Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:50, доклад
Архитектура последнего десятилетия XX века, ориентированная на новую, сверхмощную компьютерную технологию, продемонстрировала стремление к небывалому, авангардистскому, по сути прорыву в области формообразования, на фоне которого переломы постмодернизма и деконструктивизма выглядели уже не столь революционно. Любая немыслимая прежде форма - криволинейная, органическая, техноорганическая - относительно легко просчитывается компьютером. Из всех направлений, особо ярко это отразилось на развитии такого направления как тектоника сдвигов щелей и эрозий.
Тектоника сдвигов, щелей и эрозий
Архитектура последнего десятилетия XX века, ориентированная на новую, сверхмощную компьютерную технологию, продемонстрировала стремление к небывалому, авангардистскому, по сути прорыву в области формообразования, на фоне которого переломы постмодернизма и деконструктивизма выглядели уже не столь революционно. Любая немыслимая прежде форма - криволинейная, органическая, техноорганическая - относительно легко просчитывается компьютером. Из всех направлений, особо ярко это отразилось на развитии такого направления как тектоника сдвигов щелей и эрозий. Что без компьютерного прогресса не имела под собой почвы для существования и развития в больших масштабах. Разнообразие и неповторимость элементов, сдвиги и выходы форм, переломы формы, складки, расщелины, острые углы перестают быть препятствием для проектирования и строительного производства, базирующегося на новых технологиях.
Созданные с помощью компьютерных технологий и транслируемые в сети интернет архитектурные объекты и инсталляции, неподвластны законам гравитации, подводят к идее полностью раскованной формы со смелыми идеями. Особая эстетика, освобожденная от архитектонических закономерностей виртуальной архитектуры, не может не влиять на реальное проектирование и отражается на внешнем облике не только зданий и сооружений, но и на градостроительных решениях.
Тектоника – отражение конструкции предмета или постройки в их художественном образе, соотношений несущих и несомых частей здания, зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий, а также совокупность приемов такой передачи.
Основные представители, у которых прослеживались эти особенности в проектировании, - Голосов Илья Александрович, Грег Лини, Френк Гери, Джефри Кипнис, Заха Хадид и др.
Истоки или ранний этап поисков нового художественного образа
Голосов Илья Александрович
Символика простых геометрических форм в соединении с динамикой и сдвигами, идущими от кубизма, для большинства архитекторов оказалась временным увлечением. Многие эти формы и композиционные приемы, теряя постепенно свою символику, вошли в арсенал выразительных средств новой архитектуры. В стремлении выразить в архитектурных образах героику революции И. Голосов придает своим проектам этих лет подчеркнутую динамичность. Взаимодействие объемов выражает напряжение, порыв и борьбу, выявляются "линии тяготения" архитектурных масс, широко используются сдвиги объемов, острые углы, наклонные линии.
В начале 20-х годов И. Голосов
создает оригинальную творческую концепцию
формообразования, включавшую в себя
"теорию построения архитектурных
организмов", посвященную общим
закономерностям
В стремлении выразить в архитектурных образах героику революции И. Голосов придает своим проектам этих лет подчеркнутую динамичность. Взаимодействие объемов выражает напряжение, порыв и борьбу, выявляются "линии тяготения" архитектурных масс, широко используются сдвиги объемов, острые углы, наклонные линии.
Голосов придавал большое значение поискам новых архитектурных форм, однако основой созданных им архитектурных образов всегда была не стилевая новизна деталей, а выразительность сочетания крупных форм (объемов). Он был мастером крупной формы. На выявлении геометрической определенности крупной формы, господствующей в объемно-пространственной композиции и подчиняющей себе все остальные формы и детали, построены практически все его произведения вне зависимости от конкретного стилевого решения. Был очень увлечен сдвигами форм и планов, долго исследовал этот вопрос.
