Базы данных. Области применения баз данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 00:59, реферат

Описание работы

Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы – базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций.

Файлы: 1 файл

Базы данных. Области применения баз данных.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

- ДБнД обзорной и прогнозной  экономической информации;

- ДБнД по научным статьям  с индексами цитирования ;

- ДБнД по правительственным  документам не законодательного характера (заявлениям, сообщениям для прессы, выступлениям государственных деятелей и т.п.);

- ДБнД по программному обеспечению;

- ДБнД деловой и коммерческой  информации;

- ДБнД по зарегистрированным  торговым маркам и другие.

 

3.2. Система баз данных о продукции

Информация о продукции является основным видом технико-экономической информации. Данные о продукции характеризуются:

- огромной и зачастую неупорядоченной  номенклатурой (от 10 млн. до 1 млрд. наименований ), только в ОКП содержится 25 млн. позиций, в системе чертежного хозяйства насчитывается до 16 млн. крепежных изделий, имеются сведения более чем о 6 млн. химических соединений и т.п.;

- разнородностью и многофункциональностью  применения и описания продукции  на всех этапах ее жизненного  цикла;

- обилием свойств (признаков), характеризующих  отдельные группы продукции(до 200 признаков);

- многообразием областей применения  продукции, охватывающих все сферы  народнохозяйственной деятельности;

- многочисленными и разнообразными  связями между продукцией и  другими видами информации (связь  с предприятиями-разработчиками  и изготовителями, комплектующими  изделиями, сырьем и ресурсами, технологическими  процессами, работами и услугами , состоянием окружающей среды  и т.п.);

- большим количеством и разнообразием  категорий групп пользователей;

- наличием большого числа различающихся  и неувязанных между собой  систем классификации и кодирования  продукции (ОКП, ЕСКД, ЕТНВТ, гармонизированная  система описания и кодирования  товаров, система штрихового кодирования, отраслевые и локальные системы  и т.п.);

Число пользователей системы баз данных по продукции достигает десятков тысяч (предприятий промышленности и сельского хозяйства свыше 100 тыс., управляющих и исполнительных органов - свыше 50 тыс., кооперативы, арендные и индивидуальные предприятия и т.п.). Все это обусловлено тем, что с созданием продукции связано большинство работ и услуг в области материального производства. Состав и объем действующих баз данных о продукции. Отдельные информационные массивы (баз данных, файлов ) по продукции создаются и функционируют практически в рамках любой автоматизированной системы управления, которые разрабатывались в последние 20-25 лет на общегосударственном, отраслевом и республиканском уровнях и на уровне отдельных предприятий. По мере роста числа решаемых АСУ задач и в процессе их объединения во взаимосвязанные комплексы в большей степени обнаруживались недостатки позадачного подхода, причем особые трудности возникали в стране с увязкой и совместным применением различных баз данных о продукции. Дело в том, что в настоящее время многие министерства и ведомства, предприятия и организации страны осуществляют сбор, хранение и обработку информации, характеризующей отдельные стороны продукции и ее производства (данные о наличие запасов, остатках, об излишнем оборудовании, по ресурсосбережению, коммерческая информация, сведения о продукции реализуемой в порядке оптовой торговли, экономические показатели производства и поставок продукции, основные характеристики продукции и цены на нее, данные о рекламациях и конъюнктуре рынка товаров народного потребления, сведения об экспорте и импорте продукции, рекламациях инозаказчиков, основные характеристики продукции зарубежных фирм, предлагаемой на мировом рынке, сведения об отечественных, международных и зарубежных стандартах), а так же бухгалтерский ее учет. В связи с этим построение системы баз данных на основе сложившихся в стране совокупности АСОД требует решения проблемы их ин формационной совместимости, например, в виде специальных, стандартизированных, интерфейсов. Основные принципы создания СБД по продукции Целью СБД по продукции является оперативное обеспечение ей достоверной и актуальной информацией о продукции для решения их практических задач. СБД по продукции - это совокупность территориально распределенных БД, содержащих взаимоувязанную информацию о различных аспектах продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, объединенных в информационно-вычислительную сеть и основанную на унифицированной информационной технологии сбора и обработки информации и общесистемных методах и средствах описания данных.

