Домашнее задание по «Национальная безопасность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

1. Электроэнергетика как важный ресурс ЭнергоБезопасности.
2.Основные меры государственной политики в области ЭБ.

Файлы: 1 файл

нб 1.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное  учреждение высшего

профессионального образования

« Санкт- Петербургский Государственный  Университет Информационных Технологий Механики и Оптики».

 

Институт Международного Бизнеса  и Права

 

Домашнее задание

По дисциплине: «Национальная безопасность».

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4-ого курса  очной 

Формы обучения ИМБИП, группа 4444

Клименко Виктория Викторовна

Проверила:_______________________

Баллы____________________________

Подпись:__________________

«___»______________2012 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

    1. Электроэнергетика как важный ресурс ЭнергоБезопасности.

           Современный электроэнергетический комплекс России включает около 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Общая установленная мощность электростанций России составляет 218 145,8 МВт. Установленная мощность парка действующих электростанций по типам генерации имеет следующую структуру: тепловые электростанции 68,4%, гидравлические – 20,3%, атомные – около 11,1 %. 

Электроэнергетика является базовой  отраслью российской экономики, обеспечивающей электрической и тепловой энергией внутренние потребности народного  хозяйства и населения, а также  осуществляющей экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья. Устойчивое развитие и надежное функционирование отрасли во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами ее успешного экономического развития. 
         За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Магистральные сети перешли под  контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы  в межрегиональные распределительные  сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС).

Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные  компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) – на основе гидрогенерирующих активов.

Одной из важнейших целей реформы  являлось создание благоприятных условий  для привлечения в отрасль  частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.

Таким образом, были созданы условия  для решения ключевой задачи реформы  – создания конкурентного рынка  электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются  на основе спроса и предложения, а  его участники конкурируют, снижая свои издержки.

"Энергетической стратегией  России на период до 2020 года" прогнозировался прирост потребления  электроэнергии в 2000-2005 гг. 46-50 млрд  кВт.ч, однако реальный прирост  оказался выше более чем в  1,5 раза и составил 73 млрд кВт.ч.  В некоторых регионах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. оказался более существенным: в Белгородской области - в 1,8 раза, в Ленинградской области - в 3 раза, в Калининградской области - в 3,4 раза, в Москве и Московской области - в 3,8 раза, в Тюменской области - в 4,8 раза. В указанных регионах потребление электроэнергии уже превысило показатели 1990 года, что в условиях прогрессирующего физического и морального износа и недостаточных объемов ввода новых генерирующих мощностей создает предпосылки формирования дефицита электроэнергии

 

 

2.Основные меры государственной политики в области ЭБ.

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности – одна из основных задач энергетической политики.           Энергетическая безопасность – это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики от угроз надёжному топливо - и энергообеспечению

       Наша страна - это уникальное место концентрации топливно-энергетических ресурсов. Россия занимает 1 место в мире по запасам газа (26,3% мировых запасов), 1 место по объемам ежегодной добычи (22,9% мировой добычи) и обеспечивает 20,2% мировой торговли природным газом. Кроме того, благодаря наличию уникальной газотранспортной системы     Россия играет важную роль в обеспечении транзита центральноазиатского газа в Европу и страны СНГ. Вместе с тем, в странах- потребителях российского природного газа растет недовольство зависимостью от российских поставок, что приводит к политизации многих вопросов развития газовой отрасли и международного сотрудничества в этой сфере. Россия занимает 7 место в мире по запасам нефти (6,6% мировых запасов), 2 место по объемам ежегодной добычи (12,0% мировой добычи) и обеспечивает 10,6% мировой торговли нефтью. По запасам углей - 2 место в мире (17,3% мировых запасов), 6 место по объемам ежегодной добычи (4,7% мировой добычи) и обеспечивает 15,2% мировой торговли углем. Россия занимает 4 место в мире по объемам выработки электроэнергии.

        Сегодня весь  мир и наша страна столкнулись  с новыми серьезными вызовами  в связи с политизацией проблем,  связанных с энергоресурсами.

        Согласно Энергетической  стратегии на период до 2020 года  для обеспечения энергетической безопасности, Россия должна решить 2 проблемы:

  • осуществить модернизацию технологической базы ТЭК
  • измененить структуры потребления и размещения производства ресурсов, т.е. предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников.

 В 2006 году Российская Федерация  официально председательствовала  в «Группе восьми». Основной  темой по нашей инициативе  была глобальная энергетическая  безопасность. По итогам российского  председательства в «Восьмерке» была одобрена совместная политическая декларация по энергобезопасности. Впервые в мировой практике удалось выработать комплексный концептуальный документ, ориентированный на глобальную энергетическую безопасность, который учитывает интересы как стран-потребителей, так и производителей энергоресурсов, а также дает четкое определение понятию глобальной энергобезопасности, т.е. это обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики.

Основные действия обеспечения  глобальной энергетической безопасности:

  • поощрение мер по переходу к энергосберегающему стилю жизни, развитию новых экологически безопасных видов энергии будущего;
  • совместные действия по предотвращению и разрешению энергетических конфликтов; коллективная ответственность мировых держав за обеспечение устойчивого доступа всех жителей планеты к жизненно важным источникам энергообеспечения;
  • поддержка международных организаций в сфере энергетики (Международное энергетическое агентство, Международный Энергетический Форум, профильные организации ООН, Организация стран-экспортеров нефти, Форум стран-экспортеров газа).

