Стиль барокко в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Барокко – (от итальянского barocco – буквально причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII веков.
Барокко утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и наций государств (абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременно усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на смену, как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Стиль барокко в архитектуре...…………………………………………4
2. Памятники барокко……………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………...12
Приложение……………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 4.60 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Стиль барокко в архитектуре...…………………………………………4

2. Памятники барокко……………………………………………………...8

Заключение………………………………………………………………..11

Литература………………………………………………………………...12

Приложение……………………………………………………………….13

 

 

Введение

Барокко – (от итальянского barocco – буквально причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII веков.

Барокко утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и наций государств (абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременно усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на смену, как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма. Отказавшись от присущих классических ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. На искусство барокко повлияли и антифеодальность крестьян и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений.

Для искусства барокко  характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

 

 

1. Стиль барокко в архитектуре

Прародительницей искусства  барокко считается Италия, где  стиль возник в конце XVI – начале XVII века. Впоследствии он распространился по всей Европе, в том числе и в России.

Применительно к искусству  термин «барокко» впервые был  использован в XVIII веке, когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII столетия. Изначально же термин имел другие значения. Например, словом «barocco» португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы.

В истории почти каждого  архитектурного стиля его завершающий  этап знаменуется усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько  специфический характер, что привела  к формированию нового стиля – барокко. Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчёркнутой экспрессией.

Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Микеланджело был великим  мастером пластического искусства, его творческий темперамент скульптора проявлялся и тогда, когда он выступал в качестве живописца или архитектора; произведения художника и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.

В 1520-1534 гг. Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи и тогда же выполнил проект вестибюля  библиотеки Лауренциана, осуществлённый несколько позднее. Это были первые произведения барокко.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат  потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся  в античности представление о  мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление  о человеке, как о разумнейшем  существе. Человек стал сознавать  себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять, ни их начала, ни их конца».

Архитектурный стиль  барокко связан с обстановкой  феодально-крепостнической реакции  в Италии и других странах Центральной  Европы, подавивших первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии  добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в  нём нашли отражение и самодовольное  торжество победившей реакции, и  скованный протест подавленной  свободы, и брожение в умах, сменившее  прозрачное равновесие духовной жизни  эпохи Возрождения.

Наиболее видными мастерами  барокко XVII века были Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667), произведения которых различны по духу. Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же – духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Средства же приёмы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты: нарочитая усложнённость; изломы и изгибы форм; насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Скульптура барокко  отличается патетикой жестов, экспрессией  ракурсов, сочной пластикой; живопись – красочностью, декоративностью, эффектами  светотени. То же самое и в архитектуре: вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Итальянский поэт того времени Д. Мариино писал: «Возбуждать  удивление – задача поэта на земле; кто не может поразить, пусть лучше станет конюхом».

Для барокко характерна сложность не только архитектурной  пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений  имеют чёткую геометрическую форму  – круг, квадрат, в крайнем случае, прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.

Таблица 1 – Характерные  черты архитектурного стиля барокко

Преобладающие и модные цвета

Приглушенные пастельные цвета фасада; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом – в интерьере; золочение архитектурного декора

Линии

Причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение

Форма

Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы интерьера

Стремление к величию  и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина  и роспись, резной орнамент; взаимосвязь  элементов оформления

Конструкции

Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем  массивные и устойчивые

Окна

Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру

Двери

Арочные проемы с колоннами; растительный декор


Барокко в архитектуре  характеризуется приоритетом, преобладанием  пластического начала над началом  тектоническим. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный  эффект, зодчие зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным «обеспечивать», поддерживать ту или иную пластическую форму.

Иллюзия движения пространства и формы, так называемый динамический принцип, является главным признаком  радикального направления в барокко. Одновременно с ним большое развитие получает и барокко классического  направления. Классическое направление  исходит из традиций ренессанса, идеи которого развиваются теоретически и практически. Несмотря на различия, оба направления едины в стремлении создавать огромные пространства, оказывающие  сильное воздействие на человеческие чувства и эмоции. В течение XVII и XVIII вв. оба направления существуют параллельно, с некоторым преобладанием  того или иного в отдельных  странах.

Стиль барокко получает распространение  в Испании, Германии, Бельгии (тогда  Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора  Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это – самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Архитектура барокко, возникшая  в католической Италии, не нашла  для себя почвы в странах протестантской религии, враждебно относившейся к  католицизму с его эстетикой  театрально-пышной красоты, – в Англии, Шотландии, Скандинавских странах, Швейцарии, северной части Германии.

Во Франции стиль  барокко выражен скромнее, чем  в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко  считались памятниками классицизма.

В России барокко появляется в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»), в XVIII веке получает развитие в творчестве Д. Трезини, так  называемое «петровское барокко», более  сдержанное, и достигает расцвета в творчестве Б. Растрелли.

В XVIII в. в разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо (от французского «рокайль», что означает «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин). И, несмотря на то, что формы рококо измельчены, в отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность.

2. Памятники барокко

В итальянской архитектуре  самым видным представителем барокко  искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.) (рис. 1). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме (рис. 2) и интерьеры, а также другие строения.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла  Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

Во Франции тенденции  стиля барокко были воплощены  в грандиозном ансамбле Версаля (1668-1689). Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы – Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка – Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. Яркое выражение стиля барокко – Версальский дворец (рис. 3), поражающий строгостью форм архитектуры и пышностью внутренней отделки.

Цвингер – дворцовый ансамбль, находящийся в Дрездене (Германия), (1711-1722, арх. М. Д. Пеппельман), состоящий из изящных нарядных павильонов, объединенных галереями, и здания Дрезденской картинной галереи, построенной в стиле неоренессанса (начата в 1847 г. Земпером, закончена придворным архитектором Крюгером к 1855). Цвингер стал главнейшим памятником дрезденского периода расцвета немецкого барокко и коронным творением всей немецкой архитектуры нового времени.

В Испании наиболее популярный памятник барокко – собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, является одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании (рис. 5). Великолепный ажурный, дробный декор фасада и башен в стиле позднего барокко появился в первой половине XVIII века. К слову, такую причудливую архитектуру можно увидеть только в Испании – это динамичный, изобилующий деталями и украшениями, национальный архитектурный стиль чурригереско.

Среди многочисленных грандиозных  сооружений Санкт-Петербурга дворцы, безусловно, занимают первое место – как по красоте архитектуры, так и по богатству и пышности декоративных украшений. И самым величественным из них является Зимний дворец (рис. 6), колоссальное здание которого имеет вид чрезвычайно торжественный и по праву считается одним из архитектурных шедевров. Нарядный и монументальный дворец – яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII века. Здание рассчитано на восприятие со всех сторон, как с близкого, так и с дальнего расстояния. Значительная протяженность фасадов потребовала создания крупных и выразительных форм. Дворец являет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений – причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов – создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания великолепие.

Информация о работе Стиль барокко в архитектуре