Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:27, реферат
Описание работы
В эпоху современных информационных технологий новые формы коммуникации получают стремительное распространение. Наряду с привычным средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение), все большее значение приобретает Интернет.
Купер также замечает, что «текстовая
социальность не может отождествляться
с какими-либо другими социальными структурами
и явлениями, тем не менее, она согласуется
с состоянием общества и характером социальных
связей», однако этот выдвинутый ею тезис
становится с каждым годом все более и
более оспоримым. Если раньше мы имели
дело с «оператором» гипертекста как обособленным
незримым индивидом, который свободно
перемещался по его узлам, то сегодня происходит
весьма интересный процесс: обладая своим
собственным «местом» в до этого обезличенным
и «ничейном» гипертекстовом пространстве
индивид начинает сращиваться со своей
виртуальным ипостасью, со своим гипертекстовым
образом.
Подводя итог, мы можем заключить,
что проведённая работа проливает свет
на некоторые культурообразующие функции
интернета. Помимо прочего, стоит определить
класс вопросов, которые могут быть исследованы
в дальнейшем. В частности, заслуживает
исследования место виртуального Другого,
т. е. постижения Другого через социальные
сети. Не проработанным остался вопрос
о дрейфе и повороте гипертекста в интернете,
относительно пользователей и поисковых
систем — что также отличает интернет
от «классической» гипертекстовой системы.
Также интерес представляет вопрос о Большом
Другом и его месте в пространстве интернета.
Последней немаловажной проблемой является
не описанное различие «классически»
технического и «информационно» технического
в контексте постава (Gestell) Мартина Хайдеггера.
Влияние
гипертекста на усвоение знаний
Гипертекст неоднократно становился
объектом научных и околонаучных исследований
как социокультурное и языковое явление,
как способ хранения и передачи информации,
как качественно новая форма литературных
произведений. Повышенное внимание к этому
феномену обусловлено не столько высокой
распространенностью гипертекстовых
документов, к чему, в свою очередь, привело
возникновение компьютерных и интернет-технологий,
сколько качественный скачок в развитии
феномена гипертекста. Человек "информационного
общества" не только создает и воспринимает
гипертексты, но и предположительно изменяет
свое восприятие текста под влиянием упомянутого
феномена. Этот аспект гипертекстуальности
может и должен стать предметом фундаментального
психолингвистического исследования.
Гипертекстуальность свойственна
многим произведениям докомпьютерной
эпохи. Основное свойство гипертекста
- нелинейность. Такую организацию имеют
Библия и прочие религиозные тексты, связанные
между собой развернутой системой ссылок,
энциклопедии, а также многие художественные
произведения, например Х.Л.Борхеса и Л.Стерна.
На свойство нелинейности указывают авторы
различных определений термина "гипертекст",
предложенного в 1960-х годах программистом
Т.Нельсоном. Одно из наиболее полных определений
принадлежит Дж.П.Ландау: "Гипертекст
- это представление информации как связанной
сети гнезд, в которых читатели свободны
прокладывать путь нелинейным образом.
Он допускает возможность множественности
авторов, размывание функций автора и
читателя, расширенные работы с нечеткими
границами и множественность путей чтения".
Нелинейность и выход "за
пределы" собственно текста - не только
определяющие характеристики гипертекста.
Это еще и особенности восприятия субъектом
линейного текста, а также элементы процесса
создания текстов как линейного, так и
нелинейного характера. В пользу первого
утверждения свидетельствуют разработанные
многими отечественными и зарубежными
учеными теории ментальной репрезентации,
например конструктивно-интегративная
теория Джонсона-Лэрда, теория собирания
схем Уитни и др. Стоит отметить, что многие
авторы, как, например, Дж.Кохен, Д.Румельхарт,
Дж.МакКлелланд, употребляют в описании
своих моделей ментальной репрезентации
такие термины, как "сеть", "узел",
"связь" и т.п. Даже если автор теории
использует более традиционные для лингвистики
термины, нередко они описывают элементы
ментальной репрезентации, функционально
схожие с элементами гипертекста. Так,
в вихревой модели понимания текста М.Л.Корытной
заголовок и ключевые слова выполняют
ту же функцию, что и гиперссылки в электронном
документе. Все вышесказанное позволяет
сделать вывод о схожести ментальной репрезентации
текста субъектом и объективного строения
гипертекстового документа.
