Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, контрольная работа
Барокко – (от итальянского barocco – буквально причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII веков.
Барокко утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и наций государств (абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременно усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на смену, как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Стиль барокко в архитектуре...…………………………………………4
2. Памятники барокко……………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………...12
Приложение……………………………………………………………….13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Стиль барокко в архитектуре...…………………………………………
2. Памятники барокко……………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Барокко – (от итальянского barocco – буквально причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII веков.
Барокко утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и наций государств (абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременно усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на смену, как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма. Отказавшись от присущих классических ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. На искусство барокко повлияли и антифеодальность крестьян и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений.
Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
1. Стиль барокко в архитектуре
Прародительницей искусства барокко считается Италия, где стиль возник в конце XVI – начале XVII века. Впоследствии он распространился по всей Европе, в том числе и в России.
Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в XVIII веке, когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII столетия. Изначально же термин имел другие значения. Например, словом «barocco» португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы.
В истории почти каждого
архитектурного стиля его завершающий
этап знаменуется усложнённостью форм,
перегруженностью деталями, тяготением
к повышенной декоративности. В ренессансе
эта тенденция приобрела
Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Микеланджело был великим мастером пластического искусства, его творческий темперамент скульптора проявлялся и тогда, когда он выступал в качестве живописца или архитектора; произведения художника и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.
В 1520-1534 гг. Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи и тогда же выполнил проект вестибюля библиотеки Лауренциана, осуществлённый несколько позднее. Это были первые произведения барокко.
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять, ни их начала, ни их конца».
Архитектурный стиль
барокко связан с обстановкой
феодально-крепостнической
Наиболее видными мастерами барокко XVII века были Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667), произведения которых различны по духу. Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же – духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Средства же приёмы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты: нарочитая усложнённость; изломы и изгибы форм; насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.
Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой; живопись – красочностью, декоративностью, эффектами светотени. То же самое и в архитектуре: вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Итальянский поэт того времени Д. Мариино писал: «Возбуждать удивление – задача поэта на земле; кто не может поразить, пусть лучше станет конюхом».
Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, квадрат, в крайнем случае, прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.
Таблица 1 – Характерные черты архитектурного стиля барокко
Преобладающие и модные цвета |
Приглушенные пастельные цвета фасада; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом – в интерьере; золочение архитектурного декора |
Линии |
Причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение |
Форма |
Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры |
Характерные элементы интерьера |
Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления |
Конструкции |
Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые |
Окна |
Полуциркульные и |
Двери |
Арочные проемы с колоннами; растительный декор |
Барокко в архитектуре
характеризуется приоритетом, преобладанием
пластического начала над началом
тектоническим. Стремясь создать необычный,
повышенно-эмоциональный
Иллюзия движения пространства
и формы, так называемый динамический
принцип, является главным признаком
радикального направления в барокко.
Одновременно с ним большое развитие
получает и барокко классического
направления. Классическое направление
исходит из традиций ренессанса, идеи
которого развиваются теоретически
и практически. Несмотря на различия,
оба направления едины в
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это – самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Архитектура барокко, возникшая в католической Италии, не нашла для себя почвы в странах протестантской религии, враждебно относившейся к католицизму с его эстетикой театрально-пышной красоты, – в Англии, Шотландии, Скандинавских странах, Швейцарии, северной части Германии.
Во Франции стиль
барокко выражен скромнее, чем
в других странах. Раньше считалось,
что здесь стиль вообще развития
не получил, и памятники барокко
считались памятниками
В России барокко появляется в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»), в XVIII веке получает развитие в творчестве Д. Трезини, так называемое «петровское барокко», более сдержанное, и достигает расцвета в творчестве Б. Растрелли.
В XVIII в. в разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо (от французского «рокайль», что означает «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин). И, несмотря на то, что формы рококо измельчены, в отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность.
2. Памятники барокко
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.) (рис. 1). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме (рис. 2) и интерьеры, а также другие строения.
Квинтэссенцией барокко,
впечатляющим слиянием живописи, скульптуры
и архитектуры считается
Во Франции тенденции стиля барокко были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668-1689). Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы – Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка – Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. Яркое выражение стиля барокко – Версальский дворец (рис. 3), поражающий строгостью форм архитектуры и пышностью внутренней отделки.
Цвингер – дворцовый ансамбль, находящийся в Дрездене (Германия), (1711-1722, арх. М. Д. Пеппельман), состоящий из изящных нарядных павильонов, объединенных галереями, и здания Дрезденской картинной галереи, построенной в стиле неоренессанса (начата в 1847 г. Земпером, закончена придворным архитектором Крюгером к 1855). Цвингер стал главнейшим памятником дрезденского периода расцвета немецкого барокко и коронным творением всей немецкой архитектуры нового времени.
В Испании наиболее популярный памятник барокко – собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, является одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании (рис. 5). Великолепный ажурный, дробный декор фасада и башен в стиле позднего барокко появился в первой половине XVIII века. К слову, такую причудливую архитектуру можно увидеть только в Испании – это динамичный, изобилующий деталями и украшениями, национальный архитектурный стиль чурригереско.
Среди многочисленных грандиозных сооружений Санкт-Петербурга дворцы, безусловно, занимают первое место – как по красоте архитектуры, так и по богатству и пышности декоративных украшений. И самым величественным из них является Зимний дворец (рис. 6), колоссальное здание которого имеет вид чрезвычайно торжественный и по праву считается одним из архитектурных шедевров. Нарядный и монументальный дворец – яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII века. Здание рассчитано на восприятие со всех сторон, как с близкого, так и с дальнего расстояния. Значительная протяженность фасадов потребовала создания крупных и выразительных форм. Дворец являет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений – причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов – создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания великолепие.