Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Изменение архитектуры России коснулось в большей степени новой столицы великой державы – города Санкт-Петербург. Именно о нем пойдет речь в реферате, затронув временные рамки 1703-1750 гг. В это время особо выделился архитектурный стиль барокко, разбитый на три этапа – петровское барокко, аннинское и елизаветинское.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3стр
Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга……...…5 стр
Заключение……………………………………………..…..13стр
Список литературы…………………………….………….15 стр
Приложение………………………………………….…….16 стр

Файлы: 1 файл

реферат по введению в искуство.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

        Содержание

Введение……………………………………………………..3стр

Стиль Барроко  в архитектуре Санкт-Петербурга……...…5 стр

Заключение……………………………………………..…..13стр

Список литературы…………………………….………….15 стр

Приложение………………………………………….…….16 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

На рубеже XVII и XVIII вв. в  России закончилось Средневековье  и началось Новое время. Если в  западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно—в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий  суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для  себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории  русского искусства было периодом  ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста  лет Россия предстала в обновлённом  виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

Изменение архитектуры России коснулось в большей степени  новой столицы великой державы – города Санкт-Петербург. Именно о нем пойдет речь в моем реферате, затронув временные рамки 1703-1750 гг. В это время особо выделился архитектурный стиль барокко, разбитый на три этапа – петровское барокко, аннинское и елизаветинское.

 

 

 

Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга

 

В формировании архитектурного стиля первых десятилетий XVIII века участвовало  прежде всего западноевропейское барокко, но, в несколько видоизмененном и  более сдержанном по форме виде; сказывалось влияние голландской  гражданской архитектуры, а также традиции древнерусской архитектуры, шведкой и немецкой. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Своеобразие петербургского зодчества с первых лет строительства Петербурга заключалось в градостроительном размахе, в мощи и величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.

Трудности строительства  на новом месте, в том числе  и нехватка средств, сказались в  сдержанности выразительных средств — преимущественно в декоре фасадов. Однако с течением времени богатство и выразительность барочных форм расцвели на благодатной почве пышного русского царского двора.

Искусству барокко  свойственны патетическая экспрессия движений, сложность ракурсов, колористическая насыщенность, сильные эффекты светотени и демонстративное нарушение симметрии в наиболее выразительных фрагментах, повсеместное применение криволинейных очертаний и сложной орнаментики. В Санкт-Петербурге стиль барокко утвердился не сразу: для искусства 1700-30-х гг. характерны регулярность, строгая геометрическая определенность и соблюдение симметрии, а также скромность декора (постройки архитекторов Д. Трезини, Н. Микетти, И. Г. Браунштейна, М.Г. Земцова, сады Д. Брокета, настенные рельефы Н. Пино). Наиболее выдающимся представителем зрелого русского барокко 1740-50-х гг. был Ф. Растрелли. В произведениях архитектора С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского, А. Ринальди, А.Ф. Кокоринова уже в заметной мере обозначились классицистические черты. Активное использование прототипов барокко ярко проявлялось в петербургской архитектуре 1840-1910-х гг. и вновь как тенденция - в середине 20 в.

Стиль барокко  достиг общественного признания  и популярности в середине XVIII века. Для этого периода характерно строительство дворцов, усадеб, храмов.

Высокое барокко  выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России. Стиль "Елизаветинское барокко" характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного  убранства, пространственный размах и  ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм.

Для усиления рельефа  стен, обогащения светотеневой игры масс использовались ордерные элементы - пилястры и трёхчетвертные колонны. Контрастные  цветовые сочетания в отделке  зданий подчеркивали праздничную декоративность. В искусстве интерьера особенно наглядно проявилась тяга барокко к зрелищным эффектам.

Начали возрождаться некоторые традиции древнерусского зодчества в 1740-1750 годах. Так, авторы церковных зданий возвращались к  центрическим крестово-купольным планам и пятиглавым завершениям. Были созданы первые пятиглавые храмы Петербурга по проектам П. А.Трезини.

Благодаря архитектору  ФранческоБартоломео Растрелли, великому мастеру стиля "Елизаветинское барокко", были возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях. В числе которых знаменитый Зимний дворец, а так же Воронцовский и Строгановский дворцы.

Петербургское барокко принято делить на три  этапа, границы которых определены временем правления Петра I, Анны Иоанновны  и Елизаветы Петровны. Соответственно, эти этапы называют:

петровское  барокко;

барокко переходного  периода(аннинское барокко);

зрелое барокко (пышное, или  елизаветинское, барокко).

Петровское барокко

Период: 1703 год - 1730 год

Девизом петровскогобарроко являются функциональность и сдержанность. Прежде всего Петербург являлся форпостом России на Балтийском море, и потому начинался город не как административный центр, а как крепость. Кроме того, город сразу формировался как промышленный центр. И следующим по важности строительным объектом после крепости стала адмиралтейская верфь. Меньшее внимание уделялось жилым домам. Были разработаны типовые проекты, которые возводились жителями города соответственно социальному положению и достатку. Это были так называемые образцовые дома.

