Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 21:03, лекция
Системы управления базами данных (СУБД) – это специализированные программные продукты, позволяющие:
1) постоянно хранить сколь угодно большие (но не бесконечные) объемы данных;
2) извлекать и изменять эти хранящиеся данные в том или ином аспекте, используя при этом так называемые запросы;
Исследователи в области экспертных систем для названия своей дисциплины часто используют также уже упоминавшийся ранее термин «инженерия знаний», введенный немецким ученым Е. Фейгенбаумом как «привнесение принципов и инструментария исследований из области искусственного интеллекта в решение трудных прикладных проблем, требующих знаний экспертов».
Однако коммерческие успехи к фирмам-разработчикам пришла не сразу. На протяжении четверти века в период с 1960 по 1985 гг. успехи искусственного интеллекта касались в основном исследовательских разработок. Тем не менее, начиная примерно с 1985 г., а в массовом масштабе с 1987 по 1990 гг. экспертные системы стали активно использоваться в коммерческих приложениях.
Заслуги экспертных систем довольно велики и состоят в следующем:
1) технология экспертных
систем существенно расширяет
круг практически значимых
2) технология экспертных
систем является одним из
3) имеется высокая стоимость
эксплуатации и обслуживания
сложных систем, которая зачастую
в несколько раз превосходит
стоимость самой разработки, а
также низкий уровень
4) объединение технологии
экспертных систем с
По мнению рядовых пользователей и ведущих специалистов, в недалекой перспективе экспертные системы найдут следующее применение:
1) экспертные системы будут играть ведущую роль на всех стадиях проектирования, разработки, производства, распределения, отладки, контроля и оказания услуг;
2) технология экспертных
систем, получившая широкое
В общем случае экспертные системы предназначены для так называемых неформализованных задач , т. е. экспертные системы не отвергают и не заменяют традиционного подхода к разработке программ, ориентированного на решение формализованных задач, но дополняют их, тем самым значительно расширяя возможности. Именно этого и не может сделать простой человек-эксперт.
Такие сложные неформализованные задачи характеризуются:
1) ошибочностью, неточностью, неоднозначностью, а также неполнотой и противоречивостью исходных данных;
2) ошибочностью, неоднозначностью,
неточностью, неполнотой и
3) большой размерностью
пространства решений
4) динамической изменчивостью
данных и знаний
Экспертные системы главным образом основаны на эвристическом поиске решения, а не на исполнении известного алгоритма. В этом одно из главных преимуществ технологии экспертных систем перед традиционным подходом к разработке программ. Именно это и позволяет им так хорошо справляться с поставленными перед ними задачами.
Технология экспертных систем используется для решения самых различных задач. Перечислим основные из подобных задач.
1. Интерпретация.
Экспертные системы, выполняющие интерпретацию, чаще всего применяют показания различных приборов с целью описания положения дел.
Интерпретирующие экспертные
системы способны обрабатывать самые
различные виды информации. Примером
может послужить использование
данных спектрального анализа и
изменения характеристик
Интерпретирующие системы чаще всего имеют дело непосредственно с показаниями. В связи с этим возникают затруднения, которых нет у других видов систем. Что это за затруднения? Эти затруднения возникают из-за того, что экспертным системам приходится интерпретировать засоренную лишним, неполную, ненадежную или неверную информацию. Отсюда неизбежны либо ошибки, либо значительное увеличение обработки данных.
2. Прогнозирование.
Экспертные системы, осуществляющие прогноз чего-либо, определяют вероятностные условия заданных ситуаций. Примерами служат прогноз ущерба, причиненного урожаю хлебов неблагоприятными погодными условиями, оценивание спроса на газ на мировом рынке, прогнозирование погоды по данным метеорологических станций. Системы прогнозирования иногда применяют моделирование, т. е. такие программы, которые отображают некоторые взаимосвязи в реальном мире, чтобы воссоздать их в среде программирования, и потом спроектировать ситуации, которые могут возникнуть при тех или иных исходных данных.
3. Диагностика различных приборов.
Экспертные системы производят такую диагностику, применяя описания какой-либо ситуации, поведения или данных о строении различных компонентов, чтобы определить возможные причины неисправно работающей диагностируемой системы. Примерами служат установление обстоятельств заболевания по симптомам, которые наблюдаются у больных (в медицине); определение неисправностей в электронных схемах и определение неисправных компонентов в механизмах различных приборов. Системы диагностики довольно часто являются помощниками, которые не только ставят диагноз, но и помогают в устранении неполадок. В таких случаях данные системы вполне могут взаимодействовать с пользователем, чтобы оказать помощь при поиске неполадок, а потом привести список действий, необходимых для их устранения. В настоящее время многие диагностические системы разрабатываются в качестве приложений к инженерному делу и компьютерным системам.
4. Планирование различных событий.
Экспертные системы, предназначенные для планирования, проектируют различные операции. Системы предопределяют практически полную последовательность действий, прежде чем начнется их реализация.
Примерами такого планирования
событий могут служить создания
планов военных действий как оборонительного,
так и наступательного
5. Проектирование.
Экспертные системы, выполняющие проектирование, разрабатывают различные формы объектов, учитывая сложившиеся обстоятельства и все сопутствующие факторы.
В качестве примера можно рассмотреть генную инженерию.
6. Контроль.
