Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблема автоматизации бюджетирования на предприятии является одной из наиболее важных, так как финансовая ситуация в России требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета.
Целью курсовой работы явилось исследование сущности процесса бюджетирования на предприятии по средствам автоматизированной системы управления «Галактика ERP». Для достижения поставленной цели изучены: понятия бюджета, виды и особенности бюджетов, формирования бюджета, анализ и контроль за его выполнением.
Введение 4
1. Описание предметной области 6
1.1 Понятие бюджетирования: суть, цель, отличительные особенности 6
1.2 Принципы и этапы бюджетирования 10
1.3 Виды и содержание бюджетов 12
2. Общая характеристика корпоративной информационной системы «Галактика ERP» 23
2.1 Описания контура «Планирования и управления финансами» 23
2.2 Описание модуля «Управление бюджетом» 24
3. Работа в модуле «Управление бюджетом» 26
3.1 Реализация задачи 26
Заключение 32
Список литературы 34
Бюджет движения денежных средств составляется на основе балансового метода, поэтому первой статьей его является начальное сальдо (остаток), а последней – конечное сальдо (остаток). При этом конечное сальдо предыдущего периода всегда является начальным сальдо для следующего периода. Конечное сальдо данного периода является алгебраической суммой начального сальдо и кассового роста или уменьшение за тот же период.
Конечное сальдо денежных средств = начальное сальдо + поступления – выплаты.
10. Бюджет доходов и расходов – финансовый план – показывает соотношение всех запланированных доходов от реализации продукции (услуг) со всеми видами расходов, которые предполагается понести организации в плановый период.
Иными словами бюджет доходов
и расходов – это документ, показывающий
соотношение затрат и результатов
финансово-хозяйственной
Основная цель бюджета
доходов и расходов – показать
руководителям предприятия
Составления бюджета доходов
и расходов необходимо начинать с
разработки прогнозов сбыта и
бюджета продаж, затем предстоит
определить прямые (переменные) затраты,
которые отражаются в трех основных
статьях: а) оплата сырья, товаров, материалов
и комплектующих, приобретенных
у поставщиков; б) оплата операционных
(производственных, эксплуатационных)
расходов непосредственно связанных
с ростом или уменьшением объема
продаж; в) расходы на оплату труда
основного производственного
Необходимая информация для определения объема продаж и прямых (переменных) затрат предоставляется операционными бюджетами: бюджетом продаж, бюджетом прямых материальных затрат, бюджетом прямых затрат на оплату труда.
Кроме того, добавляется информация о текущих расходах (расходах на период) о прочих доходах и расходах и о величине налога на прибыль.
Бюджет доходов и расходов содержит в едином формате план всех прибыльных операций организации и тем самым позволяет проследить влияние операционных и других бюджетов на годовой бюджет прибылей.
Если величина чистой прибыли мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, бюджет доходов и расходов пересматривается.
Зарубежные специалисты называют бюджет доходов и расходов бюджетным отчетом о прибылях и убытках. В составе бухгалтерской отчетности в отечественном бухгалтерском финансовом учете предусмотрена форма № 2 аналогичного названия «Отчет о прибылях и убытках». Однако, цель составления бюджета доходов и расходов по своему экономическому смыслу совсем иная и его формат определяет не только систему целевых показателей, но и содержание других основных бюджетов.
Бюджет доходов и расходов позволяет понять различие между прибылью и денежным потоком (информацией о денежных поступлениях и выплатах). Признание прибыли базируется на принципе начисления в момент возникновения прав на получение денежных средств или обязательств их выплатить, который далеко не всегда совпадает с моментом поступления и выплат денежных средств.
Кроме того, некоторые статьи бюджета доходов и расходов отражают неденежные расходы или доходы, например, амортизацию, создание резерва по сомнительным долгам, которые в бюджете движения денежных средств не отражаются.
11. Бюджет баланса – это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) организации (бизнеса, проекта, структурного подразделения) в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.
Назначение расчетного баланса – показать, как изменится стоимость организации в результате занятий данным видом бизнеса, хозяйственной деятельности организации в целом или ее отдельного структурного подразделения в течение бюджетного периода.
Расчетный баланс показывает, насколько увеличится стоимость ресурсов организации, бизнеса или самостоятельного подразделения которыми они оперируют в предстоящий бюджетный период. Он демонстрирует динамику стоимости активов, их жизнеспособность.
Без расчетного баланса невозможно
осуществить полноценный
Расчетный баланс обычно составляется по укрупненной номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов.
Источники информации для расчетного баланса можно взять из данных бухгалтерского учета и составленных ранее операционных и основных бюджетов.
Так, информация о составе внеоборотных активов может быть получена из данных бухгалтерского учета, а также из бюджета капиталовложений, содержащего информацию о приобретениях и реализации этих активов.
Налоговые обязательства отражены в бюджете доходов и расходов.
Данные о собственном капитале компании можно почерпнуть из документов, касающихся предлагаемых эмиссий и изъятий капитала.
Прогноз нераспределенной прибыли на конец текущего года включает нераспределенную прибыль предыдущих лет и прибыль, заработанную в текущем году. Поскольку прогнозный баланс на следующий год составляется после всех остальных бюджетов в конце текущего финансового года, величину нераспределенной прибыли уже можно оценить достаточно точно.
Объем готовой продукции и материальных запасов можно узнать из бюджетов производства и закупок материалов соответственно. Запас материалов рассчитан в бюджете закупок.
Банковский овердрафт приведен в бюджете закупок и равен остатку по банковскому счету на конец бюджетного года.
Объемы дебиторской и кредиторской задолженностей можно определить исходя из информации о сроках поступлений и выплат, которые используются при составлении бюджета движения денежных средств.
Также необходимо отметить, что стандартной формы оформления результатов бюджетирования не существует. В отличие от финансовой отчетности форма бюджетирования не стандартизирована. Его структура зависит от объема планируемого размера организаций и степени квалификации разработчиков.
Таким образом, на каждом предприятии выделяются различные бюджеты, которые создаются с различными целями и в различных ситуациях. В то же время рациональная система бюджетирования предполагает прогнозировать все вышеуказанные бюджеты в их совокупности. Только при этом условии можно добиться значительных результатов.
Галактика ERP - автоматизированная система управления, позволяющая в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, а также обеспечивать персонал предприятия различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений.
Система Галактика ERP обладает модульной структурой. Каждый модуль предназначен для автоматизации отдельных, узких задач. Модули объединены в контуры, которые позволяют автоматизировать весь спектр задач одной предметной области. Такая структура позволяет заказчику выбрать именно то, что ему нужно.
Система «Галактика» предназначена для решения задач управления производством, финансами, персоналом, логистикой для крупного и среднего сектора бизнеса. В «Галактике» реализованы основные функциональные элементы системы, поддерживающей стандарт MRP II/ ERP.
В системе Галактика ERP средства управления финансовыми ресурсами предприятия сосредоточены в контуре планирования и управления финансами (модули Управление бюджетом, Платежный календарь и Финансовый анализ) и поддерживают классический управленческий цикл: планирование финансово-экономической деятельности предприятия, оперативный финансовый менеджмент, финансовый анализ.
Контур Планирования и управления финансами системы Галактика ERP содержит надежные и гибкие средства автоматизации управления финансовыми ресурсами компании, поддерживающие классический управленческий цикл: планирование финансово-экономической деятельности компании, оперативный финансовый менеджмент, финансовый анализ.
Модуль «Управление бюджетом» системы Галактика ERP адресован руководителям и специалистам финансовых экономических служб предприятий и предназначен для автоматизации бюджетного процесса.
Преимущества
Рассмотрим процесс
Мебельная фабрика «Мебель» (открытое акционерное общество) производит мягкую мебель трех видов: диваны, кровати, кресла. Производство состоит из двух основных стадий: пошив чехлов для мебели, сборка конструкции и окончательная отделка мебели. Эти стадии организационно представляют собой самостоятельные участки, соответственно: швейный и сборочный.
Швейный цех, используя обивочную
ткань, поставляемую текстильным комбинатом,
шьет чехлы для мебели. В сборочном
цехе производится сборка изделий из
комплектующих конструкций, поставляемых
деревообрабатывающим комбинатом, с
помощью крепежных деталей, изготавливаемых
для фабрики заводом
Транспортный цех фабрики занимается доставкой готовой продукции в мебельные магазины и на железнодорожный вокзал, для отправки мебели иногороднему потребителю, и завозом товароматериальных ценностей на фабрику.
Для хранения готовой продукции и материалов руководство фабрики арендует склад.
Основные этапы работы с модулем «Управление бюджетом».
Работа с модулем «Управление
бюджетом» начинается с формирования
структуры центров
Рисунок 3.1.1 – Каталог центров ответственности
Необходимо сформировать годовые периоды планирования каждый из которых включает четыре квартала. Для этого вначале сформируем тип периодов планирования (шаблон), включающий год и квартал, а затем шесть годовых периодов планирования данного типа.
Создание типа периодов планирования осуществляется с помощью функции Настройка ⇒ Типы периодов планирования (рис.3.1.2).
Рисунок 3.1.2 – Окно типов периодов планирования
Далее на основе созданных
типов формируются периоды
Рисунок 3.1.3 – Каталог периодов планирования