Стиль барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:39, реферат

Описание работы

Петр Великий – создатель нашего уникального города. Строил он его по своей задумке, принимал активное участие в его проектировании: сохранились многие эскизы и чертежи в архивных документах, сделанные рукой незаурядного императора. Петр Первый профессионально владел многими ремеслами, был прекрасным рисовальщиком, любил и разбирался в живописи, архитектуре и искусстве. Причем, не только в классическом традиционном искусстве, но и в новых течениях и жанрах живописи.

Файлы: 1 файл

Петровское барокко в Санкт.docx

— 329.65 Кб (Скачать файл)
  • Подъёмный мост при фортеции.

  • Установка на крепостных воротах большого двуглавого орла.

  • Строение каменного госпиталя.

  • Большой пороховой погреб на Васильевском острове.

  • Над старыми государевыми хоромами, что на городовом острове, сделать сарай с крышей (имеется в виду домик Петра I).

  • На острове против Екатерингофа строить государевы хоромы и бить под них сваи (Подзорный дворец).

  • В казармах форта Кроншлот поставить новые печи и оконные рамы.

  • На острове Котлин ставить магазины (имеются в виду амбары).

Среди работ Трезини на Петербургском острове в 1721 году было достройка бывшего дома князя М. П. Гагарина для Синода, возведение церкви Матвея апостола за Сытным рынком. В следующем году зодчему поручили ремонт домика Петра I. С целью его сохранения Трезини окружил домик галереей с арками.

В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.

В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что "Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне..."

С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови. Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.

В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.

Трезини вёл "Журнальный реестр разным работам, которые указом е.и.в. приказаны мне", в котором сам записывал все порученные ему объекты. В декабре 1724 года таковыми были: Петропавловская крепость и все сооружения на её территории, включая собор; места под строения для гарнизонных полков, пороховые погреба, укрепление берегов на Петербургском острове; госпиталь на Выборгской стороне и дальнейшая планировка её территории; освидетельствование всех государственных построек; "отвод местам и размерение под каменное и деревянное строение и надзирание, чтоб строено было регулярно по чертежам"; возведение Мытного и Гостиного дворов на Васильевском острове, здания Двенадцати коллегий, дома для академических профессоров позади Кунсткамеры, прокладка канала от взморья к Чёрной речке и сооружение Галерной гавани; укрепление Васильевского острова; завершение Исаакиевской церкви; строительство Главной аптеки, конторы Партикулярной верфи, пороховых погребов при Кронштадте, а также каменных и деревянных зданий в Шлиссельбурге.

Справляться с таким огромным объёмом работ архитектору помогали гезели В. Зайцев и Г. Несмеянов, ученики И. Клеров, И. Людоговский, О Чепкирин, П. Кормалин, писарь И. Гаврилов, кондукторы И. Мауринов, Н. Назимов, Т. Култашев. В качестве "офиса" Трезини было выделено четыре покоя в Петропавловской крепости и пять на Васильевском острове.

Только после смерти Петра I Доменико Трезини получил прибавку к жалованию. Екатерина I задабривала верных слуг своего супруга. Канцелярия от строений решила назначить архитектору жалование размером в 1 700 рублей в год. Меншиковым эта сумма была скорректирована - 1 500 рублей в год. 1 января 1726 года Доменико Трезини "за его труд и прилежность" было дано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах это давало право на титул "ваше высокоблагородие" и российское потомственное дворянство. Ещё через год жалование архитектора всё таки было доведено Екатериной I до 1 700 рублей в год.

9 мая 1726 года Екатерина I повелела Трезини строить при Зимнем дворце двухэтажные каменные "надворные палаты", окружив ими полностью внутренний двор. 20 мая был заложен фундамент, а уже к концу сентября "новое палатное строение каменною работою... построено вчерне".

Уже в следующем году супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здась никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец. Работал архитектор и в Меншиковском дворце. В 1726-1727 годах по его проектам были сделаны два новых крыльца и галерея "по левую сторону наверху". В погребах пол выстлан кирпичом, "на верхней галерее конторка деревянная с живописным плафоном", под ней "мыльня деревянная на каменной стенке", "печей обращатых сделано четырнадцать, очаг один, каминов восемь", заложен фундамент под восточное крыло дворца [3, с. 36].

Почему же именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре I на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. Маттарнови, Б. К. Растрелли. Дело в том, что именно швейцарский архитектор был наиболее добросовестен, трудолюбив и энергичен. А эти качества очень ценились русским царём. Только такой архитектор смог воплотить большинство желаний Петра I, создать тот самый петровский "парадиз" на, казалось бы, совсем непригодном для этого месте.

При взошествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.

Не всё начатое Трезини было завершено при его жизни. Так строительство каменного госпиталя на Выборгской стороне затянулось на 40 лет. Из двенадцати корпусов коллегий на Васильевском острове при Трезини было построено только шесть, тогда как остальные были завершены только к 1740-м годам его зятем Карло Джузеппе Трезини. Не были достроены до конца "надворные палаты" при Зимнем дворце.

4 апреля 1728 года  Верховный тайный совет потребовал  от Канцелярии от строений  ведомость всех домов, которые  строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице, конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий... и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.

При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли. Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.

21 июля 1730 года стареющий  архитектор написал императрице  прошение о передаче ему "в  Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи - в вечное и потомственное владение". И это было сделано - уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.

В августе 1731 года Доменико Трезини было поручено перенести Почтовый двор на новое место - участок близ Исаакиевской церкви. Освобожившийся участок Миних приказал застроить кордегардией и конюшнями лейб-гвардии Конного полка. После передачи Меншиковского дворца Кадетскому корпусу Трезини составлял смету на переустройство дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял он и заказы дочери Петра I Елизаветы, переделывая для неё галерею и печи в доме Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово поле).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют "петровским барокко". Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестанской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.

Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора, могила не сохранилась. Трёхэтажный каменный дом семьи Трезини в Астано сохранился до наших дней.

 

 


Информация о работе Стиль барокко