И. Голосов. Схемы, иллюстрирующие "теорию построения архитектурных организмов" и ее составную часть - теорию движения в архитектуре. 1920-1921 (стрелки показывают "линии тяготения")
Центр современного искусства в Риме
Известная неординарными проектами Заха Хадид после увлечения неоконструктивистскими формами и компьютерными экспериментами в 90-е годы осваивает новейшую тенденцию нелинейной лэндформной архитектуры, и переход этот весьма органичен. Энергия накапливается по мере того, как вы подходите к зданию. Возле входа, прямо над вашей головой будет несколько угрожающе нависать бетонная коробка. Ощущения усиливаются благодаря системе освещения: стекло, разбитое тонкими лезвиями металла простирается в пространстве, защищая от солнечного света произведения искусства и, одновременно, позволяя проникнуть внутрь оттенкам неба. В нем нашли воплощение новые характерные черты: структура, воспринимающаяся как «складчатое» и «пористое» организмическое образование, позволяющая интерпретировать его совершенно различно; принцип «стены - не стены» - шаг к новому пониманию пространства.
Сквозь пространство пробирается монументальная черная лестница, исчезающая в узком ущелье. Извилистые формы интерьера вовлекают тебя в своеобразную игру, где ты ищешь и ожидаешь то, что будет за следующим поворотом…
Дом с разрезами (Slit House) в Японии
от Eastern Design Office.
Один из ярких примеров применения щелей в архитектуре это дом с разрезами. Этот дом, предназначенный для 80-летней женщины, расположен в старом японском городе, на длинном узком участке размером 7,5 на 50 м. Проект балансирует на грани архитектуры, скульптуры и философии. Дом выполнен из монолитного бетона. Стена-забор с 60-ю вертикальными разрезами шириной 140 мм по периметру всего здания защищает внутренний мир дома и, в то же время, обеспечивает хорошее освещение, создавая собственный солнечный ритм.
Внутренние перегородки, выполнены из дерева и трансформируемые. Планировки могут меняться, перегородки легко демонтируются и перемещаются. Пространство можно переконфигурировать под новые функции обитания жильцов или даже превратить в нежилое или общественное здание.
Дом "На углу" от Eastern Design Office (Япония)
В том, что японцы умеют уместить небольшой жилой домик на маленьком участке земли, это не секрет. Но из-за своей формы этот участок довольно долгое время пустовал, не привлекая внимания инвесторов и застройщиков. Этот клиновидный клочок земли на углу двух улиц долгое время не находил применения – приобретать его никто не хотел, а государственный сектор не видел смысла преобразовывать его в парковую зону. За дело взялись Eastern Design Office и построили на участке площадью 261 м² четырехэтажное здание высотой 13 м и размерами по периметру 23м×12м×26м. Это типичная жилая постройка с арендным жильем, рассчитанная на семь квартир, по две на нижних этажах и одной квартирой на 4-ом. Каждый юнит предусматривает гостиную (13 м²), две спальни (13 м² и 9 м²), а также стандартные ванную, кухню и туалет.
Треугольный дом оказался весьма привлекательным
в эстетическом смысле. Стык фасадов
обыгран архитекторами при
Slit House и Brick Hous
Нанкин, провинция Цзянсу, Китай
Китайский архитектор Чжанг Лей
получил профессиональное образование
в швейцарском Цюрихе в 1993 году. Вернувшись
на родину и открыв собственную фирму,
Чжанг постепенно адаптировал швейцарскую
точность к современным строительным
реалиям Китая и начал
Наглядным результатом слияния двух культур стали два дома в Наньцзине: Slit House и Brick House. Slit House построен в старом районе Наньцзина, в окружении двухэтажных домов 20-х годов прошлого века, выполненных из бетонных блоков. Сохранив пропорции окружающих домов, Чжанг заменил блоки на монолитный бетон, использовав для покрытия опалубки 5-сантиметровые деревянные рейки, в результате чего вся фасадная поверхность приобрела равномерную, как бы «тканую» текстуру. Выбранное решение Чжанг довёл до абсолюта, сделав из бетона все ограждающие конструкции, включая кровлю. Вторым основным материалом стало дерево, которое автор активно использовал как в интерьере, так и для наружного благоустройства.
Глядя на результаты 20-летнего строительного бума в Китае, Чжан Лей считает, что «процветание означает хаос», стремясь, в то же время, своими работами внести в этот хаос порядок и спокойствие.