Что касается процесса создания
текста, то примером свидетельств его
нелинейности можно привести воспоминания
писателей о том, как именно они создавали
свои произведения. В.Набоков так описывает
свое творчество: "Я не начинаю роман
непременно с начала... Я не двигаюсь покорно
от одной страницы к другой по порядку;
нет, я выбираю кусочек тут, кусочек там,
пока не заполню на бумаге все пустоты".
Ряд исследователей собственно
гипертекста, например С.Харнад, описывали
переход к гипертекстуальному письму
как революцию в сфере коммуникации. Со
своей стороны хотелось бы не только согласиться
с этим утверждением, но и отметить, что
упомянутый переход обусловливает качественно
новое проявление гипертекстуальности.
Перенос гиперссылок из сферы ментальной
репрезентации - то есть из субъективной,
идеальной сферы - в область объективного
и материального, означает разъединение
двух субъектов: автора гиперссылок и
воспринимающего текст индивида. Это разъединение,
а также возможность более прямой связи
между информационными блоками, иная схема
задействования оперативной и долговременной
памяти, изменяют процесс восприятия информации.
Таким образом, возникнув как
материальное отражение ментальной репрезентации
текста, гипертекст на современном этапе
своего развития может оказаться способным
внести определенные изменения в породившие
его субъективные структуры. Характер
этих изменений предстоит проанализировать
и оценить методами психолингвистики.
Гипертекст
как форма презентации информации в современной
виртуальном коммуникативном пространстве
Интернет, вследствие специфики
своих сущностных и функциональных особенностей,
является наиболее эффективным каналом
передачи информации в современном мире.
Именно это объясняет возросший интерес
лингвистов к исследованиям данных коммуникативных
процессов. Это объясняет и тот факт, что
в настоящее время в период компьютеризации
всех коммуникативных процессов особо
актуальными становятся исследования
форм презентации информации в виртуальном
пространстве. Как представляется, для
такого рода анализа ключевым может выступать
понятие гипертекста.
Рассмотрим трактовки
понятия «гипертекст». Гипертекст
— текст, устроенный таким образом,
что он превращается в систему,
иерархию текстов, одновременно
составляя единство и множество
текстов. Простейший пример гипертекста
— это любой словарь или
энциклопедия, где каждая статья
имеет отсылки к другим статьям
этого же словаря. В результате
читать такой текст можно по-разному:
от одной статьи к другой, по
мере надобности, игнорируя гипертекстовые
отсылки; читать статьи подряд, справляясь
с отсылками; наконец, пуститься
в гипертекстовое плавание, то
есть от одной отсылки переходить
к другой.
Гипертекст — способ
организации текста (и вид текста),
появившийся с внедрением в
жизнь компьютерных технологий
обучения. Дает возможность читателю,
работающему с одним текстом,
мгновенно получить на экране
другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий
смысл некоторого понятия глубже,
чем текст первоначальный). А затем
вернуться обратно и продолжить
чтение основного текста. Глубина
«вложенности» текстов формально
не ограничивается. Связь текстов
между собой организуется с помощью гиперссылок
(линков). Ссылки могут быть и перекрестными.
Гипертекст — информация,
представленная в таком виде,
когда определенные слова в
тексте электронного документа
можно в любой момент «раскрыть»
и получить т. о. дополнительную
информацию о соответствующих
понятиях.
Гипертекст — компьютерный
термин, описывающий метод взаимосвязи
одних данных с другими. Обычно
проявляет себя в виде слов,
выделенных другим цветом или
подчеркнутых, которые при выборе
их переносят средство просмотра
к связанному с ними материалу.
Этот материал может представлять
собой текст, изображение, звуковой
или любой другой файл.
Гипертекст [англ. hypertext].
Информ. Компьютерное представление текста,
использующее указания на смысловые связи
между понятиями, терминами или разделами
и позволяющее выборочно читать те части
текста, которые связаны одним признаком.
Гипертекст (от англ. hypertext)
— особый способ представления, организации
текста. Гипертекст позволяет легко сочетать
различные виды информации — обычный
текст, рисунок, звук, изображение; организация
текстовых форм, способных представлять
нелинейную связь и структуру идей, в противоположность
линейной структуре письменного текста
или устной речи; особая форма организации
и структурирования письменного текста,
связанная с выделением частей текста
курсивом, изменением размера шрифта,
заключением части текста в скобки, подчеркиванием,
использованием сносок, ссылок, а также
сопровождением текста библиографией
(постраничной и конечной), перечнем источников
информации по данной теме.
Гипертекст — информационная
система, состоящая из узлов, содержащих
данные данных и смысловых связей между
ними.
