Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:19, реферат
Это было связано с глубокими экономическими и социальными преобразованиями, начавшимися раньше всего именно в Европе. Уже с конца XV — начала XVI в. здесь происходила смена феодальной системы с ее раздробленностью, возникали первые сильные европейские морские державы, начиналась эпоха колонизации территорий Востока, Африки — захват, ограбление, эксплуатация чужих земель и народов — эпоха первоначального капиталистического накопления. Но вместе с этим началась и эпоха великих географических открытий. Был открыт новый континент — Америка.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Кафедра |
Дизайна и туризма | ||
Фамилия, инициалы преподавателя |
Шарова О.С. |
по дисциплине
Философия |
(наименование дисциплины) |
Вариант |
2/10 (Революция в астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей). |
Выполнил студент |
1 |
курса | ||||
группы |
51-зД |
|||||
Направление подготовки | ||||||
54.03.01 (072500) «Дизайн» | ||||||
Профиль |
нет | |||||
Номер зачетной книжки |
113 | |||||
Лукичева Валерия Денисовна | ||||||
(Фамилия Имя Отчество студента) | ||||||
160000,п.Майский д.7 кв.5, 89535053357 | ||||||
(Индекс, домашний адрес, мобильный телефон) |
Вологда
2015 |
год |
Введение
Человек добывал знания об окружающем его мире в суровой борьбе за существование. В этой борьбе обособились от животного мира его далекие предки, развились его руки и интеллект. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к первым программирующим устройствам. В этой занявшей тысячи и тысячи лет эволюции формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире.
Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, метеорологических явлениях. Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фон будущей науки. Общественные потребности привели к появлению письменности: иероглифов в Египтe, клинописи в Вавилонии, к возникновению астрономических и математических знаний. Например, времени начала разлива Нила требовало тщательных астрономических наблюдений. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания, Ф. Энгельс в «Диалектике природы» набросал схему развития естествознания, согласно которой сначала возникла астрономия из наблюдения смены дня и ночи, времен года. Бесспорно, грандиозные сооружения древних государств (храмы, крепости, пирамиды, обелиски) требовали, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики. При строительных работах находили применение простые машины: рычаги, катки, наклонные плоскости. Таким образом, практические потребности вызвали к жизни зачатки научных знаний арифметики, геометрии, алгебры, астрономии, механики и других естественных наук. С XVII—XVIII вв. во всем мире в науке утвердился единый европейский стиль и образ мышления как в методологии познания, в конкретной исследовательской работе, так и в осмыслении и обобщении результатов, иначе в формировании астрономической картины мира (впрочем, сам «европейский образ науки», сформировавшийся на основе антично-эллинистической культуры, впитал в себя и арабо-индийскую мудрость, и конкретные знания разных народов).
Это было связано с глубокими экономическими и социальными преобразованиями, начавшимися раньше всего именно в Европе. Уже с конца XV — начала XVI в. здесь происходила смена феодальной системы с ее раздробленностью, возникали первые сильные европейские морские державы, начиналась эпоха колонизации территорий Востока, Африки — захват, ограбление, эксплуатация чужих земель и народов — эпоха первоначального капиталистического накопления. Но вместе с этим началась и эпоха великих географических открытий. Был открыт новый континент — Америка. Первые кругосветные путешествия убедили в изолированности Земли в пространстве, в реальности антиподов. Но не только морские далекие путешествия требовали нового развития наблюдательной астрономии. Начинала подробнее изучаться поверхность Земли, что требовало астрономических и геодезических знаний.
Глобальная экспансия Европы отражала более ранний, чем на Востоке, переход ее к новой социальной формации, что сопровождалось бурным развитием всех сторон европейского общества. Наука, стимулируемая потребностями нового нарождавшегося буржуазного класса, оказалась в Европе более быстро развивающейся и достигла больших высот. Поэтому в целом распространение оттуда знаний и самого стиля мышления стало неизбежным, привело к формированию единого стиля и методологических стандартов мировой науки, что было исторически прогрессивным.
