ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Реферат
подготовил
ученик
7 «А» класса
средней
школы №362
г.Санкт-Петербурга
Артемов Илья
Петр Великий – создатель нашего уникального
города. Строил он его по своей задумке,
принимал активное участие в его проектировании:
сохранились многие эскизы и чертежи в архивных
документах, сделанные рукой незаурядного
императора. Петр Первый профессионально
владел многими ремеслами, был прекрасным
рисовальщиком, любил и разбирался в живописи,
архитектуре и искусстве. Причем, не только
в классическом традиционном искусстве,
но и в новых течениях и жанрах живописи.
Во многом благодаря
последовательности и стараниям Петра
Первого, его традиции бережно сохранялись.
Возможно, поэтому искусствоведы считают
Россию страной зодчих.
Конечно, для застройки новой столицы Российского
государства приглашались самые известные,
самые лучшие специалисты своего дела.
А Петербург стал городом, не похожим ни на
один российский город. Если первая волна
зодчих была западноевропейская, то последующие
поколения архитекторов уже были русские
мастера или русские по складу визуального
восприятия природного ландшафта и городского
пространства. Поэтому наш город особенный,
не голландский, ни итальянский по архитектуре.
Он город – музей мирового зодчества,
где царят разные архитектурные стили,
мирно соседствуя друг с другом: и классицизм,
и модерн, и ампир, и рококо, и барокко, и питерская
эклектика. История нашего города читается
в фасадах, кровле, карнизах.
Начнем по прядку и с
благодарностью вспомним тех, кто силой
своего воображения и мастерства сформировали
красоту нашего города.
Первым иностранным
архитектором, приехавшим в зарождавшийся
город, был швейцарский инженер-фортификатор Доменико Трезини (1670-1734). По приказу
Петра Первого он занялся первейшей задачей
создания артиллерийского флота Кронштадта
(1703). Затем Трезини подготовил план застройки
Васильевского острова, который до конца
выполнен не был, но дал стратегию застройки
прорубать улицы – просеки. До 1712 года
он был главным и единственным архитектором
Петербурга. До нас дошли сохранившиеся
Петровские ворота Петропавловской крепости
(1718), здание 12 коллегий (1722-1733), Петропавловский
собор (1712-1733), Благовещенская церковь
Александро-Невской лавры.
Со славного имени
Трезини начинается эпоха петровского
барокко Петербурга.
Еще два ярких представителя
школы петровского барокко – архитекторы
Маттарнови и Леблон.
Матторнови (умер 1719) прибыл из Германии
в 1714 году. Строил одновременно здания
второго Зимнего дворца (1719-1721), Кунсткамеры,
каменной церкви Во имя Исаакия Долматского
на Неве (1717-1727). Достраивал эти здания после
его смерти зодчий Гербель.
Леблон (1679-1719) приехал из Франции,
создал первый план застройки новой столицы.
Благодаря его проектам, появился Летний
сад, парки и павильоны Петергофа и Стрельны.
Его мастерству мы благодарны за павильоны
Монплезир, Марли и Эрмитаж.
Помогал Трезини и по
ходу учился у него, не покидая родину, способный
ученик – Михаил Земцов (1688-1743). До нас дошли
его творения – церковь Симеона и Анны
на Моховой улице (1731-1734), Аничков дворец.
Он же занимался обучением молодых русских
зодчих.
Этим именем начинается
со второй четверти 18 столетия вторая эпоха
архитектуры Петербурга – период славного
позднего барокко.
Один из первых стипендиатов
Петра Великого в области архитектуры
был европейски образованный Петр Еропкин. Он стал автором трехлучевой
композиции Адмиралтейского района города:
расходящиеся от башни Адмиралтейства
Невский, Вознесенский проспекты и Гороховая
улица. По его проектам происходили инженерно-технические
работы, мощение городских набережных.
К сожалению, после
раскрытия заговора, этого талантливейшего
русского зодчего казнили.
Бартоломео Франеско Растрелли (1700-1771) – прибыл к нам
пятнадцатилетним юношей вместе со своим
отцом Бартоломео Карло Растрелли, известным итальянским
скульптором в 1716 году. Его отец известен
конным монументом у Михайловского дворца,
восковой персоной Петра Великого, бронзовой
группой «Анна Иоанновна с арапчонком».
