Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:38, реферат
Мне понравилось определение знания, которое я вычитал в книге «Управление знаниями. Полное руководство». Мелисси Клеммонс Румизен. “Информация в контексте, способная произвести пробуждающее к действиям понимание”. Теперь обращаю внимание на объяснения понятия знание в других текстах. Сейчас составляю MindMap карту по книге Джозеф Яффе “Up&Down реклама: жизнь после смерти”.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. От информации к мудрости.........................................................5
Глава 2. Система DIKW...............................................................................................7
Глава 3. Управление знаниями...................................................................................9
3.1 История развития концепции управления знаниями...............................9
3.2 Знания.........................................................................................................11
3.3 Виды знаний..............................................................................................13
3.4 Знаниевый процесс (Жизненный цикл знания)......................................14
3.5 Модель знаний...........................................................................................14
3.6 Система знаний..........................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы....................................................................................................21
Оглавление
Введение......................
Глава
2. Система DIKW..................
Глава
3. Управление знаниями......................
3.1 История
развития концепции управления
знаниями......................
3.2 Знания........................
3.3 Виды знаний........................
3.4 Знаниевый процесс
(Жизненный цикл знания).......................
3.5 Модель знаний........................
3.6 Система знаний........................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений»
Рене Декарт
Менеджмент (знаний) –это процесс воздействия на информационные технологии, организационные процессы и персонал с целью создания конкурентоспособной компании, приносящей прибыль собственникам, инвесторам и работникам
Мне понравилось определение знания, которое я вычитал в книге «Управление знаниями. Полное руководство». Мелисси Клеммонс Румизен. “Информация в контексте, способная произвести пробуждающее к действиям понимание”. Теперь обращаю внимание на объяснения понятия знание в других текстах. Сейчас составляю MindMap карту по книге Джозеф Яффе “Up&Down реклама: жизнь после смерти”.
“… данные обретают смысл только тогда, когда их начинают использовать. Они должны постоянно подпитывать процесс обратной связи, в котором нет разницы между данными на входе и данными на выходе, пока сам процесс позволяет получать практические знания и делает компанию более мудрой.
Что такое данные?
Солнце восходит в 5:38 утра и заходит на западе в 7:45 вечера.
Что такое знания?
Если вы заблудились в лесу, то понять, куда идти можно по Солнцу.
Что такое мудрость?
Лучше не теряться в лесу”.
Глава 1 От информации к мудрости
"Менеджерам
должна быть ясна
Данные --> Информация --> Знания --> Мудрость.
Стрелки означают "может быть источником для". Неправильное употребление на любом шаге приводит к ошибочному результату. Начать с "хороших данных" обязательно, но это не гарантирует появление чего-то полезного на другом конце.
Существует гигантский разрыв между первым этапом и четвертым. Слишком многие технологические компании заняты почти исключительно совершенствованием сбора данных, не развивая свои возможности на следующих 3х этапах.
Я полагаю, что такой стиль связан с менеджерами, имеющими техническию или научную подготовку: они предпочитают числа.
Но числа бесполезны без их разумной интерпретации; в лучшем случае они помогут вам наполовину.
Такой подход не приведет к существенным улучшениям в любой организации, потому что плохие ответы, полученные на основании четких данных, принесут мало пользы.
Важно то, что вы сделаете с этими данными.
Данные можно собрать автоматически. Переход ко второй стадии требует интеллектуального анализа и синтеза.
Для достижения третьей стадии необходима интеллектуальная среда, из которой можно получить общие принципы.
Наконец, переход на четвертую стадию требует опять-таки человеческого интеллекта и большого здравого смысла, чтобы обеспечить эффективное применение к реальному миру.
Осведомленность об окружающем мире фигурирует на разных уровнях абстракции. Чем выше уровень абстракции, тем более общим может быть применение нашей осведомленности к реальным ситуациям.
Д->И->З->М соответствует возрастающим уровням абстракции, и абстрагирование правильных обьектов становится более затруднительным с каждым следующим этапом.
Данные конкретны и специфичны; мудрость абстрактна и универсальна; информация и знания представляют промежуточные состояния.
Важно не смешивать информацию со знаниями, а знания с мудростью.
Если в вашем распоряжении есть идея, полученная из данных, задайте себе вопрос, что это - информация, знания или мудрость.
Ответ на этот вопрос
часто может оказаться
Глава 2 Система DIKW
В настоящее
время популярны среди
Сам термин - "DIKW-модель”, производное от англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость. В DIKW-моделях находят свое отражение иерархические отношения подчинения понятия данных, информации, знания и даже понятия мудрости, находящееся на верхнем уровне иерархии. Нетрудно увидеть в DIKW-модели воспроизведение известных в отечественной литературе (в основном, в области информационной безопасности) взглядов из “стадийной” теории информации. Последние являются одним из примеров того, как специалисты в области естественных и технических наук, вынуждены, отказываясь от философской феноменологии информации, создавать свой собственный понятийный аппарат, отвечающий эмпирическим требованиям.
По сути, DIKW (англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определённые свойства к предыдущему уровню.
Как таковая концепция DIKW является моделью для понимания важности и ограничений понятийной работы.
Основные области использования модели: Управление знаниями
Глава 3 Управление знаниями
Менеджмент знаний (англ. knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.
3.1 История развития концепции управления знаниями
Теория нового общества получает свое развитие в работах Э. Тоффлера, где в качестве символической даты начала новой цивилизации — Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год . Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла, М. Маклюэна и Ё. Масуды. Чуть позже, в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В. М. Глушкова, Ю. А. Шрейдера , Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова, а на рубеже 1980—1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия. Скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям. Нельзя также не отметить все возрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока еще немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.
В 1990 году в книге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге представляет концепцию обучающейся организации — компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».
Все последующие
годы вплоть до сегодняшнего дня можно
охарактеризовать как период широкого
распространения концепции
В 1990-х годах появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями (Harvard Business School, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems), а в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 году выходит книга Т.Давенпорта и Л.Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» . В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и ее использования на уровне правительственных учреждений.
В 1999 году возникает Институт управления знаниями — коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты как Крис Ньюэлл, Лоуренс Прусак, а также Дэвид Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями. В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. Мильнера.
В 2001 году происходит запуск первого российского портала по управлению знаниями и выход книги А. Л. Гапоненко «Управление знаниями». 2003 год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х.Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» .
Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных в той или иной форме концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.
В качестве «вводной» к вопросу определения знаний можно представить модель Хассана Газири и Элиаса Эуада (рис.1).
Указанная модель издавна вызывала дискуссии среди теоретиков управления знанием по вопросам определений: что же конкретно значат указанные слои, в чем заключаются границы слоев (можете ли вы четко определить разницу между информацией и знанием?).Согласие достигается исключительно на уровне данных и информации. Говоря о данных, исследователи имеют в виду факты, цифры, имена, адреса (бухгалтерские проводки). А информацией в свою очередь называют «обработанные» данные, в пригодной для использования форме (например, бухгалтерский отчет). Что же называют знанием? По различным определениям, знания – это и информация в конкретном контексте, и осмысленная информация, и информация, которую можно применять несколько раз (не теряющая актуальности). Мудрость? Возможно, это знания, которые также можно использовать несколько раз. Подробнее вопрос определения знаний и мудрости представлен в статье Антона, указанной в источниках, а мы пока продолжим с классификацией знаний.