Государственная информационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Политика находит свое наиболее яркое проявление в деятельности социальных субъектов, направленных на реализацию общественных интересов посредством институтов власти. Она представляет собой также отношения между социальными группами, классами, нациями и государствами по поводу власти и властных отношений. Политика может быть понята как особый тип поведения людей, как искусство управления общественными процессами. Многообразие проявлений политики не означает ее неопределенности. Ее сущность выражается через категорию "власть".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Государственная информационная политика
1.1 Назначение государственной информационной политики……………………….....4
1.2 Правовое регулирование государственной информационной политики…….……..5
1.3 Этапы государственной информационной политики……………………………......6
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации………..7
3. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»…….8
4. Государственные автоматизированные системы в юридической деятельности….…9
5. Основные законы Российской Федерации в информационной сфере……….…......10
Заключение……………………………………………………………………………..….11

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

 

                4. Государственные автоматизированные системы

                            в юридической деятельности

 

Известно, что в процессе любого вида деятельности достаточно часто бывает необходимо осуществить  быстрый поиск сведений, имеющихся  в деле или группе документов, в  справочниках, других информационных массивах. Такой поиск иногда занимает много времени, особенно если он ведется  в значительном объеме материала. Большим  подспорьем в такой работе человеку, которому приходится анализировать  ту или иную правовую ситуацию, какие-либо обстоятельства, являются автоматизированные информационные системы (базы данных).

В общем смысле под автоматизированной информационной системой (АИС) обычно понимается такая система, у которой  приведение в действие ее основных составляющих производится автоматическим устройством, действия которого поддаются  математическому описанию. В практической реализации автоматизированная информационная система – это двухсоставная  система “человек – машина”, функционирование которой предполагает наличие таких  ее элементов, как:

– базы и банки данных, реализованные на машинных носителях  информации;

– технические средства ввода, хранения и обработки информации, а также вывода и отображения  запрашиваемых или создаваемых  системой данных;

– языки запросов и ответов (для информационно-поисковых систем);

– индивиды – пользователи данной системы и обслуживающие  ее работу.

Базы и банки данных – основа любой информационной системы, в том числе и правовой. База данных рассматривается как структурированная  совокупность данных, относящихся к  конкретной предметной области, компонентами которой могут быть любые форматированные  и (или) неформатированные единицы  данных (элементы, группы, записи, файлы), связанные между собой на логическом и физическом уровнях представления. Таким образом, база данных АИС –  это не простая сумма сведений о каких-либо объектах исследования, а строго упорядоченная по определенному  критерию структура, характер которой  задается в процессе проектирования АИС ее разработчиками. Совокупность не связанных между собой баз  данных, функционирующих в рамках одной вычислительной системы, называют банком данных.

Особое место среди  автоматизированных информационных систем занимают системы правовой информации. Наиболее показателен западный опыт их создания и использования (в зарубежных странах функционирует более 100 автоматизированных систем правовой информации), хотя в  настоящее время российские разработчики программного продукта стремительно наверстывают упущенное.

На практике различают  два вида АИС правовой информации: индексные (index-system) и системы полного  текста (full-text system), которые обычно называют полнотекстовыми. И те, и другие относятся  к типу документальных, в отличие  от фактографических систем, предназначенных  для выдачи фактических сведений о том, как регулируется то или  иное общественное отношение, каковы права  и обязанности его субъектов, какие последствия наступают  при их несоблюдении и т.д.

Однако различие между  указанными видами состоит в том, что первые, индексные, АИС предназначены  для выдачи так называемых адресов  правовых норм (названий, номеров, даты издания и других реквизитов), а  вторые, полнотекстовые, выдают пользователю также и текст нужного правового  акта в полном объеме, с указанием  последующих изменений или дополнений. Многие системы в результате развития информационных технологий и компьютерной техники являются смешанными, что  затрудняет точное определение их разновидности.

Потребность практического  использования АИС, прежде всего обусловлена всевозрастающим количеством правовых документов, динамизмом их обновления, недостаточной согласованностью отдельных правовых актов. Необходимо также учитывать, что конечная цель работы с информационной системой состоит не столько в получении правовой информации, сколько в принятии на основе выбранных правовых актов юридически выверенного решения. Ответ системы на запрос представляет собой, как правило, список нормативных документов, имеющих отношение к интересующей пользователя проблеме.

На сегодняшний день на российском рынке программной продукции  можно выделить целый ряд фирм, наиболее активно развивающих правовые ИПС. К ним относятся разработчики систем ЮСИС (юридическая справочно-информационная система) агентства Intralex, “Гарант”, “Консультант Плюс”, “Кодекс”, “Законодательство  РФ”, “Эталон”, “Юридический мир”, “Референт” и др. Они разработали одноименные  программные комплексы, обеспечивающие пользователю поиск информации в  полнотекстовой базе данных нормативных  актов, научно-практических комментариев к ним, судебной, арбитражной и  нотариальной практики применения по всем отраслям права Российской Федерации, типовых форм документов, бланков  и других шаблонов, а также ведение  делопроизводства и др.

 

        5. Основные законы Российской Федерации

                      в информационной сфере

         Доктрина информационной безопасности3 позволяет выделить четыре основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере. Это:  

  • соблюдение прав и свобод гражданина в области получения информации и пользования ею;
  • информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, формирование достоверной информации о политике государства;
  • развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, индустрии средств информатизации, коммуникаций и связи, формирование рынка на эти виды продукции;
  • защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

 
         Каждое из  этих направлений наполняется  конкретными задачами, которые предстоит  решать с помощью правовых  средств и методов.  
 
         Обеспечение информационной безопасности предполагает наличие общего правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, на основе которого создаются условия для нормального режима работы, исключающие или сокращающие угрозы, опасность правонарушений. На практике получается, что нормативно-правовое обеспечение всех компонентов информационно-коммуникативной сферы и обеспечение их безопасности реализуется на основе одних и тех же нормативных актов. Вернее, вся совокупность информационного законодательства предназначена для регулирования безопасного функционирования и реагирования на возникающие отступления от нормы.  
 
         Встает методологически важный вопрос. Развитие законодательства в области информации и информатизации является областью общей информационной политики государства или областью информационной безопасности, или такой областью правового регулирования, в которой переплетаются задачи первого и второго направлений?  
 
         В начале 2000 г., рассматривая состав предметных областей нормативно-правового регулирования информационного законодательства, сектор информационного права Института государства и права РАН предложил выделить десять направлений первого уровня. Каждое из этих направлений может формировать свое дерево целей, в конечном счете, охватывая всю сферу правового регулирования отношений в области информатики. В этом ряду направлений, включающем: решение общих проблем, регулирование отношений, связанных с информационными ресурсами и отдельными видами информации; с правом на информацию; международным обменом информацией; информатизацией; с регулированием в области СМИ и телерадиовещания; с управлением в области информации и информатизации, а также информационной деятельности, выделены и области информационной безопасности и ответственности. Это ставит вопросы обеспечения информационной безопасности как бы в один ряд с другими направлениями нормативно-правового регулирования и предоставляет возможность поиска критериев отграничения его от смежных направлений. Учитывая условность всякой классификации, можно согласиться с выделением проблем информационной безопасности в отдельное направление правового обеспечения. Это конкретная и самостоятельная задача, хотя практически она связана со всеми другими направлениями и находится как бы внутри каждого из них.  
 
         Если исходить из определения безопасности как создания определенного состояния системы, то задача обеспечения безопасности достигается в процессе создания нормального состояния информационных ресурсов, реализации права на информацию различных субъектов, развития инфраструктуры информатизации и т.д. Следовательно, в каждом предметном направлении правового регулирования и формирования нормативно-правовой основы совмещаются задачи создания условий бесконфликтных отношений участников и предотвращения отступлений от нормы, выявления угроз и опасностей по каждому направлению, а также по формированию механизмов реагирования на реализуемые отступления от установленных правил. В этой части законодательства формируется и реализуется правовая основа профилактики информационной безопасности.  
 
          В самой ткани законодательства обозначить границу между актами и нормами, посвященными отдельно общему регулированию отношений по обеспечению безопасности в информационной сфере, достаточно сложно. Почти каждый нормативный акт содержит нормы, обеспечивающие правила, порядок отношений, соблюдение которых создает состояние безопасности, а нарушение или отступление от них – условия угрозы или реального правонарушения. Если в организационных и технических мероприятиях можно выделить специально предназначенные для реализации обеспечения безопасности, защиты от угроз внутренних и внешних, то к правовым отношениям нельзя применить такое механическое разделение.  
 
         Представляется, что каждый правовой акт может быть оценен не только с позиций установления позитивных правил поведения или отношений, но и с позиций его потенциальных возможностей по предотвращению нарушений. Это обязывает уделять большое внимание внутренним связям элементов правовых норм: гипотез, диспозиций и санкций; формулировке содержания норм. Для достижения целей безопасности чаще применяются запретительные нормы, условия ограничения дозволенного. Кроме того, специальные задачи по обеспечению информационной безопасности требуют нормативных актов с однозначно определенными целями. Можно сказать, что здесь формируется подсистема информационного законодательства – законодательство об обеспечении информационной безопасности.  
 
          В настоящее время подготовлена Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрение разделов этой концепции показывает, что еще есть резервы для более точного определения задач в области нормативно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности. В силу отставания правового регулирования общих проблем в сфере информатизации такие вопросы как право на информацию всего многообразия субъектов права, регулирование научной и проектной деятельности, а также производственных отношений в области информационных технологий и техники, развитие инфраструктуры информатизации, поддержка отечественных производителей, упорядочение отношений в сфере интеллектуальной собственности, организации СМИ и т.д. продолжают оставаться в зоне правовой и информационной опасности и требуют регулирования через каналы обеспечения информационной безопасности. Это, безусловно, влияет на более глубокую проработку проблем выявления угроз и выработки мер их предотвращения.  
 
         Известно, что нормативное определение составов правонарушений и санкции помещаются в соответствующие кодексы, нормы которых не всегда гармонизированы с нормами регулятивного характера. Много проблем связано и с механизмами выявления, фиксации правонарушений, их расследования, с осуществлением экспертиз и судебного разрешения дел. Здесь формируется область ответственности, которую можно рассматривать как наиболее самостоятельную часть правового обеспечения безопасности: пресечение нарушения, восстановление нарушенного права, выбор меры наказания и т.д. В этой связи первостепенное значение приобретают нормы процессуального права. Оценка норм ГПК, УПК, КоАП в его процессуальной части с точки зрения их применимости к области информационных коллизий и правонарушений должна привлечь большее внимание. На конференции в Екатеринбурге правомерно были поставлены вопросы о расширении и конкретизации составов преступлений в области, которая сейчас в УК РФ обозначена как «компьютерные преступления».

 

 

                                                     Заключение

Воплощение в жизнь  основных идей и практических мероприятий  государственной информационной политики будет означать серьезное продвижение  страны по пути к информационному  обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

          Последовательное  реформирование информационного  производства на основе:

  • управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);
  • развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;
  • открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства

 

                                    Источники 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО  (2011 - 2020 ГОДЫ)", - Консультант Плюс

2. Концепция Государственной  информационной политики Российской  Федерации. Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. Одобрена на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998г.

3. Стратегия развития  информационного общества в РФ.,- Консультант Плюс

4.Мельников П.П. Современные информационные технологии.http://www.fa-kit.ru

5. Завадский И.И. «Информационная  политика - что это такое?//Защита  информации. «Конфидент». № 4, 2008.

6. Финько О. А.«Правовое  обеспечение  государственной  информационной политики». //Орг.  и методика информ. работы. № 8, 1999

7. Основные направления  нормативного правового обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации. // Информационное общество. № 4, 2001

8. Информационная политика: Учебник/ Под общ. Ред. В.Д.Попова. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

                                                                                                                 10.10.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

1 Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (Консультант Плюс)

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО  (2011 - 2020 ГОДЫ)", - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р (Минкомсвязи России) г. Москва  (Консультант плюс)

3 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. (Консультант плюс)

 


Информация о работе Государственная информационная политика