько позже, она оттеняет величественную и горделивую строгость башен.1 Стрельчатые арки, возникнув в очертаниях порталов, вновь повторяются в окнах второго яруса; небольшие круглые проемы в их тимпанах воспринимаются как отголоски центрального окна-розы. В Средние Века центральная роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо. Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. Постоянно поддерживаемый во время этой операции огонь, получил название огонь колеса (feu de roue). Но, помимо теплоты, необходим еще один агент, тайный или философский огонь. Таким образом, роза изображает действие огня и его продолжительность.

 


Собор Нотр-Дам в Париже. Окно-роза


,

 

 

 

 

 

 

 

 

Собор Нотр-Дам в Париже. Центральный  портал западного фасада

На главном (западном) фасаде имеются  три портала, обрамленных уходящими  в глубину арками; над ними располагаются  ниши со статуями — так называемая «королевская галерея», — содержащая изображения библейских царей и французских королей, отождествлявшихся с персонажами Ветхого завета. В тимпанах порталов появляется изображение сцены коронования Марии. В парижском Нотр-Даме эта композиция величава, образы характеризуют строгость и ясная просветленность, за которыми ощутима оглядка на классические традиции. Для облика готического тимпана обычны фризообразные решения, сочетание повествовательных и репрезентативных сцен. В парижском соборе «Коронование Марии» предваряется фигурами пророков и царей и сдержанно-строгим «Успением». Парижский собор, как и большая часть столичных соборов находится под защитой блаженной Девы Марии, или Девы-Матери. Во Франции народное наименование этих церквей — Нотр-Дам.

 

Пройдя через входную решетку  мы подходим к фасаду большого портала, называемого главным входом, или  входом Правосудия. 
         На колонне, делящей надвое вход, есть серия аллегорических изображений средневекового знания. Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр - символ монарха, — а правой поддерживает книги; закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм). Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Это - scalа philosophorum, символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.2

 

Шартрский собор

 

В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Так, западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколения мастеров. Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134—50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145—65) ближе к основным идеям готики.

В произведении шартрских мастеров на первый план выступили общечеловеческие идеи — картина мироздания в целом, сущность божественного космоса  и место в нем человека. С шартрского портала началась последовательная гуманизация священного образа, которая коснулась в первую очередь душевного мира персонажей. Лик Христа на центральном тимпане отмечен земной красотой, во взоре угадывается раздумье, в жесте — учительское назидание. Внутренняя просветленность характеризует «предков Христа» на откосах «Королевских врат». Тонко проработанные одухотворенные лица, то трепетные и душевно открытые, то замкнутые и надменные, то сурово сосредоточенные, открывают собой длительный путь постижения готическими мастерами духовной красоты человека. Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле — в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен. С другой стороны, вытянутые, внутренне напряженные фигуры «предков Христа» включены в ритм вертикальных членений фасада. Благодаря этому силовые линии архитектуры оказываются наполненными жизненной энергией, а духовная сила человека сопоставлена со вселенским масштабом, намеченным архитектурой. Из простого украшения и назидательного комментария статуя превращается в звено неразрывной, целостной образной системы. Возросшая объемность скульптуры определила особую роль балдахину над головами апостолов и пророков.. Изменился душевный мир персонажей. На южном портале Петр с полуоткрытым ртом, в оцепенело-томящейся позе готов излить вовне переполняющие его чувства. Фигура Иоанна Крестителя на северном портале изогнулась в беспокойном движении, напоминающем латинскую букву S. Этот характерный S-образный изгиб стал впоследствии характерной особенностью готической пластики. Но не физическое движение тела, а выражение духовной энергии более всего волновало готического скульптора. Интерес к индивидуализации образа, наметившийся на «Королевском портале», был свойствен и мастерам, работавшим над скульптурой трансепта.3

 

Собор в Реймсе

Реймсский собор (заложен в 1211 г., закончен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир.

Собор в Реймсе. Западный фасад

 Порывистый и стремительный, учтиво галантный Иосиф больше похож на придворного рыцаря, обученного всем правилам светского обхождения, нежели на плотника, каким рисует его евангельская легенда. Тонкий и подвижный ум угадывается в живом лице с легким прищуром глаз, кокетливо закрученными усами и небольшой вьющейся бородкой. Характерность и своеобразная красота этого лица, весь облик Иосифа невольно заставляют вспомнить образ идеального рыцаря, каким он сложился в середине XIII в. в придворно-рыцарской среде, — гордого, дерзкого, веселого и элегантного, любезного в общении с себе подобными, способного одинаково хорошо сидеть в седле, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Этот подвижный и галантный стиль захватил во второй половине XIII в. все виды искусства и из Реймса распространился на другие районы Франции.

 

Капитель нефа Реймского собора

Необходимо сказать об одной  черте скульптуры Реймского собора. Это натуралистически переданная  лиственная резьба, покрывающая капители главных колонн. Появилась она  уже на самых ранних колоннах вокруг хора и апсиды, и по мере продолжения строительства в западном направлении подражание природе становилось все более точным, а листва все более пышной. 4

Встреча Марии и Елизаветы

Здесь взаимоотношения между персонажами  обрели большую сложность. Образы резче противопоставлены друг другу: Мария юна и женственна, Елизавета стара и мудра. При этом между статуями существует духовное и пластическое единство. Фигуры слегка повернуты друг к другу, правая рука Марии, поднятая к груди, и левая рука Елизаветы, поддерживающая одежды, замыкают пространство около группы. Несмотря на утраченные кисти рук ясно читается характер жеста – благовествующего у Елизаветы и внемлющего у Марии. Пространство между статуями оказывается пронизано духовными связями. Единство эмоциональной атмосферы подчеркивает ритм мелких складок. Пластический язык мастера богат, смена точки зрения привносит новые акценты и характеристики образа. В облике Елизаветы читается не только само погруженность, но и значительность старости, завершающей жизненный путь. В Марии, напротив, за девическим смущением проступает вдохновенная обращенность в будущее. Лицо богоматери поражает ясной, почти классической красотой. Тонкая изящная линия очеркивает профиль Девы. Волнообразный ритм откинутых с чистого лба волос контрастирует со спокойным и уверенным ритмом складок покрывала. Еще никогда скульптор не был столь чуток к подобному одухотворенному движению линий и контуров.5

Информация о работе Скульптурный комплекс западного фасада готического собора