Всего 4 века назад наш крошечный мир и не подозревал о существовании космоса, телескопов не было, вселенной было лишь то, что можно было увидеть невооруженным глазом. В 1599 году все знали что солнце, планеты и звезды – это лишь небесные светила, вращающиеся вокруг Земли, и что мы находимся в центре этой небольшой вселенной, созданной специально для нас. На планете был всего один человек, который мог представить куда более величественный, бесконечный космос.
В нашей жизни наступает момент, когда мы впервые осознаем, что не являемся центром вселенной, что мы часть чего-то большего, чем мы сами, это часть процесса взросления, и как это происходит с каждым из нас, это произошло и с нашей цивилизацией в 16 веке. Представим жизнь до появления телескопа – было очевидно, что земля неподвижна, а светила: солнце, луна, звезды и другие планеты вращаются вокруг нас, но вдруг польский каноник и астроном по имени Николай Коперник сделал радикальное предположение о том, что Земля не является центром, она одна из многих планет, которая как и другие вращается вокруг Солнца. Многие, в том числе и Мартин Лютер посчитали это предположение порочащим священное писание, они были в ужасе.
Сторонникам нового мировоззрения необходимо было огромное мужество, чтобы выступить против многовековой традиции. Такое выступление носило характер подлинной революции в мировоззрении.
Николай Коперник, человек, сделавший этот революционный шаг, был сыном своей эпохи, одним из титанов, которые «живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе...»[1]. Именно таким человеком и был Коперник.
Николай Коперник, сын краковского купца, родился 19 февраля 1475 г. в польском городе Торуне на Висле. Он учился сначала в Краковском университете, затем в Болонье и Падуе, где изучал право и медицину. Одновременно Коперник с большим увлечением занимался математикой и астрономией, проводил астрономические наблюдения. После десятилетнего пребывания в Италии, получив в Ферраре докторскую степень, Коперник вернулся на родину разносторонне образованным ученым, с обширными познаниями в области математики, астрономии, права, медицины, философии, греческих и новых языков[2].
В 1509 г. он изложил основные положения своей теории в рукописном сочинении «Малый Комментарий», которое собственнолично размножил и разослал в нескольких экземплярах знакомым любителям астрономии. Концептуальные основы новой модели Космоса были изложены абсолютно четко и предельно кратко. Коперник сначала сформулировал свои претензии и к предшественникам Птолемея, и к нему самому. Он не отрицал существования небесных сфер и не пересматривал разработанные в Античности методы представления видимых путей планет на земном небосводе посредством композиции круговых движений. Однако он настаивал, что схема Птолемея столь сложна, что «не представляется достаточно совершенной и не вполне удовлетворяет разум».
Далее Коперник развивает эти положения, подчеркивая, что именно орбитальное движение Земли служит причиной «большего числа видимых в небе неравномерностей». Он перечисляет планеты в порядке их удаления от Солнца (ближайшая — Меркурий, самая дальняя — Сатурн) и связывает эти расстояния с временем, за которое каждое небесное тело совершает полный оборот вокруг Солнца.
Теория Коперника во всех деталях представлена в монографии De revolutionibus orbium coelestium («Об обращении небесных сфер»), опубликованной в 1543 году нюрнбергским издателем Иоганном Петреусом. Коперник писал ее долго и, судя по всему, в основном завершил не позднее начала 1530-х годов.
Сочинение Коперника «О вращениях небесных сфер» содержит шесть книг. На титульном листе напечатано обращение к читателю, в котором автор указывает, что в сочинении рассмотрены движения звезд и планет, «представленные на основании как древних, так и современных наблюдений; развитые на новых и удивительных теориях». Таким образом, обращение рекомендует книгу как «расписание» движения планет, составленное как на основе наблюдений, так и на новых теориях.
