Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Изменение архитектуры России коснулось в большей степени новой столицы великой державы – города Санкт-Петербург. Именно о нем пойдет речь в реферате, затронув временные рамки 1703-1750 гг. В это время особо выделился архитектурный стиль барокко, разбитый на три этапа – петровское барокко, аннинское и елизаветинское.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3стр
Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга……...…5 стр
Заключение……………………………………………..…..13стр
Список литературы…………………………….………….15 стр
Приложение………………………………………….…….16 стр

Файлы: 1 файл

реферат по введению в искуство.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Архитектура 1730— 1740-х гг. продолжала развивать идеи и приемы, формировавшиеся в петровское время. К этому времени многие иностранные мастера уехали из России. Одновременно из заграничных поездок вернулись русские архитекторы: П. М. Еропкин, И. К. Коробов, И. Ф. Мичурин. Вместе с М. Г. Земцовым, учеником Д. Трезини, они считали своей профессиональной и гражданской обязанностью поддерживать и продолжать лучшие тенденции предшествующего периода.Теоретические взгляды этих зодчих изложены в научном трактате "Должность архитектурной экспедиции", начатом Еропкиным и завершенном после его казни Земцовым и Коробовым.

Архитектура аннинского барокко, выражая интересы абсолютизма  и придворной знати, вместе с тем  олицетворяла идеи могущества России.

Неисчерпаемо  богато декоративное убранство построек этого периода. Ордерные элементы - пилястры и трехчетвертные колонны - использовались для усиления рельефа стен, обогащение декора привносили и вогнутые поверхности стен.

Праздничность придавали контрастные цветовые сочетания в их отделке.

Начали возрождать некоторые традиции древнерусского зодчества (крестовокупольные в плане церкви с пятиглавым завершением).

Елизаветинское  барокко

Период: 1741 год - 1761 год

Елизаветинское  барокко тяготело к созданию героизированных  образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную  страницу елизаветинского барокко  представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы  Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

 

 

 

Заключение

 

В предлагаемой работе рассмотрены основные особенности  архитектуры Санкт-Петербурапервой  половины XVIII века. Этот период является начальным в истории развития города, ведь именно в восемнадцатом веке город появился на карте и начал свое блистательную жизнь. В то время Россия стремилась встать «твердой ногой» у Балтики. Победа в Северной войне позволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами. Хочется отметить, что в следующем году этот замечательный город справит свое трехсотлетие.

Санкт-Петербург  называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей.

Если говорить об архитектурном направлении того времени, то наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества Санкт-Петербурга, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

Архитектура преобразовывалась  во времени, но тем не менее некоторые  особенности русского зодчества  бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

Самому мне  больше всего в это время понравился Меншиковский дворец. Главный фасад  здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается  аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. Все просто и со вкусом, именно в том стиле, который мне ближе всего.

архитектура барокко аннинский памятник

 

 

Список  литературы

1. Всеобщая история  архитектуры. / Под ред. Н.Я. Колли. – М.: Стройиздат, 1972. Т. 10.

2. Евсина А.А.  Архитектурная теория России  второй половины XVIII-начала XIX в. –  М.: Наука, 1985.

3. Евсина А.А.  Русская архитектура. – М.: Наука, 1986.

4. Жидков Г.В.  Русское искусство XVIII века. Архитектура. – М.: Стройиздат, 1951.

5. Кузнецова  Э.В. Беседы о русском искусстве  XVIII-начала XIX вв. – М.: Просвещение, 1972.

6. Культура и  искусство России XVIII века. / Под ред.  Б.В. Сапунова. – Л.: Нева, 1981.

7. Мавродин В.В.  Основание Петербурга. – Л.: Искусство, 1983.

 

 

 

Рис.

 

Рис. Меншиковский дворец —первое каменное здание Санкт-Петербурга. Проект воплощён в жизнь стараниями приглашённых зодчих Джиованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя.

 

 

Рис. Здание Петропавловской  крепости

 

Рис. Здание Кунсткамеры

 

 

Рис. Здание Двенадцати коллегий

 

Рис. Петропавловский собор (1712-1733)

 

 

 

Рис.

 

Рис. Зимний дворец

 

 

Рис. Палаты Кикина

 

Рис. Дом Троекурова




Информация о работе Стиль Барроко в архитектуре Санкт-Петербурга