Таким образом, проблема глобальной энергетической безопасности является весьма актуальной и представляет собой перспективное направление для аналитического исследования. Она не является глубоко разработанной, если судить по открытым ресурсам сети Интернет. В основном она затронута в профильных изданиях, но не в периодической печати. В Энергетической стратегии отмечено, что Россия придерживается принципа открытости своей энергетической политики. В первую очередь, это должна быть открытость и информация для граждан, ведь именно мы являемся, в конечном счете, потребителями энергии. Россия богата ресурсами, но в то же время удивительно энергорасточительная страна: у нас на один доллар ВВП в 5–6 раз большем энергозатрат первичных невосполнимых ресурсов. Степень владения энергоресурсами напрямую связана с энергетической безопасностью страны. Глобальная энергетическая безопасность зависит не только от игроков на мировой энергетической арене, но и в отдельности от каждого отдельно взятого человека.

3.

 Россия благодаря богатству  своих недр играет в мире  заметную роль как поставщик  минерального сырья. Практически все известные в мире полезные ископаемые в том или ином количестве имеются в ее недрах, по многим из них страна входит в число крупных мировых держателей запасов и является крупным продуцентом ряда видов сырьевой продукции.

 Минеральные ресурсы и их территориальные сочетания - важнейший фактор развития производительных сил. Он влияет на формирование отраслевой и территориальной структуры ее хозяйства. На баземинеральных ресурсов возникли и развиваются отрасли специализации. Среди них -угольная, нефтяная, газовая, химическая, энергетическая, черная и цветная металлургия, цементная промышленность, машиностроение. 
В расчете на душу населения природно-ресуреный потенциал в 2-2,5 раза превосходит потенциал США, в 6 раз -Германии, в 20 раз - Японии. Стоимость ресурсов России, по оценкам специалистов, составляет 27 трлн. долларов США, а ее национальное богатство оценивается в 3,3 трлн. долларов. 
Россия богата разнообразными минеральными ресурсами, но объемы добычи основных полезных ископаемых снизились. Не смотря на это, Россия занимает первое место в мире по добыче природного газа, второе - бурого угля, третье -нефти, четвертое - железной руды, шестое - каменного угля и золота.

Россия является одной из главных  горнодобывающих держав планеты. 

Основные проблемы минерально-сырьевого комплекса

Реализация минерального потенциала России, поддержание и развитие добычи минерального сырья зависят от ряда проблем, связанных как с состоянием минерально-сырьевой базы, так и  с положением в минерально-сырьевом комплексе страны в целом. Основными  среди них являются:

- острый дефицит в России  отдельных видов минерального  сырья (марганцевые и хромовые  руды, титан, цирконий, уран, высококачественные  бокситы, самородная сера, каолин  и бентониты, барит и некоторые  другие);

- нерентабельность освоения значительного числа разведанных месторождений при их переоценке по критериям рыночной экономики и неизбежное в связи с этим уменьшение балансовых запасов полезных ископаемых, учитываемых Государственными балансами;

- неконкурентоспособность по целому  ряду причин значительного количества отечественных месторождений минерального сырья, особенно руд черных, цветных и редких металлов в сравнении с зарубежными аналогами;

- низкая обеспеченность разведанными  запасами отдельных добывающих  предприятий, особенно в старых, давно освоенных, горнорудных районах;

- неблагоприятное географическое  размещение разведанных месторождений  отдельных видов минерального  сырья, что требует для их  освоения крупных капитальных  вложений и ухудшает экономические  показатели разработки;

- низкие темпы подготовки к разработке новых месторождений, взамен отрабатываемых, и ввода новых мощностей;

- недостаточная комплексность  в использовании минерального  сырья при его добыче и переработке;

- низкие темпы подготовки экологически  защищенных подземных вод  для питьевого водоснабжения;

- истощение поисково-разведочного  задела прошлых лет, снижение  доли предварительно оцененных  запасов в общем балансе разведанных  и прогнозных запасов;

- недостаточные объемы инвестиций  в геологическое изучение и  промышленное освоение ресурсов недр в связи с общей макроэкономической ситуацией в стране и несовершенством налоговой системы.

Анализ экономического потенциала минерально-сырьевых ресурсов, состояния основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплексе дает основание сделать некоторый вывод о значении и месте минерально-сырьевого комплекса в строении развития экономики страны

1. Минерально-сырьевые ресурсы  - важный потенциал для экономического  развития страны.

2. Всестороннее содействие развитию  отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса - главный резерв превращения России в относительно недалеком будущем в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни для большинства населения.

3. Анализ экономических процессов,  происходящих в мире, требует всесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающих предприятий крупных финансово - промышленных корпорации межотраслевого профиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.

4. Развитие добывающего комплекса  должно регулироваться государством  чисто рыночными методами, при  этом государство должно всячески  способствовать развитию перерабатывающей  промышленности на базе добывающего  комплекса.

5. Состояние основных фондов  и применяемых технологий добывающего комплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что они не могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовых поступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций в собственную перерабатывающую промышленность.

Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности  государства: обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми  ресурсами; вносит весомый вклад  в формирование доходной части бюджета страны; составляет основу оборонного могущества страны; обеспечивает социальную стабильность; способствует развитию интеграционных процессов между странами.

Информация о работе Домашнее задание по «Национальная безопасность»