Революцияв астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:19, реферат

Описание работы

Это было связано с глубокими экономическими и социальными преобразованиями, начавшимися раньше всего именно в Европе. Уже с конца XV — начала XVI в. здесь происходила смена феодальной системы с ее раздробленностью, возникали первые сильные европейские морские державы, начиналась эпоха колонизации территорий Востока, Африки — захват, ограбление, эксплуатация чужих земель и народов — эпоха первоначального капиталистического накопления. Но вместе с этим началась и эпоха великих географических открытий. Был открыт новый континент — Америка.

Файлы: 1 файл

51-zD_Lukicheva.docx

— 74.63 Кб (Скачать файл)

Вскоре после выхода книги Галилей пишет: «Из верного источника слышу, что отцы-иезуиты наговорили решающей особе, что моя книга ужаснее и для церкви пагубнее писания Лютера и Кальвина». Против Галилея по приказанию папы возбуждается дело, и Галилея вызывают в Рим. Процесс Галилея продолжается с 12 апреля 1633 г, когда его подвергли первому допросу, до 21 июня 1633 г., когда был вынесен приговор. На следующий день 22 июня состоялось отречение Галилея по тексту, заготовленному инквизицией.

Прошло 350 лет со дня осуждения Галилея, а документы процесса полностью не опубликованы. Но из опубликованных документов видно, что Галилей стойко держался принятой им линии защиты: он не нарушал письменного распоряжения Беллармина и систему Коперника обсуждал в «Диалоге» как одну из научных гипотез. Поэтому инквизиция вынуждена была признать Галилея не еретиком (что автоматически вело за собой сожжение на костре), а лишь «сильно заподозренным в ереси». Только в 1981 г., т. е. через 339 лет после смерти великого ученого, католическая церковь вынуждена была реабилитировать его.

Любители мученических жертв забывают, что Галилей своим хотя и унизительным, но формальным отречением спас для науки, для человечества свое великое произведение «Беседы о двух новых науках». Чтобы оценить значение этого произведения, достаточно сказать, что оно открыло дорогу «Началам» Ньютона и заложило основы науки о сопротивлении материалов. Что же касается научных убеждений Галилея, то они остались неизменными. Об этом свидетельствует и посвящение к «Беседам», и сами «Беседы», и сохранившиеся записи Галилея. Известная легенда о словах Галилея: «А все-таки она вертится!» — неверная фактически, верна по существу.

После отречения Галилей жил вблизи Флоренции в Арчетри под надзором инквизиции. Силы его ослабли, он ослеп. Семена, посеянные великим ученым, начали давать всходы еще при его жизни. Ученики Галилея Торричелли и Вивиани, которым принадлежит честь открытия атмосферного давления, стояли у гроба Галилея, скончавшегося 8 января 1642 г., как бы символизируя несокрушимую силу науки.

Галилей был гениальным ученым, ведь на его счету множество открытий и уверенных доказательств, он экспериментальным путем - астрономическими наблюдениями и математическими расчетами - подтвердил правильность гелиоцентрической теории, нанеся решительный удар теологическому мировоззрению, указал на различие между суждениями веры и науки, настаивая на автономности научного знания относительно Священного Писания. Галилей разработал новый, экспериментальный научный метод, следуя которому можно получать объективные знания о мире. Отличие эксперимента от простого пассивного наблюдения Галилей видит в том, что он проводится для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. В результате формируется научная теория, подтвержденная экспериментально. Он широко использовал также мысленные эксперименты, часто невыполнимые на практике. Его можно назвать теоретиком гипотетико-дедуктивного метода в научном познании.

 

Заключение

XV- XVII века были значимым периодом в развитии астрономии.

Гелиоцентрическая система мира, выдвинутая в III веке до н. э. Аристархом и возрождённая в XVI веке Коперником, позволила установить параметры планетной системы и открыть законы планетных движений. Обоснование гелиоцентризма потребовало создания классической механики и привело к открытию закона всемирного тяготения. Гелиоцентризм открыл дорогу звёздной астрономии (звёзды — далёкие солнца) и космологии бесконечной Вселенной. Научные споры вокруг гелиоцентрической системы способствовали демаркации науки и религии, благодаря чему доводы, основанные на Священном Писании, перестали восприниматься как аргументы в научной дискуссии.

Maтeмaтичecкoe обоснование гелиоцентрической системы мира нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Oткpытиe Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и солнцу.

Пpoиcxoдит  возврат к идеям платонизма и  неоплатонизма. Bзaимooтнoшeния Бога и  мира утрачивают откровенно теистический характер. Ha смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Xpиcтиaнcкий Бог здесь утрачивает трансцендентный, нaдпpиpoдный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Эпоха Возрождения, вернулась к античным представлениям о человеке и его  месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения вернулись к античному идеалу человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений.

Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные Коперником в теории познания, то он называл их “коперниканской революцией”. Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Из всего сказанного следует, что в каждую историческую эпоху существует своеобразный «горизонт», отделяющий то, «что мы с достоверностью знаем», от того, «чего мы не знаем». Так, во времена Коперника не было известно расстояние до Солнца, но уже убедились в том, что Земля - шар. В начале XX в. предполагали, будто Солнце находится в центре Галактики. И никто тогда не догадывался (или не имел этому доказательств), что за пределами нашей звездной системы имеется несчетное число таких же галактик. Сегодня же астрономы проникают в окружающую Вселенную до объектов, находящихся на таких расстояниях, что свет от них приходит к нам за 10 млрд. лет. Мы говорим: там сейчас проходит упомянутый горизонт науки. О том же, «что далее», мы можем только догадываться...

На основании всей совокупности данных науки создается так называемая научная картина мира - система представлений о наиболее общих законах строения и развития Вселенной и ее отдельных частей. Она в той или иной мере становится элементом мировоззрения каждого человека.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники: Математика. Механика. Астрономия, физика. Химия. — М.: физматгиз, 1961
  2. Бублеиников Ф. Д. Галилео Галилей.—М.: Просвещение, 1964
  3. Анцелиович Е. С Галилео Галилей. —М.: Учпедгиз, 1955
  4. Минковский Г. Пространство и время. —Спб.: 1911
  5. Клеро А. Теория фигуры Земли. Серия «Классики науки».— М.: Изд-во АН СССР, 1947
  6. . Найдыш В.М. «Концепции современного естествознания», М., 1999г.
  7. Веселовский И.Н. Кеплер и Галилей. - ИАИ, 1972, вып. XI, с.19-64.
  8. Идельсон Н.И. Этюды по истории небесной механики. - М.: Наука, 1975. - 496с.
  9. Кузнецов Б.Г. Галилео Галилей. Очерк жизни и научного творчества. - В книге: Галилео Галилей. Избр. тр.: В 2-х т. М.: Наука, 1964, т.2, с. 481-501.
  10. Цейтлин З.А. Галилей и его современники. - М.: Изд-во АН СССР, 1985, -304с.
  11. Коперник, Николай // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Амбарцумян В. А. Коперник и современная астрономия. Доклад на Юбилейном заседании Общего собрания Академии наук СССР, посвященном 500-летию со дня рождения Н.Коперника, 6 марта 1973 г. «Вестник Академии наук СССР», № 5, 1973, стр. 46—56.
  13. Хютт В. Коперник // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. И. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская Энциклопедия, 1983. — С. 279.
  14. Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции. — Издательство С.-Петербургского университета, 2006.
  15. Коперник, Галилей, Лаплас, Эйлер, Кетле. Биографические повествования (библиотека Ф.Павленкова). Челябинск: Урал, 1997.
  16. Джордано Бруно. О причине, начале и едином. — М., Соцэкгиз, 1934. — 232 с., 7 000 экз.
  17. Антоновский Ю. М. Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность. — СПб., 1892.
  18. Кеплер, Иоганн. Новая стереометрия винных бочек. — М.—Л.: ГТТИ, 1935. — 360 с.
  19. Кеплер, Иоганн. О шестиугольных снежинках. Сон. Разговор с Звёздным вестником. — М.: Наука, 1982.
  20. Лишевский В. П. Кеплер и его законы движения планет. Земля и Вселенная, № 1 (1994), с. 63-69.
  21. Эйнштейн А. Иоганн Кеплер. В книге: Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырёх томах. М.: Наука. 1965—1967 гг. Под ред. И. Е. Тамма, Я. А. Смородинского, В. Г. Кузнецова. Том IV, стр. 121.

 

Список ссылок:

  1. Энгельс ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 20, 347.
  2. Коперник, Николай // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Н. Коперник – «О вращении небесных сфер» (лат. De revolutionibus orbium coelestium) 1543 г., Нюрнберг
  4. Джордано Бруно. О причине, начале и едином. — М., Соцэкгиз, 1934. — 232 с.
  5. Джордано Бруно. Философские диалоги. - Новый Акрополь, 2013 г. – 190 c.
  6. Сборник стихов Джордано Бруно, перевод Иван Бунин.
  7. Джордано Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах. – ОГИЗ, 1936.
  8. Коперник, Галилей, Лаплас, Эйлер, Кетле. Биографические повествования (библиотека Ф.Павленкова). Челябинск: Урал, 1997, глава V.
  9. Иоганн Кеплер. Mysterium cosmographicum (Тайна мироздания), 1596
  10. Иоганн Кеплер. Дополнение к Вителло, 1604
  11. Иоганн Кеплер. Dioptrice (Диоптрика), 1611
  12. Из письма Галилео Галилея к Иоганну Кеплеру, 1597
  13. Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой. — М., 1948.

 

 


 

 



Информация о работе Революцияв астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей)