Информациионное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Мне понравилось определение знания, которое я вычитал в книге «Управление знаниями. Полное руководство». Мелисси Клеммонс Румизен. “Информация в контексте, способная произвести пробуждающее к действиям понимание”. Теперь обращаю внимание на объяснения понятия знание в других текстах. Сейчас составляю MindMap карту по книге Джозеф Яффе “Up&Down реклама: жизнь после смерти”.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. От информации к мудрости.........................................................5
Глава 2. Система DIKW...............................................................................................7
Глава 3. Управление знаниями...................................................................................9
3.1 История развития концепции управления знаниями...............................9
3.2 Знания.........................................................................................................11
3.3 Виды знаний..............................................................................................13
3.4 Знаниевый процесс (Жизненный цикл знания)......................................14
3.5 Модель знаний...........................................................................................14
3.6 Система знаний..........................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы....................................................................................................21

Файлы: 1 файл

ПАСХИН РЕФЕРАТ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. От информации к мудрости.........................................................5

Глава 2. Система DIKW...............................................................................................7

Глава 3. Управление знаниями...................................................................................9

3.1 История  развития концепции управления  знаниями...............................9

3.2 Знания.........................................................................................................11

3.3 Виды знаний..............................................................................................13

3.4 Знаниевый процесс (Жизненный цикл знания)......................................14

3.5 Модель знаний...........................................................................................14

3.6 Система знаний..........................................................................................17

Заключение.................................................................................................................20

Список  литературы....................................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений»

Рене  Декарт

 

 

 

Менеджмент (знаний) –это процесс воздействия на информационные технологии, организационные процессы и персонал с целью создания конкурентоспособной компании, приносящей прибыль собственникам, инвесторам и работникам

Мне понравилось  определение знания, которое я  вычитал в книге «Управление знаниями. Полное руководство». Мелисси Клеммонс Румизен. “Информация в контексте, способная произвести пробуждающее к действиям понимание”. Теперь обращаю внимание на объяснения понятия знание в других текстах. Сейчас составляю MindMap карту по книге Джозеф Яффе “Up&Down реклама: жизнь после смерти”.

“… данные обретают смысл только тогда, когда их начинают использовать. Они должны постоянно  подпитывать процесс обратной связи, в котором нет разницы между  данными на входе и данными на выходе, пока сам процесс позволяет получать практические знания и делает компанию более мудрой.

Что такое данные?

Солнце восходит в 5:38 утра и заходит на западе в 7:45 вечера.

Что такое знания?

Если вы заблудились  в лесу, то понять, куда идти можно по Солнцу.

Что такое мудрость?

Лучше не теряться в лесу”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 От информации к мудрости

 

 

"Менеджерам  должна быть ясна последовательность  Д -> И -> З -> М:

Данные --> Информация --> Знания --> Мудрость.

Стрелки означают "может быть источником для". Неправильное употребление на любом шаге приводит к ошибочному результату. Начать с "хороших данных" обязательно, но это не гарантирует появление чего-то полезного на другом конце.

Существует  гигантский разрыв между первым этапом и четвертым. Слишком многие технологические компании заняты почти исключительно совершенствованием сбора данных, не развивая свои возможности на следующих 3х этапах.

Я полагаю, что такой стиль связан с менеджерами, имеющими техническию или научную подготовку: они предпочитают числа.

Но числа  бесполезны без их разумной интерпретации; в лучшем случае они помогут вам  наполовину.

Такой подход не приведет к существенным улучшениям в любой организации, потому что  плохие ответы, полученные на основании четких данных, принесут мало пользы.

Важно то, что вы сделаете с этими данными.

Данные можно  собрать автоматически. Переход  ко второй стадии требует интеллектуального  анализа и синтеза.

Для достижения третьей стадии необходима интеллектуальная среда, из которой можно получить общие принципы.

Наконец, переход  на четвертую стадию требует опять-таки человеческого интеллекта и большого здравого смысла, чтобы обеспечить эффективное применение к реальному  миру.

Осведомленность об окружающем мире фигурирует на разных уровнях абстракции. Чем выше уровень абстракции, тем более общим может быть применение нашей осведомленности к реальным ситуациям.

Д->И->З->М  соответствует возрастающим уровням  абстракции, и абстрагирование правильных обьектов становится более затруднительным с каждым следующим этапом.