Базы данных о продукции организуются по однородным группам (видам) продукции и другим объектам (предприятиям, регионам) и включают:

- номенклатуру, эксплуатационно-технические, экономические, эргономические и  другие характеристики (показатели) изделий, отражающих их потребительские свойства, область и условия применения, влияние на человека и окружающую среду, заменяемость и взаимозаменяемость и т.п.;

- сведения о предприятиях-разработчиках  и изготовителях продукции;

- данные о ценах и условиях  поставок;

- другие данные, представляющие  интерес для участников

рынка продукции.

СБД о продукции создается в целях демонополизации информационного рынка и контроля за ценами, на информацию о продукции с учетом условий перехода к рыночной экономике.

Система баз данных реализуется в виде 2 классов БД:

- государственных БД, строящихся  на основе системы государственной  каталогизации продукции, создаваемых  для целей планирование и налогообложения;

- коммерческих БД.

Государственная система каталогизации включает продукцию, выпускаемую государственными организациями и ведомствами (министерство обороны, министерство энергетики, министерство транспорта и др.). Поступление информации о продукции в системе каталогизации может строится как на административной, так и на экономической основе. Коммерческие БД создаются на базе товарных бирж, предприятий оптовой торговли, центров НТИ и других негосударственных предприятий. При создании БД о продукции необходимо выделить организации, которые порождают информацию, т.е. являются генераторами информации. Эта информация и должна собираться и поддерживаться в актуальном состоянии в системе БД. В качестве таких организаций могут выступать предприятия-изготовители продукции. В системе СБД по продукции целесообразно организовать БнД по группам однородной продукции на основе наиболее оснащенных вычислительных центров, как существующих в отраслях и регионах, так и в создаваемых ассоциациях, центрах и т.п. Информационное обслуживание БД по продукции могут осуществлять непосредственно генераторы информации, хотя целесообразней осуществлять обслуживание в специализированных интегрированных БнД, как правило региональных, которые также нужно создавать в существующих вычислительных центрах субъекта федерации, наиболее подготовленных для ведения БнД. Необходимо обеспечить доступ к существующим БнД по потребляемой продукции инистерства обороны (с учетом режимных ограничений).

Координацию создания СБД по продукции должен осуществлять государственный центр каталогизации продукции, который выполняет следующие функции:

- организационно-методическое и  нормативно-техническое обеспечение  системы ;

- ведение банка метданных;

- издание и распространение  каталогов, справочников, указателей  и других информационных материалов.

В целях обеспечения совместимости и облегчения выхода на зарубежный рынок и облегчения экспортно-импортных операций в основу создания СБД по продукции предлагается положить ин формационную технологию по каталогизации и международные соглашения по информационному обмену данными (типа EDIFAKT и системы обмена электронными документами).

Основным способом решения проблемы информационной совместимости действующих баз и банков данных о продукции является комплексная унификация и стандартизация средств описания данных (структур, форматов, лексики и т.д.).

 

3.3. Экономическая и конъюнктурная информация

Создание баз и банков экономической и конъюнктурной информации является важным фактором функционирования общества в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. В предшествующие годы базы экономических данных создавались и функционировали в составе АСПР Госплана СССР, ЕСИС Госкомстата России, АСФР Минфина России, АСУ Госснаба СССР, ОАСУ Госбанка, других министерств и ведомств, территориальных органов управления предприятий и организаций.

Развитие информационного обеспечения регулируемой рыночной экономики будет происходить с учетом 2 основных факторов:

1.Сокращение объема отчетных  данных, представляемых предприятиями  и организациями органам управления  и государственной статистики.

2.Существенное возрастание информационных  потребностей Совета федерации, предприятий, организаций, населения, органов территориального и межотраслевого  управления в социально-экономической  информации .

Основным направлением развития БД социально-экономической и конъюнктурной информации является создание следующих интегрированных БД:

1.Регистры и БД учетно-статистических  единиц:

- паспорта социально-экономического  развития административно-территориальных  единиц(субъектов федерации, властей  самоуправления)

- структурных хозяйственных единиц  по всем отраслям экономики  независимо от видов собственности, в частности, регистры промышленных , сельскохозяйственных, строительных  предприятий, научных и проектных  организаций, фермерских хозяйств  и т.д.;

- регистры строек.

2.Интегрированные БД для комплексного  анализа состояния и развития  отраслей экономики.

3.БД годовых балансов деятельности, предприятий, организаций и их  объединений, территорий и регионов.

4.БД массовых переписей, единовременных  учетов и выборочных обследований.

5. БД по банковским трансфертам.

6.БД по доходам и расходам  населения, включая БД по семейным  бюджетам.

