Гипертекст как способ коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:27, реферат

Описание работы

В эпоху современных информационных технологий новые формы коммуникации получают стремительное распространение.
Наряду с привычным средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение), все большее значение приобретает Интернет.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

 По наблюдениям специалистов, структурная целостность осуществляется  в гипертексте посредством эксплицитных  связей, большей частью рекуррентных. Под рекурренцией понимают связь, осуществляемую с помощью би-поликомпонентного коннектора, компоненты которого состоят из одинаковых знаменательных слов. При установлении коммуникативной целостности гипертекста, которая выражается в коммуникативной преемственности между его составляющими, ключевую роль играют гиперссылки. Хотя эти эксплицитные указания предполагают несколько вариантов в порядке прочтения отдельных частей (сегментов) гипертекста, их последовательность в значительной мере задана автором.

 Гиперссылка является  основополагающим структурным элементом  гипертекста, средством связи между  его фрагментами. Понятие гиперссылки  становится существенным для  понимания связности и цельности  гипертекста в среде Интернет. В пределах гипертекстовой ссылки  различают: а) источник ссылки –  часть текста, текстовое или графическое  изображение на экране, через  активизацию которых вызывается  новый текст или изображение  на экран; б) объект ссылки –  новый текст или изображение, появляющиеся в результате активизации  ссылки.

 Способы организации, реализации и количество гиперссылок  не ограничены. Гиперссылкой может  стать любой элемент текста. Но, как правило, в качестве связки  двух информационных единиц между  собой выступают ключевые значимые  номинативные слова (существительные, глаголы), словосочетания, предложения. Реже используются указательные  местоимения.

 В лингвистике выделяют  два основных типа гиперссылок: синтагматические и парадигматические. Синтагматические гиперссылки устанавливают  связи между семантически близкими текстонами. Парадигматические гиперссылки лишь намечают общее семантическое поле текстонов гипертекста, им может быть совершенно несвойственна семантическая близость.

 О смысловой целостности  всего гипертекста говорить невозможно, т. к. она заключается в единстве  темы, а отдельные связные сегменты  гипертекста могут иметь различные  темы. Информативность гипертекста, как было показано выше, также  связана с использованием ссылок. С одной стороны, она зависит  от использования ссылок получателем  гипертекста при его прочтении, с другой стороны – от того, насколько быстро можно найти  необходимую информацию с помощью  предлагаемых автором ссылок. Было  замечено, что информативность гипертекста  повышается благодаря выделению  цветом узлов, которые уже были  прочитаны.

    1. Публикации в области гипертекста как способа коммуникации

Гипертекст как проявление текста в интернете

Среди компьютерно-опосредованных форм коммуникации особое место занимает гипертекст. Это объясняется большим значением, которое приобретает Интернет как способ и средство доставки информации. В связи с этим все больше исследователей обращаются к проблеме влияния компьютеров, компьютерных сетей на прагматическую и лингвокультурную составляющую общения человека с человеком.

Всё возрастающая роль Интернета в человеческой коммуникации заставляет лингвистов обратить внимание на особенности вербального и паравербального проявления гипертекста в компьютерной сети.

Именно компьютерно-опосредованного общение, неотъемлемым компонентом которого является гипертекст, и становится объектом нашего исследования. Сначала обозначим, что же представляет собой гипертекст на современном этапе развития компьютерных технологий, каковы источники его возникновения.

Под гипертекстом понимается вид письменной коммуникации, представляющей особую форму организации письменного текста, опосредованного компьютерной средой и характеризующейся процессом нелинейного письма и чтения. Гипертекст, с одной стороны, вызван развитием компьютерных технологий, с другой стороны, по мнению учёных, гипертекстом можно считать энциклопедическое, научно-справочное или научнопопулярное издание в виде словаря, «состоящее из расположенных в определённом логическом порядке фрагментов текста, где направление чтения не задано». История гипертекста не нова. Гипертекстом является и совокупность текстов Священного Писания, поскольку их можно читать не только линейно, но и нелинейно, следуя эксплицитным указаниям, содержащимся во многих изданиях книг Ветхого и Нового Завета, а также руководствуясь порядком ассоциативных ссылок и параллельных мест, то есть гипертекстуально. В настоящее время понятие «гипертекст» связано в основном с развитием интернет-технологий и гипертекстом также принято считать большое количество документов, содержащих текст, видео- и аудиоинформацию и связанных ссылками друг с другом.