Экспертные системы, осуществляющие
контроль, сравнивают настоящее поведение
системы с ее ожидаемым поведением.
Наблюдающие экспертные системы
обнаруживают контролируемое поведение,
которое подтверждает их ожидания по
сравнению с нормальным поведением
или их предположением о потенциальных
отклонениях. Контролирующие экспертные
системы по своей сути должны работать
в режиме реального времени и
реализовывать зависящую как
от времени, так и от контекста
интерпретацию поведения
В качестве примера можно привести слежение за показаниями измерительных приборов в атомных реакторах с целью обнаружения аварийных ситуаций или оценку данных диагностики пациентов, находящихся в блоке интенсивного лечения.
7. Управление.
Ведь широко известно, что экспертные системы, осуществляющие управление, весьма результативно руководят поведением системы в целом. Примером служит управление различными производствами, а также распределением компьютерных систем. Управляющие экспертные системы должны включать в себя наблюдающие компоненты, для того, чтобы контролировать поведение объекта на протяжении длительного времени, но они могут нуждаться и в других компонентах из уже проанализированных типов задач.
Экспертные системы
Разработка экспертных систем имеет ряд существенных отличий от разработки обычного программного продукта. Опыт создания экспертных систем показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программировании, либо сильно увеличивает количество времени, затраченного на создание экспертных систем, либо вовсе приводит к отрицательному результату.
Экспертные системы в общем случае подразделяются на статические и динамические .
Для начала рассмотрим статическую экспертную систему.
Стандартная статическая экспертная система состоит из следующих основных компонентов:
1) рабочей памяти, называемой также базой данных;
2) базы знаний;
3) решателя, называемого также интерпретатором;
4) компонентов приобретения знаний;
5) объяснительного компонента;
6) диалогового компонента.
Рассмотрим теперь каждый компонент более подробно.
Рабочая память (по абсолютной аналогии с рабочей, т. е. оперативной памятью компьютера) предназначена для получения и хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи.
База знаний предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих конкретную предметную область, и правил, описывающих рациональное преобразование данных этой области решаемой задачи.
Решатель , называемый также интерпретатором , функционирует следующим образом: используя исходные данные из рабочей памяти и долгосрочные данные из базы знаний, он формирует правила, применение которых к исходным данным приводит к решению задачи. Одним словом, он действительно «решает» поставленную перед ним задачу;
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс заполнения экспертной системы знаниями эксперта, т. е. именно этот компонент обеспечивает базу знаний всей необходимой информацией из данной конкретной предметной области.
Компонент объяснений разъясняет, как система получила решение данной задачи, или почему она это решение не получила и какие знания она при этом использовала. Иначе говоря, компонент объяснений создает отчет о проделанной работе.
Данный компонент является очень важным во всей экспертной системе, поскольку он значительно облегчает тестирование системы экспертом, а также повышает доверие пользователя к полученному результату и, следовательно, ускоряет процесс разработок.
Диалоговый компонент служит для обеспечения дружественного интерфейса пользователя как в ходе решения задачи, так и в процессе приобретения знаний и объявления результатов работы.
Теперь, когда мы знаем, из
каких компонент в общем
Статические экспертные системы чаще всего используются в технических приложениях, где можно не учитывать изменения окружающего среды, происходящие во время решения задачи. Любопытно знать, что первые экспертные системы, получившие практическое применение, были именно статическими.
Итак, на этом закончим пока рассмотрение статистической экспертной системы, перейдем к анализу экспертной системы динамической.
К сожалению, в программу нашего курса не входит подробное рассмотрение этой экспертной системы, поэтому ограничимся разбором только самых основных отличий динамической экспертной системы от статических.
В отличие от статической
экспертной системы в структуру динамическ
1) подсистема моделирования внешнего мира;
2) подсистема связей с внешним окружением.
Подсистема связей с внешним окружением как раз и осуществляет связи с внешним миром. Делает она это посредством системы специальных датчиков и контроллеров.
Помимо этого, некоторые традиционные компоненты статической экспертной системы подвергаются существенным изменениям, для того чтобы отобразить временную логику событий, происходящих в данный момент в окружающей среде.
Это главное различие между статической и динамической экспертными системами.
Пример динамической экспертной системы – управление производством различных медикаментов в фармацевтической промышленности.
В разработке экспертных систем
участвуют представители
1) эксперт;
2) инженер по знаниям;
3) программист по разработке инструментальных средств.
Разъясним обязанности каждого
из приведенных здесь
Эксперт – это специалист в той предметной области, задачи которой и будут решаться при помощи этой конкретной разрабатываемой экспертной системы.
Инженер по знаниям – это специалист по разработке непосредственно экспертной системы. Используемые им технологии и методы называются технологиями и методами инженерии знаний. Инженер по знаниям помогает эксперту выявить из всей информации предметной области ту информацию, которая необходима для работы с конкретной разрабатываемой экспертной системой, а затем структурировать ее.
Любопытно, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям, т. е. замена их программистами, либо приводит к неудаче всего проекта создания конкретной экспертной системы, либо значительно увеличивает сроки ее разработки.
И, наконец, программист разрабатывает инструментальные средства (если инструментальные средства разрабатываются заново), предназначенные для ускорения разработки экспертных систем. Эти инструментальные средства содержат в пределе все основные компоненты экспертной системы; также программист осуществляет сопряжение своих инструментальных средств с той средой, в которой она будет использоваться.