Дальнейшее развитие должны получить работы по созданию БД, обеспечивающих международное сопоставление социально-экономического и научно-технического развития России, субъектов федерации, отдельных регионов, международные валютно-финансовые сопоставления и планируемых валютных курсов, изучение эффективности внешней торговли, платежеспособности страны.

В этих целях предусмотрено создание следующих баз данных:

- по участникам внешнеэкономических  связей;

- по лицензированию;

- грузовых таможенных деклараций;

- межправительственных соглашений  и протоколов;

- конъюнктурно-коммерческой информации;

- нормативных документов, регулирующих  внешнеэкономическую деятельность;

- нормативно-справочная база. Создаваемые  интегрированные БД должны формироваться с учетом интересов органов управления различного уровня , включая законодательные и исполнительные органы, налоговые органы, государственные и коммерческие банки, а также в целях информирования общественных организаций и населения. Методологической основой создания интегрированных БД социально-экономической и конъюнктурной информации должна служить единая система национальных счетов, сопряженная с международными номенклатурами и стандартами. Создание и функционирование баз экономических данных должно осуществляться на основе развитой системы информации , включающей систему классификации, кодирования и стандарты в области экономической информации. Большинство БД социально-экономической информации должно создаваться преимущественно на основе финансирования из государственного и местного бюджетов, а конъюнктурной информации-с привлечением средств заинтересованных коммерческих и некоммерческих организаций. Политика в области цен и налогов на использование БД данного класса должна включаться в число мер антимонопольного характера и должна регулироваться Антимонопольным комитетом. При этом возможно и целесообразно создание коммерческих БД и БнД, конкурирующих с уже существующими.

 

3.4.Фактографические базы социальных данных

К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде. Сведения о населении включают половые, социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные о населении страны в целом и ее отдельных территориях и об определенных группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др. Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях, градостроительстве, городском хозяйстве, городском пассажирском транспорте, законах , нарушениях общественного порядка и др. К социальным фактографическим данным отнесены также другие данные сферы здравоохранения: о заболеваниях и их последствиях, лекарственных средствах, медицинском оборудовании и медицинских учреждениях и т.д. Данные о градостроительстве включают сведения о зданиях и сооружениях , дорогах, зеленых насаждениях и транспортных маршрутах города. Данные о городском хозяйстве содержат сведения о жилом фонде, тепло и энергосети, водопроводной сети, и автотранспорте, предприятиях, занятых переработкой отходов, ремонтом дорог и другими функциями коммунального хозяйства. Подавляющее большинство баз социальных данных формируется в рамках систем местных органов власти. Источниками таких данных являются, как правило, формализованные документы. Потребителями баз социальных данных являются население, органы управления различных уровней и сфер, начиная от жилищно-эксплуатационных контор и управлений и кончая Президентом и Федеральным Собранием, а также научные работники. Все данные о личностях имеют ограниченный доступ, их содержание контролируется населением, о чем во многих государствах были изданы законы. Базы данных о градостроительстве и городском хозяйстве создаются за рубежом при городских муниципалитетах и службах. Сведения о жилом и нежилом фонде используются налоговыми органами. Информация о зданиях, дорогах, зеленых насаждениях и транспорте предназначена для работников служб градостроительства и экологических служб, информация о водо, тепло-, энергосетях города - для работников служб, управляющих этими сетями. В нашей стране создание баз демографических и паспортных данных о населении находится в начальной стадии. Довольно успешно развивается создание баз данных в системах учета и выплаты пенсий. В 130 центрах функционируют такие системы, обслуживающие до 70% пенсионеров страны. Системы в большинстве случаев обеспечивают прямой экономический и социальный эффект, и он возрастает при решении задач по расчету и перерасчету пенсий непосредственно в низовых звеньях системы социального обеспечения. Для функционирования правоохранительных органов в г.г. Москве, Красноярске созданы и функционируют базы данных о криминогенном контингенте населения, о преступлениях (событиях) и о похищенных ценностях. В г.Москве закончилась разработка системы "Патруль", обеспечивающая оперативный доступ к этим базам данных по радиоканалу и телефонным каналам. Наиболее крупной сетью баз социальных данных является сеть баз данных о населении. Ее объем, включая медицинские и кадровые данные , в перспективе составит для всей страны с учетом дублирования при хранении 1, 8 тыс. Гбт Объем баз основных демографических и паспортных данных без учета дублирования составит 150 Гбт. Трудности создания сети БД "Население" заключаются в больших начальных затратах по заполнению. За рубежом персональный учет населения окупается за счет более полного сбора налогов. В будущем и у нас появится этот эффект. Прямой экономический эффект от базы данных о населении на современном этапе вряд ли будет достигнут. Вместе с тем социальный эффект может быть значительным. Поэтому проблема создания такой базы может быть решена только на государственном уровне. На предприятиях на базе ПЭВМ создаются многочисленные системы по учету кадров, имеющие базы кадровых данных. Их количество в нашей стране нигде не фиксируется и работы не координируются. Экономическая эффективность таких систем у нас часто не достигается вследствие высокой этой координации. В течение ряда лет в Минздраве России функционирует система баз статистических медицинских данных. Создание баз персональных медицинских данных в поликлиниках и больницах ведется в нашей стране в порядке эксперимента в Москве, Екатеринбурге и других городах. Закончено создание баз данных о свойствах лекарственных средств и о наличии их в аптеках города в г.г.Москве, Санкт-Петербурге и Рязани. Планируется создание баз данных о запросах донорской крови и органов трансплантации. Создана база медицинских данных , финансируемая органами здравоохранения на всех уровнях. Большое социальное значение приобретают базы данных о вакансиях, используемые для задач трудоустройства. Такие базы созданы в ряде городов. Опыт их создания показал, что в городе целесообразно иметь центральный государственный городской банк вакансий.