Гипертекст [hypertext]. 1. Компьютерное
представление текста, в котором автоматически
поддерживаются смысловые связи между
выделенными понятиями, терминами или
разделами. 2. Информационная программа,
выводящая на экран дисплея Г. и выполняющая
переходы по смысловым связям. Г. позволяет
с помощью клавиатуры или мыши сразу получить
на экране определения или пояснения слов
или словосочетаний, выделенных в тексте
подсветкой, ссылки на литературные источники
и рекомендации по дальнейшему чтению.
В форме Г. создаются справочные системы
(Help) современных программных продуктов.
Г. применяется в компьютерных обучающих
системах, толковых словарях и т. п. Г. широко
используется в Интернете.
Гипертекст [Hypertext] — технология
хранения и обработки текстовых документов
на естественном языке, которая позволяет
устанавливать и поддерживать предопределенные
связи между документами и/или отдельными
их фрагментами, обеспечивая для пользователя
возможности навигации в такой структуре
для перехода от одного ее компонента
к другому.
Под гипертекстом понимаем
особый вид письменной коммуникации,
особую форму организации письменного
текста, опосредованную компьютерной
средой и характеризующуюся процессом
нелинейного письма и чтения,
который обусловливается сегментацией
и иерархической ассоциативной
атрибуцией фрагментов, а также
возможностью множественного выбора
развития сюжетно-тематического
потока. Это такой способ членения
речевого потока, смысловая цельность
и формальная связность которого
основана на навигации по гиперссылкам.
Таким образом, гипертекст — это
многоуровневая иерархическая система
элементов. К основным элементам
структуры гипертекста относятся
гипотексты, система связей и система
навигации.
Гипертекстом называется
совокупность текстов (или один
большой текст со взаимными ссылками).
Электронный гипертекст, представляющий
собой новый, специфический способ репрезентации
мыслительных процессов, связанных с освоением
действительности, понимается нами как
особый вид письменной коммуникации, особая
форма организации письменного текста,
опосредованная компьютерной средой и
характеризующаяся процессом нелинейного
письма и чтения.
Гипертекст, как указывается
во многих определениях, состоит из текстов,
называемых гипотекстами.
Гипотекст — минимальная
единица гипертекста. Предельная единица
гипертекста должна быть значимой и двусторонней,
обладать простой и легкоузнаваемой текстовой
формой и семантической цельностью, единым
и неразрывным внутренним содержанием.
Гипотекст является основной единицей
гипертекста, поскольку представляет
собой «скрещение» языковых единиц различного
порядка — как содержательных, так и формальных.
Минимальными единицами
гипертекста являются гипотекст
и ссылка (часто именуемая как гиперссылка).
Гипотекст как предельная единица гипертекста
обладает простой и легко узнаваемой текстовой
формой и семантической цельностью, единым
и неразрывным внутренним содержанием.
Термин «гипотекст» более правильно
отвечает задачам членения гипертекста
как нелинейной структуры. В отличие от
сверхфразовых единств гипотексты не
соединены в строго отведенную последовательность.
В гипертексте предполагается множественное
и разветвленное соединение гипотекстов
с помощью особых синтаксических средств
— системы связей и гиперссылок. Термин
«гипотекст» более точно отражает строение
гипертекста с точки зрения его создания
и выработке его моделей, т. е. с точки зрения
интерлингвистики.
Подведем итог. Как
видно из вышеприведенных определений,
1) понятие гипертекста
применимо не только для компьютеризированных
текстов, но и для их печатной
разновидности;
2) гипертекст, как правило,
представляет собой креолизованный
конструкт, содержащий вербальную и визуальную
информацию;
3) гипертекст состоит
из связанных тематически и технически
уточняющих, дополняющих гипотекстов.
Проанализировав рассмотренные
трактовки исследуемого понятия,
мы определяем гипертекст как
особым способом организованный
комплекс компьютеризированных
текстов, объединенных одной тематикой
и соединенных гиперссылками, которые
позволяют читателю, работающему
с одним текстом, с их помощью
переходить на другой текст, чаще
всего, поясняющий первоначальный
текст, и самому определять порядок
перехода на другие тексты.
Заключение
Итак, гипертекст предстает
как сложное явление современной человеческой
коммуникации, являющееся объектом изучения
различных наук – социологии, информатики
и, конечно, лингвистики. Концепция гипертекста,
используемая и ранее, с появлением компьютера
получила наиболее широкое применение.