Обратим также внимание на происхождение корня слова «гипертекст» - «текст» от латинского «связь», «соединение». «Лингвистический энциклопедический словарь» определяет текст как «объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». «Словарь-справочник лингвистических терминов» интерпретирует текст как «произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати». По мнению ученых, интересен текст, прежде всего, как «последовательность вербальных (словесных) знаков». Допускается вместе с вербальными знаками наличие в тексте паравербальных компонентов . При этом правильность его построения определяется текстуальностью, под которой понимается комплекс факторов: внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, реализация адекватных условий коммуникации и так далее. Добавим, что в тексте не просто подобраны слова в высказывании соответственно отдельно окружающим нас предметам и явлениям, а сразу построено высказывание как целое. Как показывают проведенные исследования гипертекстов, именно гипертекст как проявление текста в Интернете становится одним из способов представления человеческой коммуникации как процесса. Вместе с этим обозначим принципиальную неоднозначность гипертекста как средства общения, соотносимую с двумя его аспектами: когнитивным и коммуникативным и отличающим его от текста. Основным из признаков гипертекста считается его нелинейность. «Гипертекст, пишет Н.Н.Леонтьева, - это нелинейный сложный текст, «живущий» в компьютере и представляющий собой сеть, в узлах которой находятся обычные тексты или части текста, его фрагменты. Интерфейс пользователя позволяет взаимодействовать с этими фрагментами и устанавливать между ними смысловые отношения. Заметим также, что кроме текстов в «узлах сети могут быть рисунки, таблицы, схемы и другие «текстовые» (знаковые) объекты или части текста.

Потоки информации образуют сложные пересекающиеся в пространстве и времени структуры. Такое замечание связано, прежде всего, с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания. Большое количество сообщений не укладывается в жёсткие иерархические структуры, а складывается в мозаику. Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, например, таких, как гипертекст.

Благодаря Интернету происходит адаптация линейной структуры текста к нелинейной, которая является привлекательной в связи с ассоциативной связью идей в мозгу человека. Как свидетельствуют проводимые исследования на нейролингвистическом уровне «... мозг человека... действует по ассоциативному принципу. Уловив одну мысль, он немедленно переходит к другой, порождаемой ассоциациями мыслей в соответствии с некоторым сплетением следов в клетках головного мозга».

Именно гипертекст обеспечивает функционирование большого объема информации в электронном пространстве. Организация процессов восприятия адресатом связана с поступающей информацией посредством обратной связи - афферентации -обеспечивающей, по мнению Т.В.Ахутиной, построение движения поступающих сигналов и формирующих так называемые пространственные синтезы, которые на всех уровнях всё теснее связаны с афферентацией. Из афферентации вырастает (субъективное) пространство, из пространства - предмет, из предмета - наиболее обобщённые объектные понятия. Таким образом, коммуникативность - основная характеристика любого источника информации, в том числе и гипертекста - осуществляется в условиях функционирования текста как смыслового ядра гипертекста, который осваивает новые форматы, поскольку видео и звуковое сопровождение являются довольно часто неотъемлемой средой его существования. Следовательно, пользователь Интернета является активным участником процесса креолизации интерактивного пространства, ядром которого является текст. Наблюдения показывают, что гипертекст становится имманентным выражением текста, срастаясь с последним, обеспечивая когнитивные и коммуникативные особенности его функционирования. Именно такие особенности обладают функцией выражения мотивационно-интенциональной сущности текста. Её высшим содержательным параметром будет «интенциональность», которая актуализируется в текстах в виде частных параметров: «предписание», «описание» и «оценка», которые далее подразделяются на иллокутивности.

Описанное разбиение текстов носит гипотетический характер ввиду того, что в гипертекстах все эти три функции часто выступают в сложной взаимосвязи. Поэтому более важно выделение типологических параметров: «предписание», «описание», «оценка». Следовательно гипертексты отличаются доминацией того или иного из приведенных параметров и доминацией соответствующих текстовых модулей.

Выполняя основную функцию «привязывания» мира гипертекста к действительному миру, обратим внимание на квалификаторы когнитивного компонента текста, предложенные А.Г.Барановым. Ещё одной важной особенностью организации текста в Интернете является особенность сетевого предъявления текста, при которой рассматриваемая предметная область представлена в качестве совокупности объектов и связывающих их отношений. Иначе говоря, текст создается и воспринимается человеком, без которого существует лишь «тело текста», а оно вне взаимодействия с человеком остается звуковым шумом или цепочкой каких-то фигур, не становящихся знаками до тех пор, пока не появится некто, способный приписать им значение - означить.

Как способ коммуникации гипертекст имеет ряд характерных особенностей, таких как нелинейность, интерактивность, имманентность. При этом неизбежно обращение к внешнему миру, то есть предметам и представлениям, лежащим за сферой вербальной.

В качестве коммуникационной составляющей гипертекст непосредственно связан с афферентацией - обеспечивающей построение движения поступающей адресату информации и формирующей, по мнению нейролингвистов, так называемые пространственные синтезы, связанные с организацией и направлением информации на всех уровнях её продвижения.

Гипертекст, становясь имманентным выражением текста и срастаясь с последним, принимает участие в формировании когнитивных и коммуникативных особенностей функционирования текста, выполняя основную функцию связи - доставку и получение информации. При этом предметная область текста как ядра гипертекста ограничивается рамками семантико-прагматических полей, что и предопределяет необходимость учёта особенностей процессов означивания функциональных элементов, формирующих когнитивный контекст.

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

Гипертекст — это структура, состоящая из текстовых узлов и объединяющих их жестких связей (ссылок), позволяющая оператору гипертекста самостоятельно строить переход по графу от одного текстового узла к другому и таким образом формировать свой «текстовый путь». Под оператором гипертекста понимается конечный пользователь, который, не являясь автором текстовых узлов, составляет свою «гипертекстовую цепочку», являясь составителем конечного текста для себя самого.

Говоря о культурообразующей функции интернета можно выделить следующие три основных её аспекта: это высвобождённое поле смысловой вариативности, образование новой специфики чтения и письма, а также существенное влияние на способ коммуникации.

Первый из этих аспектов продиктован гипретекстовой природой интернета. Имея набор гипертекстовых узлов {A, B, C} и, рассматривая его как множество, мы можем построить 2^3 подмножеств данного множества. Исключая пустое множество, мы получаем семь подмножеств, содержащих узлы гипертекста — и это не считая возможных перестановок. Каждое из этих подмножеств позволяет получить законченный гипертекстуальный инвариант. На текущий момент количество узлов в интернете как гипертекстовой системе исчисляется миллиардами, что позволяет организовать практически бесконечное число инвариантов — независимых текстов.

Эта модель описывает специфику гипертекстового восприятия в первом приближении. Если мы зайдём чуть дальше, мы будем вынуждены уточнить, что на самом деле прибавочный смысл на переходе B → C косвенно определяется и предыдущим переходом A → B и даёт иные смыслы, если бы первого перехода не было или вместо узла A был бы другой узел, например D. Обобщая, можно заключить, что высвобождение смыслов на каждом участке переходов зависит от всего предыдущего набора переходов (для перехода D → E мы будем иметь дело с прибавочным смыслом, например, ΨABCDE.).

Нам могут возразить, что подобные теоретизирования являются избыточными и принуждёнными. Однако, это не так. Указанная смысловая вариативность не является пустым построением. Дело в том, что суммарная мощность прибавочных смыслов позволяет образовать особую канву восприятия, которая нивелирует все несоответствия между конкретными узлами интернета, преодолевает их разрозненность. Данная канва сама собой конституируется по мере чтения гипертекста. Чем более неоднородны исследуемые узлы гипертекста, тем больше прибавочных смыслов высвобождается и тем сильнее их суммарная мощность. В предельном случае канва восприятия получает власть над восприятием индивида, и тогда мы имеем дело со своеобразной «когнитивной апатией».

Подобная власть канвы прибавочных смыслов диктует новую специфику чтения. Этот новый способ чтения характеризуется тем, что информация поглощается быстро и сжато; гипертекстовая модель чтения состоит в умении качественно отсекать лишнее; не в интенсивном, но в экстенсивном потреблении, фильтрации и категоризации больших объёмов данных, исключении эмоций и личной сопричастности с воспринимаемой информацией. Гипертекст как способ системного функционирования, как некоторая машина, в этом плане близок симулякрам третьего порядка Бодрийяра, «фабрикам» смыслов, кодов; это машина, оператор которой — сам индивид, и каждый раз из фрагментов он конструирует новый код и новый микродискурс для себя самого. В этом пространстве гипертекстуальности — даже своеобразной транстекстуальности, как возможно сказал бы Бодрийяр — индивид впадает в состояние своеобразной анестезии: замыленные события, воспринимаемые через Сеть, какими бы чудовищными или прекрасными, скорбными или радостными они ни были, одинаковы для него в своей тотальной неразличимости и сухой фактичности.

Описанная выше модель высвобождения прибавочных смыслов и своеобразного культурного аффекта описывает герменевтические и дидактические особенности гипертекстового общества. Данная модель восприятия диктует третий аспект культурного влияния интернета — а именно новую специфику коммуникации. Помимо непосредственно технического проникновения во все поры нашей жизни, сам способ социального и культурного существования приобретает гипертекстовые черты. Интернет сегодня выродился в нечто принципиально новое. Как отмечает Купер в своей работе «Гипертекст как способ коммуникации», сообщение в современных теориях коммуникации рассматривается как культурно-семиотический конструкт, позволяющий описывать многоуровневый процесс производства и трансляции смыслов. Общество, таким образом, самовоспроизводится в силу коммуникативных связей.

Информация о работе Гипертекст как способ коммуникации