При создании баз социальных данных важны следующие принципы:

1.Генератором базы является, как  правило, организация-владелец документов-источников, которая может передавать функции  распространения информации другим  БнД.

2.Создание баз социальных данных  необходимо производить на основе  централизованного частичного финансирования  при условии финансовой поддержки  этих работ федеральными и  местными органами управления. В  первую очередь следует финансово поддержать эти работы в опорных зонах информатизации.

3.Для обеспечения унификации  записей в базах данных и  запросов целесообразно создать  систему баз данных в социальной  сфере, совмещенную с системой  словарно-справочных служб.

4.Основное внимание следует  уделить созданию баз детальных  данных об элементарных объектах, таких как отдельный человек, конкретное лекарство, конкретная квартира. Эти базы следует создавать в местах их наиболее интенсивного использования. Так, базы данных о населении следует создавать в ДЭЗах или РЭУ, отделениях милиции, центральном адресном бюро. Базу данных о квартирах и строениях следует создавать в бюро технической инвентаризации и в ДЭЗах. Сводные данные о жителях и квартирах следует хранить в базах данных районных и городских органов управления. Допускается дублирование данных при хранении, если это оправдано экономически.

5.В фактографических базах социальных  данных велика интенсивность  их обновления (15-25% в год). Вследствие этого каналы актуализации должны тщательно отрабатываться до начала загрузки базы данных.

 

3.5.Базы данных транспортных систем страны

Исходным пунктом проектирования сети баз данных является оценка ее современного состояния. В рамках отдельных видов транспорта и их АСУ созданы и функционируют как отдельные базы и банки данных, так и мощные информационные системы. На воздушном транспорте функционирует сеть ЭВМ "Сирена", обеспечивающая автоматизацию продажи авиабилетов. Сеть развивается и должна охватить всю территорию страны. На железнодорожном транспорте создана система "Экспресс". В ее функции входит не только резервирование и продажа железнодорожных билетов, но и выдача справок о наличии мест. На морском транспорте в рамках информационно-поисковых систем "Пароходства", "Порты", "Судоремонтные заводы". "Суда" функционируют базы данных для планирования и регулирования работы флота и портов, базы данных о техническом состоянии флота. Анализ существующей структуры управления функционированием транспортной системы России, анализ взаимосвязи ее объектов показывает, что тематическую сеть баз данных "Транспортная система РФ" целесообразно создавать в виде двухуровневой системы. В следствие привязки многих транспортных объектов к экономическим районам страны, закрепления их на конкретных территориях в республиках, областях, районах и городах, генерация сети баз данных на низших уровнях имеет ярко выраженный региональный характер, а на верхнем уровне требует формирования всероссийских банков данных.Учитывая особенности транспорта, как отрасли экономики (охват всей территории страны, технологическая связь), в качестве возможных центров опорных зон предлагается рассмотреть пункты размещения Управлений железных дорог РФ, т.к. железные дороги имеют специальную связь и большой опыт использования ее для передачи информации на значительные расстояния.

Информация о работе Базы данных. Области применения баз данных