Данные конкретны  и специфичны; мудрость абстрактна и универсальна; информация и знания представляют промежуточные состояния.

Важно не смешивать  информацию со знаниями, а знания с  мудростью.

Если в вашем  распоряжении есть идея, полученная из данных, задайте себе вопрос, что это - информация, знания или мудрость.

Ответ на этот вопрос часто может оказаться решающим."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система DIKW

 

 

В настоящее  время популярны среди информационных специалистов так называемые DIKW-модели дающие подход к определению информационных понятий, включая такие как носитель информации, данные, информация, знания. Они, в сущности, основываются на кибернетически-функциональном определении понятия социальной информации. Кроме очевидной наглядности они позволяют раскрыть отношения между всеми известными понятиями, включая информацию и знания, и установить “объусловленность” этих отношений. Т.е. то, что возникновение этих отношений не абсолютно, а относительно, связано с выполнением некоторых условий.

Сам термин - "DIKW-модель”, производное  от англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость. В DIKW-моделях  находят свое отражение иерархические  отношения подчинения понятия данных, информации, знания и даже понятия мудрости, находящееся на верхнем уровне иерархии. Нетрудно увидеть в DIKW-модели воспроизведение известных в отечественной литературе (в основном, в области информационной безопасности) взглядов из “стадийной” теории информации. Последние являются одним из примеров того, как специалисты в области естественных и технических наук, вынуждены, отказываясь от философской феноменологии информации, создавать свой собственный понятийный аппарат, отвечающий эмпирическим требованиям.

По сути, DIKW (англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определённые свойства к предыдущему уровню.

  • В основании находится уровень данных.
  • Информация добавляет контекст.
  • Знание добавляет «как» (механизм использования)
  • Мудрость добавляет «когда» (условия использования)

Как таковая  концепция DIKW является моделью для  понимания важности и ограничений  понятийной работы.

Основные области  использования модели: Управление знаниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Управление знаниями

 

 

Менеджмент  знаний (англ. knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.

 

3.1 История  развития концепции управления  знаниями

 

Теория нового общества получает свое развитие в работах Э. Тоффлера, где в качестве символической даты начала новой цивилизации — Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год . Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла, М. Маклюэна и Ё. Масуды. Чуть позже, в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В. М. Глушкова, Ю. А. Шрейдера , Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова, а на рубеже 1980—1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия. Скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям. Нельзя также не отметить все возрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока еще немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.

В 1990 году в книге  «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» Питер  Сенге представляет концепцию обучающейся  организации — компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».

Все последующие  годы вплоть до сегодняшнего дня можно  охарактеризовать как период широкого распространения концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, включая науку и образование. На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и программно-технологических средств, для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

В 1990-х годах  появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты  и журналы. В зарубежных вузах  впервые становится возможной специализация  по управлению знаниями (Harvard Business School, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems), а в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 году выходит книга Т.Давенпорта и Л.Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» . В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и ее использования на уровне правительственных учреждений.

В 1999 году возникает  Институт управления знаниями — коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты как Крис Ньюэлл, Лоуренс Прусак, а также Дэвид Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями. В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. Мильнера.

В 2001 году происходит запуск первого российского портала по управлению знаниями и выход книги А. Л. Гапоненко «Управление знаниями». 2003 год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х.Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» .

Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных  в той или иной форме концепции  управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.

3.2 Знания

 

В качестве «вводной»  к вопросу определения знаний можно представить  модель Хассана  Газири и Элиаса Эуада (рис.1).

 

 

Указанная модель издавна вызывала дискуссии среди  теоретиков управления знанием по вопросам определений: что же конкретно значат указанные слои, в чем заключаются границы слоев (можете ли вы четко определить разницу между информацией и знанием?).Согласие достигается исключительно на уровне данных и информации. Говоря о данных, исследователи имеют в виду факты, цифры, имена, адреса (бухгалтерские проводки). А информацией в свою очередь называют «обработанные» данные,  в пригодной для использования форме (например, бухгалтерский отчет). Что же называют знанием? По различным определениям, знания – это и информация в конкретном контексте, и осмысленная информация, и информация, которую можно применять несколько раз (не теряющая актуальности). Мудрость? Возможно, это знания, которые также можно использовать несколько раз. Подробнее вопрос определения знаний и мудрости представлен в статье Антона, указанной в источниках, а мы пока продолжим с классификацией знаний.

Информация о работе Информациионное общество