Мечеть (Амир Аль-Momenin)
В соответствии рамках проекта
в Тегеране, проект представил один
из основных аспектов иранской архитектуры,
как “иерархия” качество организации
пространства. Этот способ многослойность
пространства, что делает последовательности
освоение космоса можно проследить
в различных старых зданиях, особенно
в религиозных зданий. В соответствии
с современной столичной
Внутри ограничение границ и соседей, формирование мечети в отношении функции этого типа здания, как молельный зал и направлениях деятельности, разделенных доступа и места для мужчин и женщин и др. Рядом с местной архитектурой на севере Тегерана, должно привести к объединению элементов минарета мечети, подъезд, двора и купола таким образом, что воссоздано совершенно новые пространства.
Проект разработан с учетом экологических требований, через разнообразие климата в каждом сезоне, и другой вид ангелов и прозрачности в зависимости от окружающей среды и внутреннего освещения.
Культурный центр мирового класса
Остров Saadiyat, расположеный в Абу-Даби (ОАЭ) площадью 27 квадратных километров, по проекту властей этой арабской страны, должен превратится в культурный центр мирового класса. Согласно проекту генерального плана разработанного в архитекторами из SOM, на этом острове будут расположены 29 гостиниц, пристани для яхт, парки, поля для гольфа, развитая инфраструктура для обслуживающего персонала, включая жилые дома на 150000 тыс. человек, а так же различные культурные центры. Ведущая же роль в этом центре культуры, будет отведена четырем комплексам: Музей Гуггенхайма ( Guggenheim Abu Dhabi ) – архитектор Фрэнк Гери ( Frank Gehry ), Центр исполнительских искусств ( Performing Arts Center ) выполненный по проекту Захи Хадид ( Zaha Hadid ), Музей Классического Искусства ( Museum of Classical Art ) - архитектор Жан Нувель ( Jean Nouvel ) и Морской музей ( Maritime Museum ) японского архитектора Тадао Андо ( Tadao Ando ).
Музей Гуггенхайма ( Guggenheim Abu Dhabi ) – архитектор Фрэнк Гери ( Frank Gehry )
Центр исполнительских искусств, Абу-Даби, ОАЭ
Collider Activity Center Competition Entry
Ignacio Gias, Jesús Lorenzo Garvín, Ana Vida
На 2014 год в столице Болгарии Софии планируют построить новый мультифункциональный культурно-спортивный центр, сообщается в болгарской прессе. Строительством займется Walltopia - один из крупнейших европейских производителей скалодромов для помещений и открытых площадок. Многофункциональное здание общей площадью 8000 кв.м. Для Софии концепция Collider Activity Center является абсолютным новшеством, так как благодаря инновационным архитектурным дизайнерским решениям, в одном месте впервые объединятся культура и спорт. В новом здании будут располагаться разнообразные скалодромы, парк, фитнесс и SPA -центры, плавательный бассейн, спортивные и танцевальные залы, ресторан и множество других услуг и развлечений. В зависимости от сроков исполнения технического проектирования Collider Activity Center, предполагается, что строительные работы могут начаться уже летом этого года.
Архитекторы создают переход от городской среды до природы, от стабильности до непредсказуемого, от колонизированного до диких территорий. Это сломало органическую геометрию, приключением, представлением мира природы, которые сокращают здание.
В плане здание функционирует вокруг центрального ядра. Этот скальный район также внешний имидж проекта и состоит из 19-метровой стены, которая, естественно, освещена стеклянным фасадом.
Скальный район делит здание на две части. West side содержит социальные программы, такие как спа, фитнес, Funtopia, кафетерий и многофункциональный зал. С другой стороны, на Востоке, здания размещены ежедневные функции, такие как офисы, парковка и ресторан. Все части имеют визуальные связи, в зал для скалолазания можно попасть по альпинистской стенке.
Экстерьер из сборных металлических конструкций позволяет естественному свету проникать в здание. Также в здании располагается вертикальный зимний сад.
Гармония формообразования в архитектуре и живой природе
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В АРХИТЕКТУРЕ
Развитие и возникновение новых форм общественной жизни, достижения научно - технического прогресса, внедрение пространственных конструктивных систем и эффективных строительных материалов — все это привело к рождению новых свойств архитектурной формы. При этом происходит интересный процесс: тенденции формообразования в современной архитектуре ( в пределах принятого понятия "отвлеченная форма", "структура" или "система") начинают как бы сходиться с формами живой природы , приближаться асимптоматически ( никогда, естественно, не приблизившись ) к ним по своим свойствам , являющимся результатом взаимодействия функции , формы и техники.