Коперник хорошо сознавал революционную силу своей теории, посягнувшей на догмы, утвержденные авторитетом священного писания. Этим объясняются его длительные колебания в вопросе об издании сочинения и его «предохранительное» предисловие, с которым он обратился к папе Павлу III. В обращении Коперник критикует теорию эпициклов, не согласующуюся достаточно хорошо с наблюдениями и не дающую целой картины мироздания: «...Они (т. е. авторы геоцентрических теорий) не смогли определить форму мира и точную соразмерность его частей. Таким образом, с ними получилось то же самое, как если бы кто-нибудь набрал из различных мест руки, ноги, голову и другие члены, нарисованные хотя и отлично, но не в масштабе одного и того же тела; ввиду полного несоответствия друг с другом из них, конечно, скорее составилось бы чудовище, а не человек». Коперник пишет, что он «стал досадовать, что у философов не существует никакой более надежной теории движений мирового механизма...». Сравнение системы мира с механизмом, употребленное здесь Коперником, очень ярко выражает сущность его основной идеи: построить простую модель солнечной системы, ее кинематический механизм. Такой механизм он нашел, относя движения всех планет, в том числе и Земли, к Солнцу. Этот шаг Коперника имел поистине революционное значение. Делая Землю рядовым членом семейства планет, он порывал с аристотелевской и церковной доктринами о противоположности земного и небесного и с повседневными житейскими представлениями.
Сделав один революционный шаг, Коперник был вынужден сделать и второй. Так как движение Земли не отражается на видимой картине сферы неподвижных звезд, он принял, что эта сфера чрезвычайно велика по сравнению с размерами орбиты Земли. Расстояние Земли от центра мира «...будет несравненно малым, в особенности по отношению к сфере неподвижных звезд», — утверждает Коперник. Сама Вселенная бесконечно велика по сравнению с Землей: «...Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине, как конечное к бесконечному»[3]. Но Коперник думает и об измеримости этой бесконечности и сравнивает отношение Земли и Вселенной с отношением атома к телу. Атомы неощутимы для чувств, несколько атомов не составляют видимого тела, «а все же,— пишет Коперник, — эти частицы можно так умножить, что, наконец, их будет достаточно для слияния в заметное тело».
Первым адептом нового учения стал профессор математики Виттенбергского университета Георг Иоханн Ретик. Ретик настойчиво убеждал Коперника опубликовать его работу и, в конце концов, получил рукопись для издания. Печать была поручена математику и лютеранскому богослову Осиандеру. Осиандер также хорошо понимал революционное значение теории Коперника и снабдил книгу защитительным предисловием, носящим, однако, весьма опасный характер. Осиандер объявил теорию Коперника математической гипотезой, служащей лишь для удобства описания движения планет. Он указывал, что совершенно «нет необходимости, чтобы эти гипотезы были верными или даже вероятными, достаточно только одного, чтобы они давали сходящийся с наблюдениями способ расчета...».
Книга была показана Копернику, когда он был тяжело болен, за несколько дней до его смерти, последовавшей 24 мая 1543 г. Великое творение Коперника начало свою бессмертную жизнь после смерти своего создателя. Оценивая вклад Коперника в астрономической революции, можно сказать, что Гелиоцентрическая концепция Н.Коперника (1473–1543 гг.), изложенная им в работе «Об обращениях небесных сфер», произвела настоящий переворот в науке, легла в основу новой естественнонаучной картины устройства мироздания. Вслед за Николаем Кузанским он пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник указывает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли, по сравнению с размерами Вселенной очень малы.
Книга Коперника — и в этом заключается ее огромное стимулирующее значение — поставила перед наукой ряд важных проблем. Перед астрономией она поставила задачу проверить соответствие новой теории фактам. Надо было уточнить наблюдения движения планет и выяснить, соответствуют ли эти наблюдения модели Коперника. В случае расхождения возникала задача выяснения его причин: происходят ли они от неправильности самой теории или от того, что теория, верная в своей основе, должна быть уточнена в деталях.
Решение этой задачи потребовало от астрономов больших усилий при тогдашнем состоянии экспериментальных и математических средств астрономической науки. Астрономы наблюдали светила невооруженным глазом, пользуясь визирами, диоптрами, простыми угломерными инструментами невысокой точности. Для числовой обработки результатов они не располагали не только счетными машинами, но и обычной арифметической техникой, еще не известны были десятичные дроби и логарифмы, которые появились только в начале XVII в. и не сразу вошли во всеобщее употребление. Тогда же были созданы подзорные трубы и телескопы. Для определения долгот астрономы не располагали точными часами. И астрономическая наука, и навигационная практика нуждались в оптических приборах, в точных часах, в новых вычислительных средствах. Этим и определялись задачи науки на ближайшие десятилетия.
Информация о работе Революцияв астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей)