Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:06, реферат
В данное время главной миссией исследований в области ИИ является создание таких
систем, которые, с одной стороны, могут использовать значительное количество
знаний, передаваемых им специалистами, а с другой - способны вступать в
диалог и разъяснять свои выводы. Это предполагает присутствие
эффективного управления значительной по объему и хорошо структурированной базой
знаний, строгое разграничение между различными уровнями знаний, наличие
множества благоприятных представлений для правил, схем предикатов или прототипов
и четко назначенный процесс обмена информацией между различными
источниками.
Типы знаний и их виды
1. Разные типы знаний.
2. Виды знаний в существующих системах.
3. Методы использования знаний и доступ к ним.
4. Плюсы и минусы продукционных систем
5. Метазнание
6. Метазнание объектов окружающего мира
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Факультет «Экономики труда и управления персоналом»
Кафедра «Социологии и управления персоналом»
Реферат
По дисциплине «Информационные технологии управления персоналом»
На тему: «Базы Знаний, организационные и технологические аспекты»
Выполнил: студент 444 группы
Панов Максим Сергеевич
Научный руководитель:
к.э.н., доцент С. А. Перешивкин
Санкт-Петербург
2013г.
Содержание
Типы знаний и их виды
1. Разные типы знаний.
2. Виды знаний в существующих системах.
3. Методы использования знаний и доступ к ним.
4. Плюсы и минусы продукционных систем
5. Метазнание
6. Метазнание объектов окружающего мира
Заключение
Разные типы знаний и их виды
В данное время главной миссией исследований в области ИИ является создание таких
систем, которые, с одной стороны, могут использовать значительное количество
знаний, передаваемых им специалистами, а с другой - способны вступать в
диалог и разъяснять свои выводы. Это предполагает присутствие
эффективного управления значительной по объему и хорошо структурированной базой
знаний, строгое разграничение между различными уровнями знаний, наличие
множества благоприятных представлений для правил, схем предикатов или прототипов
и четко назначенный процесс обмена информацией между различными
источниками.
Нужно, чтобы система знала, что она знает. Если попробовать провести
аналогию с людьми, то подобное метазнание обозначает непрерывное применение
в течение жизни информации о каждом прожитом дне. Если, к примеру, вы позабыли
фамилию и отчество своего преподавателя, встреченного на ярмарке, то ваше метазнание состоит в том, что
либо вы его фамилию и отчество знали, но забыли, либо никогда толком то и не знали.
Тем более, мы непрерывно используем важные эвристические правила, основанные
на подобном метазнаний, такие, как "если бы это была правда, то я бы это
знал". Они зависят от двух значительных параметров: значимости имеющего к ним
отношения факта и степени нашей собственной компетентности в данной
области. В реальности любое человеческое знание сразу же призывает
метазнания, связанного с тем местом, которое мы отделяем данному знанию в
ряду другой информации, как мы к нему относимся, для каких целей оно нам
полезно, к какому семейству принадлежит. Все эти моменты разбираются в
следующих разделах, посвященных описанию настоящих информационных систем.
1. Различные виды знаний
Отметим восемь основных типов знаний по следующим признакам.
1) Базовые элементы, объекты реального мира. Они связаны с
прямым восприятием, не требуют обсуждения, и прибавляются
к нашей базе фактов в том виде, в котором они приняты.
2) Ратификации и дефиниции. Они базируются на сновных элементах
и заблаговременно рассматриваются как достоверные.
3) Концепции.
Они представляют собой
базовых объектов. Для строя всякой концепции используются
личные приемы. Например, в системах МЕСНО (Bundy, 1979) или AM
(Lenat, 1977) они выстроены на базе примеров, контр-примеров,
личных случаев, наиболее тотальных или похожих концепций.
4) 4) Отношения. Они формулируют как нетрудные свойства базовых
элементов,
так и отношения между
свойствам отношений относят их большее или меньшее правдоподобие,
большая или меньшая связь с данной ситуацией. Еще раз заметим, что
представление знаний в экспертных системах близко к моделям,
используемым в базе данных. Таким путем выстроена реляционная
(обобщенная) модель базы данных в системах OPS, PROLOG, SNARK и
TANGO.
Пара понятий "свойство - значение" (relationship - entity) хорошо
знакома в семантических сетях; фреймы и скрипты проявляются не чем
иным, как наиболее простыми бинарными отношениями. Некоторые
экспертные системы (INTERNIST, BAOBAB, SPHINX) в качестве базы
факторов
используют уже базы
5) Теоремы и правила перезаписи. Они являются личным случаем
продукционных правил с совершенно определенными свойствами. Теоремы не
играть роли без экспертных правил их использования.
Очевидное присутствие теорем в экспертных системах представляет главное
отличие
от систем управления
которых они либо отсутствуют, либо программируются. Модификация или
добавление новых теорем является весьма трудоемкой, хотя и
нужной процедурой, так как необходимо обеспечить хорошее
структурированное управление базой данных и оптимизировать получение
ответов (Gallaire, 1987).
6) Алгоритмы решений. Они нужны для выполнения определенных задач.
Во всех эпизодах они связанны со знанием необычного типа, поскольку
определяемая
ими последовательность
в блок в строго необходимом порядке в отличие от других типов знания,
где элементы информации могут появляться и располагаться без отношения
друг с другом.
Несомненно, очень трудно работать с длинными процедурами,
состоящими из значительного числа различных действий. Использование
чистых алгоритмов ограниченно весьма частными случаями, высокая часть
которых имеет дело с обработкой числовой информации. Человек же
обязан уметь работать со многими иными типами информации и
выясняется, что ЭВМ в отличие от элементарного калькулятора может помочь
человеку в подобных неалгоритмических ситуациях.
7) Тактика и эвристика. Этот тип играть роль врожденных
или приобретенных правил поведения, которые дозволяют в данной
конкретной ситуации принять решение о необходимых деяниях. Он
применяет информацию в порядке, обратном тому, в котором она была
добыта. В качестве примера приведем рассуждение типа: "Я
знаю, что это действие приводит к такому-то результату (информация
типа 4), поэтому, если я хочу добыть именно этот результат, я
могу проанализировать это действие". Человек стабильно пользуется этим
типом знаний при восприятии, формировании концепций, решении задач
и формальных рассуждениях.
Появление экспертных систем связанно с нуждой принятия в
расчет именно этого
8) Метазнание. Несомненно, оно есть на большинстве уровнях и
является знанием того, что известно и определяется значением
коэффициента доверия к этому знанию, значительность простой
информации по взаимоотношению ко всему множеству знаний. Так же, сюда
ввергают вопросы организации произвольного типа знаний и указаний,
когда, где и как они могут быть использованы.
2. Представления знаний в имеющихся системах. ………………………………………
Продемонстрируем короткий список наиболее доступных в настоящее время
методов. Главное отличие между ними состоит в простоте модификации
знания. ……………………………………………………………………….
К тому же, конечные автоматы, программы, исчисление предикатов и
системы с продукционными правилами с теоретической точки зрения
одинаковы, потому что их в принципе можно свести к
универсальной машине Тьюринга, но их "эксплуатационные характеристики"
сильно различаются.
Подобные формальные понятия, как фреймы; скрипты, семантические сети,
появились из настоящих потребностей искусственного интеллекта и дают
значительную помощь в понимании языка.
Фреймы предложены Минским в 1975 г. и являют собой сложные
структуры данных, описывающих какую-нибудь типичную ситуацию, например
ожидание в вокзале или участие в деловом обеде. Фрейм состоит из
позиций для размещения объектов, характеризующих данную ситуацию. Позиция
может быть отдана другому фрейму. Так же, он хранит информацию о
выполняемых действиях, о том, как следует поступать в типичных и
нетипичных случаях, о воздействии смежных фреймов. ………………………………
Скрипт или схема представляет собой описание стереотипного сценария
действий с участием определенных объектов. Скрипты связаны с текущей
культурой и необходимым для понимания таких предложений, как "Я вошел в
ресторан, официантка принесла мне меню". Они могут вызывать
другие скрипты и обладают большими, чем фреймы, возможностями для описания
динамических аспектов знания. ………………………………………………………
Семантические сети - это графы, которые нередко являют собой
соединение двух предыдущих понятий и объектом описания, которых являются
элементы окружающего мира и связи между ними. Они находят много общего с
реляционными моделями баз данных. …………………………………………………………..
Изображения и графы результативно используются для доказательства теорем.
Они дают большую помощь в проверке отсутствия зацикливания этапов, в
полном и эффективном хранении задачи в памяти, в организации ввода новых
элементов.
3. Способы использования знаний и доступ к ним.
Существуют четыре способа употребления простой информации в форме p(q.
Примером этого может служить "каждое существо ошибается".
Наиболее простой способ состоит в открытом использовании его
смысла в формулировках типа:
"Что то ошибается, и я могу доказать, что это что то - существо". Другой
способ, использующий метазнание и обратный ход мыслей, заключается в
следующем:
"Допустим, я хочу привести доказательства, что что-то ошибается, то вероятная
подцель состоит в том, чтобы показать, что это что-то - существо". Два первых
способа используют модус поненс, два следующих используют отрицание
предложения q и модус толенс:
а) "Если что-то не ошибается, оно не может быть существом". Б) "Допустим, я
хочу доказать, что что-то не является существом, то я могу попробовать
представить, что оно не ошибается". …………………………………………………….
Заметим, что принцип решения и, в частности, использующий его язык
Пролог используют один формальный подход к описанию этих способов
Вывода.……………………………………………………………
С практической точки зрения использование информации зависит от
параметров, характеризующих ее правдоподобие. Каждая система
обработки информации
должна быть в состоянии
как:
• Какая доля
утверждения А является правдой? ..............................
1. С каким уровнем категоричности знаток согласен с заключением?
2. Какова допустимая вероятность достижения цели с использованием А?
3. В какой границе следует проявить предпочтение А перед другими?
Отдельные системы, основанные на продукционных правилах, используют
процессы приближенного
вывода, учитывающие эти
применяющие продукционные правила, описаны выше. В следующем разделе
представлено возможное различие между этими системами и подходом к решению
этих же проблем с помощью логики первого порядка, отмечены также
преимущества и
недостатки подобного
4. Преимущества и недостатки продукционных систем
Начну с недостатков. Выделим из них три главных, с которыми объединены
определенные ограничения, покоящиеся в основе используемого формализма. Они
причисляются к концепции, формулировке и использованию правил.
1. Трудность составления продукционного правила, соответствующего
элементу знания. Необходимо, чтоб анализируемая область
уже была довольно изучена и установлены хорошие примитивы,
а так же чтобы уровень детализации не был слишком подробным, иначе по-
требовалось бы иметь по одному правилу на каждую ситуацию
и неясно, как: человеку удалось бы разобраться в таком обилии информации.
Информация о работе Базы Знаний, организационные и технологические аспекты