Большей заботой Петра  были административные здания. Это  прежде всего касалось правительственных  учреждений. Так появилось замечательное  творение Д. Трезини — здание Двенадцати коллегий.

Немыслима была столица и  без соответствовавшего ее статусу собора. Им стал Петропавловский собор, который сразу же приобрел облик архитектурной доминанты благодаря своему шпилю, увенчанному ангелом.

Просветительская деятельность Петра выразилась в создании первого  в России музея, для которого он не только сам собрал коллекцию, но и построил специальное здание — Кунсткамеру.

Характерные черты петровского  барокко:

простота объемов (дома-шкатулки, в плане — прямоугольник, внутренние помещения расположены анфиладой);

плоскостная трактовка фасадов (декоративные детали не отделяются от плоскости стены; основной элемент фасада не колонны, а пилястры);

четкость и подчеркнутость вертикальных и горизонтальных (тяга) членений архитектурной формы;

волюта как одна из немногих архитектурно-декоративных деталей (крутой завиток с кружком в центре);

фигурная кровля с переломом;

двуцветная раскраска  фасадов: розовый, голубой, красный  фон, на нем белые детали ордера —  пилястры, карнизы, наличники.

Летом 1703 года на Заячьем  острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для "работных людей", был создан первоначальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позднее Коллегий, Таможни, торговыми рядами и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный деревянный "дворец", известный под названием домика Петра Великого. Домик Петра - это единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит из двух "светелок", разделенных "сенцами". Снаружи стены были расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом".

Петербургские постройки  того времени - жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения - были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более "европейского" образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.

Петропавловская крепость на первых порах (1703 г.) представляла собой земляной вал со рвом. В 1704 году на территории крепости была выстроена церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была срублена из дерева, однако расписана была под каменный вид желтым мрамором" и украшена шпицами. В 1706-1787 годах крепостные стены куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д.Трезини и др.).

Почти одновременно с закладкой Петропавловской  крепости на противоположном берегу Невы осенью 1704 года было начато строительство Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью. В 1711 году (когда стало развиваться строительство мазанковых зданий), вместо деревянной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус с высокой башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством Адмиралтейства, развернулась и застройка прилегающего района - так называемого Адмиралтейского острова, куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.

После победы в  Полтавской битве (1709 г.) с новой силой  развернулись работы по застройке города после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля 1714 г.). Для ускорения  строительства новой столицы был издан указ от 9 октября 1714 года запрещавший возведение новых каменных зданий по всей России, кроме Петербурга. Большую роль в застройке города сыграл также указ от 24 октября 1714 года о доставке каждым приезжающим в Петербург определенного количества камней. Застройка города шла главным образом по берегам Невы и ее рукавов. Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства расходились радиальные направления новых улиц, легших в основу будущей трехлучевой системы планировки центральной части города. После 1709 года началось строительство и на берегу Васильевского острова. Там были построены дворец Меншикова (1710-1716 гг., архитекторДж.М.Фонтана, закончен архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера (1718-1734 гг., архитекторы Г.И.Маттарнови, затем Г.Кьявери; завершил строительство здания, придав ему дошедшие до нас формы, М.Г.Земцов), здание Двенадцати коллегий (1722-1742 гг., архитектор Д.Трезини) и ряд особняков. На Адмиралтейском острове был в 1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев и садовый мастер Ян Розен), в котором в 1710-1714 годах возник каменный Летний дворец Петра I (архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер и другие). В Петропавловской крепости на смену деревянной церкви архитектором Д.Трезини при участии И.Устинова, М.Г.Земцова и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский собор с высоким шпилем на колокольне, сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым и другими По плану это западноевропейская трехнефная базилика, совершенно прямоугольная, без всяких обычных в стиле барокко закруглений. В 1710-х годах по проекту Д.Трезини началось строительство ансамбля Александро-Невской лавры, завершенного к 1790-м годах И.Е.Старовым. Архитектура Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных элементов.

Наиболее значимые памятники архитектуры петровского  барокко:

Петропавловская крепость, Петровские ворота Петропавловской  крепости, Петропавловский собор, Адмиралтейская верфь, Партикулярная верфь, Александро-Невская лавра, Кунсткамера, Здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Палаты Кикина, Дом Троекурова.

Аннинское барокко

Период: 1731 год - 1740 год

Также носит  название Барокко переходного периода.

После смерти Петра I царский двор покинул Санкт-Петербург. Двенадцатилетнего Петра II в 1728 году перевезли в Москву. Жители Петербурга, от придворных до ямщиков, начали покидать его. Город стал быстро разрушаться: приходили в упадок дворцы, размывались набережные. Вступившая на трон в 1730 году Анна Иоанновна решила вернуть столицу в Санкт-Петербург. В начале 1730-х годов в городе возобновилось строительство, и 16 января 1732 года царский кортеж торжественно въехал в Петербург.

Информация о работе Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга