Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:16, реферат
Автоматизированные обучающие системы представляют собой комплексы научно-методической, учебной и организационной поддержки процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий. С позиций современной дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей во все области процесса обучения. Компьютерные технологии представляют собой принципиально новые средства обучения. За счет своего быстродействия и больших резервов памяти они позволяют реализовывать различные варианты сред для программированного и проблемного обучения, строить различные варианты диалоговых режимов обучения, когда так или иначе ответ учащегося реально влияет на ход дальнейшего обучения.
Введение
1. Автоматизированные обучающие системы (АОС): основные принципы построения.
2. Автоматизированные обучающие системы (АОС): (игровые (обучающие) АОС; принципы построения; пример)
3. Автоматизированные обучающие системы: контролирующие (диалоговые) АОС (примеры, принцип действия).
4. Комплексные АОС: общие принципы построения, пример.
Заключение
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ГОУ ВПО «АмГУ»)
РЕФЕРАТ
на тему: «»
по дисциплине: «»
Исполнитель:
студент
группы 034
Руководитель
ст. преподаватель
Благовещенск 2010
СОДЕРЖАНИЕ :
Введение
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Автоматизированные
обучающие системы представляют
собой комплексы научно-
Вследствие этого современный педагог с неизбежностью должен осваивать новые образовательные подходы, опирающиеся на средства и методы индивидуального компьютерного обучения. В общем случае педагог получает доступ к компьютерным средствам, информационной среде и программным продуктам, предназначенным для обеспечения преподавательской деятельности. Все эти средства образуют комплексы автоматизированных обучающих систем.
В рамках автоматизированных обучающих систем на сегодняшний день решается ряд задач обучения. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций. Для таких проверок обычно используют соответствующие системы (батареи) психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности учащихся, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.
Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого учащегося, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью. [3] Например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления учащемуся новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок. Таким образом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья
группа задач АОС связана с
решением задач подготовки и предъявления
учебного материала адаптации материала
по уровням сложности, подготовки динамических
иллюстраций, контрольных заданий,
лабораторных работ самостоятельных
работ учащихся. В качестве примера
уровня таких занятий можно указать
на возможности использования
В
настоящее время разработано
большое число электронных
Автоматизированные обучающие системы бывают нескольких типов: информационные, справочные, контролирующие, обучающие, комбинированные. Некоторые АОС предназначены для работы с т.н. «отдельными элементами обучения» (они способствуют усвоению отдельных тем, текстов, проч.); другие представляют собой автоматизированные учебные курсы (АУК).
Одни АОС «способны» контролировать знания учащихся, другие содержат в себе элементы «учебного тренажа», третьи помогают овладению новым учебным материалом, четвертые предназначены для того, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету.
При построении АОС примято учитывать как достоинства, так и недостатки компьютеров, на которых они будут эксплyaтироваться. А именно: возможности по использованию игровых элементов в процессе обучения; возможности по организации «диалога» учащегося и ЭВМ; демонстрационные возможности, наглядность; предметностъ, красочность представления учебного материалам, др. К числу недостатков многих компьютеров можно отнести малую емкость экрана дисплея, его избыточную (недостаточную) яркость, специфичность программного обеспечения, проч.
Эффективность АОС во многом зависит
от их содержательней стороны. Конкретно:
от логической стройности, непротиворечивости,
однозначности, доступности, точности,
простоты изложения, валидности исходной
информации; от наличия иллюстративно-
Создавая АОС, нужно помнить о трех обстоятельствах:
- человеческий мозг способен
перерабатывать в ограниченный
промежуток времени
- в большинстве отечественных вузов работа в компьютерном классе лимитирована по времени;
- «общение» студента-
Лучшие АОС никогда не бывают «насыщены» сложными формулами, схемами, др. Работа с ними не требует много времени, а текст нередко «разбавляется» шутками, забавными фразами, смешными рисунками.
Чтобы лучше представить «устройство» наиболее удачно сделанных АОС, теперь более подробно рассмотрим некоторые из них.
М. Хайдеггер считал, что «игра
есть язык трансценденции», а
Й.Хейзинга писал, что «игра
- всеобщий принцип становления
человеческой культуры».
Вот, например, что писала по этому
поводу сотрудник Белорусского центра
новых информационных технологий преподавания
гуманитарных и социально-политических
дисциплин (БелНИТ) Е.Н. Балыкина: «В
настоящее время игровые формы
обучения заняли прочное место среди
дидактических средств вообще. Обучающие
игры используются для решения широкого
диапазона педагогических задач, поскольку
главная их особенность состоит
в комплексном воздействии на
интеллектуальную, эмоциональную, нравственную
и поведенческую стороны
В обучающих играх можно отметить
целый ряд психолого-
Игровые АОС могут иметь самую разную форму: «стрельба» датами по условной мишени; ходьба по «лабиринту истории философии»; историко-философские «шашки»; чайнворды; кроссворды; кроссчайнворды; шарады; метаграммы; анаграммы; полидромы; логогрифы; ребусы; криптограммы, и прочее и т.д
Хорошим примером компьютерных игр-головоломок является кроссворд по истории культуры начала XI в., составленный белорусскими квантификаторами (разработчики - Балыкина Е.Н. и др.). Этот кроссворд предназначен для студентов вузов и учащихся старших классов школ. Он представляет собой игру, в начале которой учащийся должен ответить на все известные ему вопросы кроссворда, и, таким образам, как бы «набрать» темп работы. Затем ему нужно предельно мо билизовать свои способности в поисках ответов на вопросы, по которым он допустил ошибки (на которые не ответил). При этом он может рассчитывать на помощь трех типов (справки, проч.), причем программа сама «наводит» его на правильную мысль. Принцип действия AOС Е.Н.Балыкиной предусматривает дополнительное стимулирование познавательной деятельности обучаемых как самим режимом занятий (льготный или жесткий режим тренажа или контроля), так и оценками ответов и учетам времени, затраченного на работу.
Кстати, познавательная деятельность
студентов может быть
3. Автоматизированные обучающие
системы: контролирующие (диалоговые)
АОС (примеры, принцип
Важнейшей функцией автоматизированных обучающих систем является контроль за знаниями учащихся. Это может быть текущий, рубежный, др. контроль.
Простейший вид контроля может осуществлять (если Вы, конечно, ее дополните) и наша с Вами программа, (см. ранее). Некоторые АОС умеют даже «принимать» зачеты и экзамены.
Целый пакет программ, предназначенных для приема зачетов, разработали сотрудники Лаборатории по применению количествeнных методов и ЭВМ в исторических исследованиях Московского университета (И.М. Гарскова, др). Давайте с ним познакомимся.
В этот пакет входят пять программ. А именно: программа «INTRO» (знакомство), «CONDUIT» (классный журнал), «CONTROL» (контроль), «EXAMS» (экзаменатор), «TEACHER» (учитель).
Каковы их функции?
Программы «INTRO» и «CONDUIT» осуществляют контроль посещаемости занятий. Так, например, «INTRO» «регистрирует» список членов академических групп. То есть на первом занятии каждый студент подходит к компьютеру и самостоятельно набирает на клавиатуре свое имя и фамилию, а «INTRO» вводит их в память ЭВМ. Далее, учетом посещаемости «ведает» уже программа «CONDUIT». «CONDUIT» отмечает на каждом занятии посещаемость студентов и «заставляет» компьютер «комментировать» их усердие или нерадивость. Функции программы «CONTROL» состоит в том, чтобы на основе сведений «CONDUIT» определять, какие именно темы нужно «отрабатывать» студенту и в каком объеме.