Сотрудничая с такими
мастерами, как Трезини, Микетти, Земцов,
Шлюттер, молодой зодчий внес громадный
культурный вклад в формирование города:
перестраивал несколько раз Зимний дворец
(1732-1762), возвел дворцы – Строгановский,
Воронцовский, Екатерининский Царскосельский,
Большой Петергофский, ансамбль Смольного
монастыря, каменные дворцы губернатора
Петербурга – Меншикова в Ораниенбауме
и на Васильевском острове.
За полвека работы
в Петербурге Растрелли стал гениальным
мастером каменного зодчества, особенно
стиля зрелого русского барокко (1740-1760).
Конечно, самое значительное его детище
– Зимний дворец на Дворцовой площади
города. О величине строения свидетельствуют
1050 дворцовых помещений. Замечательный
факт, но дворец стал последним монументом
стилю барокко, уступившему место классицизму.
Савва Чевакинский (1713-1780) работал одновременно
с Растрелли и, как и он был представителем
школы зрелого русского барокко. Его работы
– Шереметевский дворец (Фонтанный дом),
склады Новой Голландии, Никольский собор
с колокольней, дворец Шуваловых.
Мы вспомнили авторов
работ – несомненных шедевров русского
барокко. К сожалению, этот пышный архитектурный
стиль прекратил свое существование в 1760
году на самом взлете в силу экономических
причин, которые оказали влияние на эстетику
общества.
На смену барокко спешил
ранний классицизм (1760-1770) на базе античного
наследия; строгий (1780-1790) и русский ампир
(1800-1830). Познакомимся с новой архитектурной
эстетикой в следующей статье.
Доме́нико Андре́а
Трези́ни
Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском
городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской
семье. В краях, где он родился, издавна
существовало большое количество художественных
и ремесленных школ, где молодые люди получали
общие и профессиональные знания. Одну
из них закончил молодой Доменико Трезини.
Архитектурному делу
Доменико учился в Венеции. Возвратившись
домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной
ди Вентис, которая родила ему дочерей.
Но семью надо было кормить, Доменико был
вынужден отправиться на заработки в другую
страну. Найти работу архитектора в Швейцарии
было трудно. Датскому же королю Кристиану
V было необходимо соорудить мощные укрепления
вокруг своей столицы. Однако, по прибытию
Трезини в Копенгаген власть в королевстве
сменилась, троном завладел Фредерик IV,
который от услуг архитектора отказался.
Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться
начальником в строении крепостей.
Дания являлась союзником
России в войне со Швецией. В связи с этим,
русский посол Андрей Измайлов имел возможность,
находясь при дворе датского короля, искать
молодых специалистов для работы в России.
В 1703 году он пригласил Доменико Трезини.
1 апреля был заключён договор с жалованием
1 000 рублей в год (для того времени очень
большие деньги). В июне 1703 года Трезини
вместе с другими молодыми специалистами
отправился на службу Петру I. Архитектор
предполагал работать в России один год.
Затем, ежели воздух окажется "зело
жесток и здравию его вредный", то он
волен будет ехать "куда он похощет".
27 июля 1703 года Трезини
оказался в Архангельске и сразу же отправился
в Москву для получения конкретной работы,
куда прибыл в августе. В середине февраля
следующего года он отправился на берега
Невы.
Первой работой Доменико
Трезини в России был форт Кроншлот близ
острова Котлин в Финском заливе, построенный
уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал
атаки шведской эскадры, не пустив вражеские
корабли к молодому Санкт-Петербургу.
До сего дня форт не сохранился.
После взятия русскими
войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал
там над восстановлением фортификационных
сооружений. Он воссоздавал разрушенные
крепостные стены, построил не сохранившиеся
до наших дней триумфальные ворота.
В конце лета 1705 года
Трезини было велено вернуться в Петербург.
Его первым адресом стал дом на левом берегу
Мойки (ныне участок дома №12), напротив Греческой
слободы. Первая жена Трезини осталась
в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился
второй, а затем и третий раз.
Главной и самой известной
работой Трезини в Петербурге стала Петропавловская крепость. С момента закладки её возведением
руководил инженер Иоганн Кирхенштейн.
Но проработав на берегах Невы чуть более
двух лет, он умер, не выдержал местного
тяжёлого климата. 30 мая 1706 года Доменико
Трезини начал перестройку земляной Петропавловской
крепости в каменную [3]. Работы над сооружением
крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор
возглавлял строительство Петропавловского собора, Петровских ворот, строил казармы, погреба
и другие постройки.
Постройкой крепости
и собора Доменико Трезини внёс огромный
вклад в развитие русской архитектуры.
Он применил здесь принципиально новые
для России того времени принципы строительства
фортификационных сооружений.
В начальный период
строительства Петербурга Доменико Трезини
стал главным архитектором Канцелярии
строений. Канцелярия эта изначально была
создана для надзора над строительством
Петропавловской крепости, а затем стала
отвечать за развитие города в целом.
В 1710 году по проекту
Доменико Трезини был заложен первый Зимний
дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим
зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I.
Для исполнения работ
в срок мастеру необходимы были ученики.
По приказу Петра I ими могли быть только
русские, именно русских будущих архитекторов
Трезини и стал обучать в своём доме на
берегу Мойки. Одним из его учеников стал
архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым
преподавателем архитектуры в России.
Доменико Трезини стал
автором проектов мазанковых (фахверковых)
зданий, которые строились в Петербурге
1710-х годах. В то время весь кирпич шёл
на строительство укреплений Адмиралтейства, Петропавловской
крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские
здания Пётр I решил строить по североевропейски,
фахверковым способом. Проектирование
таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор
построил мазанковые здания на Троицкой площади, таким же был Почтовый
двор на месте нынешнего Мраморного дворца.
В 1712 году по проекту
Доменико Трезини начался строиться каменный Петропавловский собор. Тогда же он выполнил модель,
по которой начал возводиться монастырь в честь князя Александра
Невского. Полностью замысел
зодчего воплощён не был. По его чертежам
возвели правое крыло монастыря (если
смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская
церковь. Одновременно с этим Трезини
составил проект каменного дома адмирала
Ф. М. Апраксина, строил мазанковые дома
А. М. Апраксина, царицы Марфы Матвеевны.
Доменико Трезини создал
проект застройки Васильевского острова.
Здесь архитектор спланировал главную
городскую площадь, ограниченную с запада
протяжённым зданием Двенадцати коллегий. Впоследствии Трезини строил
здесь как это здание, так и Мытный (позже
ставший Гостиным) двор. В западной части
Васильевского острова по чертежам архитектора
была создана Галерная гавань.
По чертежам архитектора
была построена партикулярная верфь на
берегу Фонтанки. Она располагалась в
районе, планировку которого в виде сетки
паралельных и перпендикулярных Неве
улиц создал Трезини. Архитектор определил
направления современных Кирочной, Фурштатской, Чайковского, Захарьевской, Шпалерной
улиц.
В 1715 году Пётр I повелел
Трезини строить каменный госпиталь на
Выборгской стороне.
Из доклада Трезини
в Канцелярию от строений в сентябре 1716
года известно, что тогда под его руководством
были выполнены следующие работы:
"В Петропавловской
крепости стены Государева бастиона
подняты от воды на полтора
метра, а стены Петропавловского
собора - на сорок два метра, на
Петровские ворота поставлены
фигуры, завершены внутренние работы
на Почтовом дворе и плотничьи
в обоих корпусах мазанкового
госпиталя на Выборгской стороне,
между которыми строится церковь".
Трезини первым в России
внёс функциональность в архитектурный
стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые
планы жилых домов для размещения разных
слоёв населения: для именитых, зажиточных
и "подлых" (слово "подлый" тогда
имело несколько другое значение, нежели
сейчас).
В 1717 году Пётр I приказал
архитектору выстроить "образцовый"
дом для зажиточных, и поселиться в нём,
"для примеру". Место для дома царь
указал на 12-й линии Васильевского острова,
там он и был построен. Однако поселился
в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718
году Доменико Трезини жил в своём доме
на 2-й линии Васильевского острова (вероятно,
участок дома №45). Также ему принадлежал
и один из домов на 5-й линии.
Когда границей Петербурга
была река Фонтанка, Пётр I придумал обустроить
её берега за частный счёт. В 1721 году он
начал раздавать береговые участки своим
соратникам, которые должны были устроить
здесь свои усадьбы. Проекты таких усадеб
разарабатывал Трезини. В Центральном
государственном военно-историческом
архиве сохранились 10 чертежей загородных
домов с автографом архитектора. Среди
таких усадеб - Летний сад с Летним дворцом Петра I, где работал швейцарец в конце
1710-х - начале 1720-х годов.
Трезини - самый востебованный
архитектор петровской эпохи. Сохранились
записи, из которых видно чем ему было
поручено заниматься, к примеру, в 1720 году
[Цит. по 1, с. 143]:
Больверк Царского Беличества и другие места в крепости.
Строение церкви Петра и Павла
там же.
Шпиц для колокольни церкви
Петра и Павла.